Файл: Современные политические режимы ( Понятие и сущность политического государственного режима ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Режим сотрудничества властей. Парламентская республика.

Недостаток такого подхода заключается в заостренности на формальных внешних факторах, не учитывая качественных различий.[17] [13, c. 318]

Рассмотрим качественное содержание политического режима, читывая нижеперечисленные факторы:

1. Характер избирательной системы (цензы, ограничения).

2. Способ формирования и положение представительных органов власти.

3. Место и роль главы государства в системе политических отношений.

4. Взаимоотношения между различными ветвями власти, а также между центральными и местными органами власти.

5. Положение и роль органов насилия в государстве.

6. Условия деятельности политических партий и движений.

Если на основе перечисленных факторов оценить реальные политические права и свободы гражданина, то становится понятно, что существуют качественные различия между разными способами властвования. Именно эти качественные различия между способами властвования определяет содержание типов политического режима.[18][20, с. 67] .

Очень часто в литературных источниках происходит отождествление понятий «политический режим» и «государственный режим» (государственно-правовой режим). В то же время некоторые же исследователи разделяют понятие «политический государственный режим» на два, где первое понятие шире второго.

Так, в Конституционном праве понятия «политический режим» постепенно заменяется понятием «государственный режим». На сегодняшний день преобладает мнение, что понятие политического режима выходит за границы формы государства, относясь не только в такой форме, но и к системе политического устройства общества.

Политический режим не может быть сведен только к методам деятельности органов государственной власти, а включает, к примеру, роль государственных партий. Так, в странах с тоталитарным социализмом нельзя не учитывать роль коммунистической партии. Так же существенное влияние оказывают массовые общественные объединения, политическая, в том числе неорганизованная, деятельность различных социальных групп.

Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (это скорее категория политологии), а о режиме государственном, иногда государственно-правовом. Однако эти понятия нельзя «разводить» и тем более противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот [19][23, с. 146] .


Таким образом, получается, что существует две формы с одним содержанием, когда и под политическим и государственным режимом понимается «совокупность способов и методов осуществления власти».

В тоже время существует и другое мнение Марченко М.Н. о соотношении этих определений. Являясь составной неотъемлемой формой государства, государственный режим не может быть равнозначен с политическим режимом. Государственный режим является только частью политического режима, охватывающий не только государство, но и все другие элементы политической системы общества. Политический режим, как более широкое и более общее понятие, включает в себя как способы и методы реализации государственной власти, так и приемы, способы осуществления властвования негосударственного и общественно-политического слоя общества, который является составной частью политической системы общества.

Таким образом, государственный режим есть более узкое понятие, нежели понятие «политический режим» и поэтому их не следует отождествлять друг с другом[20][13, с. 318].

Такой же точки зрения придерживается и другой ученый-правовед - Махаев Р.Т.. По его мнению, политический и государственный режим понятия не равнозначные, как и привязанные с ними понятия «политика» и «государство». Определение «политического режима» более обширно по своему, чем государственного, поскольку содержит в себе как средства и методы государственного принуждения, так и негосударственного воздействия на общество.[21] [14, c. 163]

В отличие от политического государственный режим представляет собой совокупность форм, методов, приемов реализации публичной власти посредством государственного механизма. Он выражает характер существующей власти, её содержание. Обычно в понятие «государственный режим» заключают соотношение диктатуры и демократии, как принципов организации общественной жизни.

Государственный режим не исчерпывает всех средств осуществления политической власти. Кроме государства, в любом обществе есть политические силы не связанные напрямую с государственной властью, но оказывающие на неё существенное влияние. Например, промышленно-финансовые группы, профсоюзы, политические партии, средства массовой информации, церковь, творческие союзы.

После появления партий, движений, общественных организаций монополия государства на власть исчезает. Эти организации тоже становятся участниками политической жизни, борются за власть, влияют на нее. Поэтому понятие «государственный режим» уже понятия «политический режим[22][14, с. 163] »


На мой взгляд, понятия политический и государственный режим – это тождественные понятия. Потому что оба понятия являются характеристикой только формы государства и имеют свои способы, средства и методы осуществления государственной власти в стране.

2 Типы политических государственных режимов

Различные исторические этапы характерны разными политическими режимами, в каждом конкретном государстве происходило становление своего индивидуального типа политического режима. Они имеют различия во всех государствах, принадлежащих к одному периоду их существования.

Различают очень много разновидностей политического государственного режима, поскольку на данные разновидности оказывают значительное влияние множество факторов. К таким факторам можно отнести:

1. Сущность и форму государственного устройства.

2. Характер законотворческой деятельности.

3. Наличие фактических полномочий, принадлежащих государственным органам власти и юридические формы их деятельности.

4. Соотношение общественно-политических сил и форма их взаимоотношений.

5. Политическое сознание и политическая активность общества.

6. Экономическое состояние государства.

7. Уровень жизни населения.

8. Формы классовой борьбы или классового сотрудничества.

Исторические традиции и политическая обстановка, складывающаяся на мировой арене, существенно влияет на формирование политического режима.

