Файл: Современные политические режимы ( Понятие и сущность политического государственного режима ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Политический государственный режим задает механизм функционирования и развития любого современного государства, что делает выбранную тему курсовой работы актуальной на сегодняшний день.

Форма государства является одной из значимых проблем теории государства и права, так как практические потребности государства связаны с ней напрямую, что оказывает влияние на его содержание и функции.

В современном мире идут непрерывные бурные политические процессы, в некоторых случаях происходит частичная или полная смена формы государства, в том числе и политического режима. Примером может стать происходящие на протяжении последних десяти лет изменения в странах Северной Африке и Ближнего Востока. Не так давно процесс смены формы государства можно было наблюдать в странах бывшего Советского Союза. Некоторые государства и по сей день остро переживают установление нового политического режима.

С точки зрения права со стороны политического режима идет прямое влияние на все право любого государства. Выбор направления развития при определенном режиме может развиваться индивидуально.

Тип политического государственного режима закрепляется в Конституции государства, а также в других нормативно-правовых актах. Так тип политического государственного режима Российской Федерации закреплен в Конституции РФ, где сказано, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Цель курсовой работы заключается в изучении основных типов политических режимов современного мира и выявления проблем, а так же путей решения, характерных для каждого типа правления.

Рассмотрим задачи, поставленные курсовой работой:

- Определить понятие политического государственного режима.

- Изучить основные типы политического режима.

- Рассмотреть каждый тип политического режимы, выявив особенности и характерные черты для каждого из них.

- Выявить основные проблемы политических режимов.

- Определить пути решения для выявленных проблем.

Предметом исследования в работе выступает политический режим современной России.

Изучение информации, проведения анализа, наблюдение являются методами и средствами, использованными в курсовой работе.

Для написания курсовой работы использовался широкий круг источников: комментарии специалистов, учебная литература, монографии, статьи, которые были взяты из надежных источников, изданы серьезными издательствами и институтами.


На протяжении последних десяти лет данная тема рассматривалась и изучалась рядом ученых теоретиков, таких как: Петров В.С., Алексеев С.С. Денисов А.И. Липень С.В. и другие. Каждый из представленных авторов развивает представленную тему со своей точки зрения, приводя в пример различные государства и события, происходящие в политическом мире.

Курсовая работа состоит из трех глав.

Первая глава рассказывает о теоретических аспектах понятия политического режима, а именно рассматриваются определение и политическая сущность политического режима, соотношение понятия «политический режим» и «государственный режим».

Во второй главе изучены более подробно виды политических режимов, а именно тоталитарный, авторитарный и демократический политический режим.

Третья глава посвящена изучению проблемы идентификации политического режима современной России.

В заключении представлены выводы по проделанной работе.

1 Понятие и сущность политического государственного режима

Такое понятие, как «политический государственный режим» в научных кругах впервые появился в 60-е гг.XX века.

Тем не менее, идеи государственного устройства, формы правления и политического режима появились многим ранее и были известны еще со времен Древней Греции.

Хотя термин возник намного позже, его появление подготовлено ходом политической мысли ученых и философов Античности.

Труды таких древних философов как Платон и Аристотель представляют особый интерес для современности. Идеи этих ученых во многом противоположны, так же они аргументировали свои позиции различными способами. Не смотря на это, вклад каждого из них в современную деятельность политических режимов имел место быть.[1][5 с. 54] .

Остановимся более подробно на каждом из этих ученых.

Труды Платона (427—347 гг. до н.э.) содержат в себе интересные наблюдения о формах государственного устройства. Трактаты «Государство», «Законы», диалог «Политик» изучают проблемы государственного устройства. Платоном были определены следующие формы государтсва: тимократию, олигархию, демократию и тиранию и связав их при этом с пятью видами душевного склада людей.[2] [20, c. 67]

Тимократия является властью честолюбцев – это отрицательная форма государства.[3][14, c. 163] При ней все еще сохраняется бескорыстность существования общества, но все больше начинает появляться и накапливаться тяга к роскошной жизни и богатству, появляется семейное устройство, отвлекающее от забот о государстве, заменяясь при этом заботой о личном благосостоянии.


Олигархия – господство не многочисленного количества людей. У власти стоят только благо состоятельные граждане, бедность же не принимает участия в управление государственными делами.

В таком обществе происходит обесценивание прирожденных способностей, которые зарождались у представителей низшего слоя общества. Не совершенствуя свои способности, они занимались различной деятельностью. Другие в результате обнищания либо совсем прекращали работать, либо начинали заниматься преступной деятельностью.[4] [16, c.93]

Демократия – власть большинства – усиливает и закрепляет раскол и насилие в обществе. Зависть и злоба бедняков – бывших богачей приводит к восстаниям и делению власти между победившим большинством.

Тирания – наихудшая форма государства, вырождается демократия. Избыток свободы приводит к рабству. Тиран, вознесшийся на волне народного представительства, начинает уничтожение своих врагов, пока около него не останется никого.[5][15,c.100]

Из всех четырех форм государства Платон считал наиболее приемлемой демократию, хотя далеко не идеальной.

Но его главный вклад состоит, конечно же, не в этом. Главное в том, что, будучи пессимистом и усматривая определенную деградацию в эволюции политических форм, Платон в трактате "Государство" и в "Законах" создал образ "идеального государства", которое, в действительности, является продолжением легистских проектов и всесторонне обосновывает концепцию тоталитарного правления.[6] [4, c. 17] По его мнению, в основе такого государства должна лежать идея справедливости. В благом государстве должны присутствовать четыре истины: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость.

Совершенно противоположных взглядов придерживался Аристотель (384—322 гг. до н.э.), человек, который донес все интеллектуальное и нравственное богатство своего поколения.[7][5, с. 60] .

Аристотелем была разработана занятная типология политических государственных форм. Рассмотрим ее более подробно.

1. Монархия – власть одного, первая и самая «божественная» форма государства.

2. Аристократия – правление немногих «лучших».

3. Полития – правление большинства или тех, кто представляет интересы большинства и владеет оружием. Основой политии является средний класс.

Так же его классификация предполагает разделение на положительные и отрицательные режимы правления. К правильным, то есть тех, которые заботились об интересах общества он относил монархию, аристократию и политию. К Отрицательным формам правления причислялись тирания, демократия и олигархия.[8] [8, c. 367]


Появление отрицательных форм правления Аристотель связывал с вырождение правильного государственного устройства. Таким образом, уходя в прошлое монархия порождает тиранию, аристократия – олигархию, а полития становиться демократией.

Современные ученые определяют понятие «политический государственный режим» как совокупность используемых стоящими у власти группами, классами и слоями общества методов и способов осуществления государственной власти, а также способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых им методов управления обществом[9][12 с 193] .

Так же как и другие составные части формы государства, режим государства находится во взаимосвязи с властью. При этом эта связь имеет значительные отличия. Если составные части формы государства ассоциируются напрямую с порядком формирования высших и местных органов государственной власти или организацией верховной власти в государстве, как это имеет место в случае с формой правления, или с внутренним строением государства, административно-территориальной и национально-государственной организацией власти, как это проявляется в форме государственного устройства. То государственный режим выступает организационно оформленной властью, в процессе своего функционирования.[10] [5, c.55]

Государственный режим в настоящее время представляет собой определение его как совокупности средств, способов и методов реализации государственной власти. Это устоявшееся определение, однако, к нему примыкают аналогичные ему, но в то же время в определённой мере отличающиеся от общего определения.[11] [7, c. 164]

Среди прочих определений можно выделить изучение государственного режима как системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования «через которые государственная власть легитимирует своё существование и функционирование [12][4, с. 17] »

Два вышеназванных определения имеют существенные отличия:

Во-первых, то, что режим ассоциируется не только с процессом функционирования власти, но и с её существованием.

Во-вторых, то, что государственный режим связывается с процессом легитимации государственной власти.

При этом под легитимацией (легитимностью) власти понимается принятие подчиненными субъектами власти их согласие о справедливости осуществления такой власти в политической системе.


Иными словами легитимность заключается в солидарном принятии и поддержки со стороны граждан и их объединений государственной власти, как соответствующей их представлениям о справедливости.

Государственный режим рассматривается наиболее подвижным и динамичным механизмом формы государства, которая чутко реагирует на наиболее значимые процессы и изменения, которые происходят как в политической, так и в экономической и социальной среде, в особенности , в соотношении социально-классовых сил. [13] [12, c. 193]

Государственный режим придает индивидуальность форме государства, определяя ее роль и социально-политическую значимость, а так же определяет ее организационную законность.

Немного иное определение дает другой отечественный ученый. Он представляет его как «метод осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом[14][6, с. 238] ».

Толкование других авторов политического государственного режима тоже отличаются индивидуальность. Так как государство занимает центральное место в любой политической системе, то политический государственный режим отражает уровень и формы развития демократического общества, а так же политического климата в стране в определенной временной промежуток истории. Это и объясняет стремление обладания государственными политическими партиями государственной властью и непрекращающуюся борьбу за нее[15] [10, с. 93] .

Состояние и характер политических отношений определяют конкретный тип власти, функциональные параметры политической системы и находят своё выражение в научной категории «политический режим».

Категория «политический режим» часто используется не только в политологии, но и в правоведении, а также в социологии.

Рассмотрим политический режим с точки зрения правового подхода. Правовой подход понимает под политическим режимом форму правления, связанную с особенностями разделения властей большой вклад в развитие этой теории внес Шарль Луи Монтескье (1689-1755). В соответствии с ним выделяют:[16] [16, c. 93]

1. Режим слияния властей. Абсолютная монархия, тоталитарные и авторитарные государства.

2. Режим разделения властей. Президентская республика.