Так же, начиная с 18-го века, отмечается увеличение политических партий, общественных движений и организаций, что расширило количество участников политической жизни, способных реально влиять на нее или осуществлять её в случае овладения этой властью.

Основанием для разделения политических режимов берется соотношение диктатуры и демократии, которое определяет уровень свободы личности, а так же гарантии ее прав и свобод. На основании этих критериев выделяются три основных типов политических режимов: тоталитаризм, авторитаризм, демократия.

Исходя из признаков каждого типа, происходит классификация политического режима в любой конкретной стране. Рассмотрим вышеперечисленные виды государственных режимов более подробно.

2.1 Тоталитарный режим

Определение тоталитарного режима произошло от латинского слова totalis - абсолютный, безграничный. Характерной чертой такого режима является полный контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жесткой регламентаций и преимущественно репрессивными методами управления и принуждения [23][7, с. 164] .


Окончательное формирование тоталитаризма произошло в 20-веке. Первым из политиков данное понятие было употреблено Б. Мусоллини, которое ввели итальянские либералы Д. Амендола и П. Габети в 1923 году.

Рассмотрим признаки тоталитаризма:

1. Жесткий контроль всех сторон жизни общества (как правило, на основе какой-либо идеологии).

2. Тотальная регламентация властями общества контроль деятельности отдельных его членов.

3. Применение репрессий в правосудии.

4. Существование одной партии или принадлежность реальной власти только одной партии при незначительном влиянии остальных.

5. Правящая партия организована недемократическим способом – власть распространяется от лидера к населению, а не от народа к лидеру.

6. Наличие системы доносов, существование карательных органов и органов политического сыска.

7. Монополистическое осуществление контроля со стороны государства над производством, экономикой, и другими сферами жизни, включая образование, СМИ, искусство, литературу, театр, спортивные организации

8. Распространенное применение террора по отношению к гражданам своей стране. Применение физического насилия для создания крепкой власти.

9. Осуществление политической жизни общества личностью становится невозможным, так как ограничиваются его права и свободы. Даже если на законодательном уровне права и свободы прописаны, то отсутствует механизм их реализации на практике.

10. Агрессивная внешняя политика, использование милитаризации - идеи общественной безопасности для становления сплочённого общества.

11. Культ вождя – лидер превращается в обожествленное существо и пользуется непрекословным авторитетом.

12. Правящему клану принадлежит вся полнота власти.

13. Объявляется равенство всех членов общества, их одинаковое социальное положение и отсутствие классов.[24] [20, с. 69] .

Режим тоталитарного правления имеет много других отличительных черт, но все они носят антидемократичный характер управления общества и государства. Особенным отличительным признаком является концентрация власти в руках вождя, который опирается на правящую партию.

При таком политическом режиме отмечается низкий уровень развития демократического сознания, развивается потребность в наличии символе единства нации в условиях проявления социальной нестабильности.

Тоталитаризм 20 века установился только с наличием определенных условий. Рассмотрим эти предпосылки более подробно:


1. Фабрично-заводское производство, собравшее большей объем граждан в определенных местах, что обеспечивает контроль над трудовой деятельностью населения, а также создает представления о том, что общество можно организовать по примеру большой фабрики или завода, где люди будут послушными винтиками этой большой организации.

2. Появление и активное развитие средств массовой информации, связи и транспортных коммуникаций, что позволяет доносить цели правящей идеологии до любого представителя населения страны.

3. Наличие общенационального кризиса, который создает социальные и политические предпосылки для зарождения тоталитаризма [25][7, с. 164] .

К социальным предпосылкам можно отнести наличия маргинального слоя общества. То есть это те люди которые потеряли свой привычный социальный статус, а приобрести новый не успели. Существование маргиналов является нормальным процессом для любого общества. При эффективном развитии экономики у государства имеется возможность оказывать маргиналам материальную помощь в приобретении новых профессиональных навыков, помощь в трудоустройстве и т.д.

При кризисных процессах государства масса такого слоя общества как маргиналы резко увеличивается, а возможности по оказанию помощи ограничены, либо совсем пропадают. Недовольство маргиналов может взбудоражить социально-политическую стабильность, потому что сознанием этого слоя можно легко манипулировать. Маргиналы, не имея устойчивых интересов, руководствуются в политическом поведении чувствами, эмоциями, настроением и т.д.

Наличие общенационального кризиса ведет за собой не только социальные, но и политические последствия. Они заключаются в исчезновении демократических ценностей, традиционных политических институтов. Происходит резкое сокращение государственного бюджета, что позволяет обеспеченным группам продвигать свои интересы, представляя интересы более состоятельного слоя населения.

В сложившейся ситуации для большей части граждан выборы, демократия представляются хитроумным замыслом, с помощью которых богаты слой населения еще больше обогащается, а бедное - беднеет. По этой причине среди общества нарастают требования провозглашения равенства и наличие сильного государства.

Причинами перехода к тоталитарному управлению может стать экономическое, политическое отставание, а так же отсутствие модернизации. Именно таким способом правящая группа пытается перевести власть к чрезвычайному методу управления. Данный метод управления не позволяет обществу структурироваться на основе экономических интересов.