Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепции лидерства.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
Введение
Тема лидерства всегда была, есть и будет одной из важнейших. Она была интересна во все времена, не утратила своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей цели, вести за собой хоть «на край света», убедить в реальности светлого будущего - вот главные характеристики настоящего лидера.
Посмотрите на кучку суетливых муравьев у вас под ногами. Похоже, у них нет босса, предписывающий, что они должны делать. Они действуют по заложенной в них природой программе, повинуясь инстинкту.
Загоните людей в глубокую яму и поставьте перед ними задачи, хотя бы такой простой: выбраться из ямы. Они немедленно начнут мешать друг другу, и это будет продолжаться до тех пор, пока среди них не появится лидер.
Мы не муравьи. Мы сложные создания, каждый со своим умом, характером, темпераментом, своими принципами, потребностями и желаниями, своим видением этого мира и поэтому нам нужен лидер, который поможет достичь поставленных целей, сможет объединить нас всех, таких разных; именно он будет тем связующим звеном, необходимым нам для общей, творческой деятельности.
Целью данной работы было исследование и изучение типов лидерства, а также определения типа лидерства.
Раздел 1 Суть лидерства и характеристика лидера
1.1 Лидерство, как социально - психологическое явление
Лидеры - та категория людей, которые не стоят на месте, а постоянно движутся вперед быстрее, чем все остальные. (Александр Алесюк).
Под лидерством (от английского leader <lead - вести, управлять) обычно понимают
- способность благодаря личным качествам влиять на поведение отдельных лиц и групп работников с целью сосредоточения их усилий на достижении целей организации;
- некоторое неуловимый феномен групповой динамики, отражает желание коллектива под руководством лидера эффективно, реализуя творческие силы каждого, объединить усилия для достижения общих для всей группы целей и задач;
- набор характеристик или системы черт, присущих тем, на кого влияют без принуждения
- влияние на поведение подчиненных, как правило, через межличностное общение (коммуникации)
- одновременно процесс и свойство: как процесс лидерство является использованием принудительных рычагов влияния для определения целей определенной группы людей или организации, мотивации поведения в направлении достижения этих целей и помощи в формировании культуры этой группы или организации; как свойство лидерство представляет собой набор определенных черт, присущих тем лицам, которые осознают себя лидерами;
- искусство мобилизовать других к стремлению придерживаться общих для всей группы ценностей.
Лидерство - это способность влиять на индивидов или группу людей, побуждает их работать для достижения целей. Поэтому лидерство является важнейшим фактором в системе руководства трудовыми коллективами предприятий, что способствует повышению эффективности их функционирования.
Лидерство имело первостепенное значение и на ранних стадиях развития общества. В процессе социализации человека лидерство меняло свое содержание, хотя основное назначение - обеспечить группе людей достижения целей - в значительной степени осталось неизменным.
Лидерство - основной процесс организации группового поведения. Без лидерства форуме коллектива (группы).
В современных условиях лидерство основано не в традиции, а логически вытекает из психологии человека, хотя основной принцип превосходства сохраняется. Лидер непременно должен в чем-то превосходить остальных членов группы (по уровню знаний, моральными или физическими качествами).
Лидерство - это исторически сложившаяся социальная потребность людей в организации в процессе их деятельности. Оказываясь при формировании целей, лидерство фокусирует в себе отношения между членами группы (коллектива).
Лидер - это человек, который никем не назначается и которая выдвигается тогда, когда группа идет к цели, отыскивая лучшие способы организации работы, средства достижения цели.
Решающая роль при выдвижении группой лидера принадлежит ситуации. Это и увеличение, и осложнения группы по составу, и возникновение препятствий на пути достижения групповой цели, и внешние или внутренние угрозы, и конфликты в группе или провал официального руководителя. В последнем случае почти всегда руководство группой берет на себя неофициальный лидер.
В особо сложных условиях в достаточно многочисленной группе один лидер иногда не в состоянии обеспечить достижение поставленной цели, тогда группа выдвигает двух и более лидеров. В этих случаях устанавливается иерархия лидеров: возглавляет группу главный лидер, а потом идут лидеры второго и третьего порядка.
Если иерархия лидеров развивается в пределах формальной структуры, то она оказывает существенное влияние на управляемость группы и деятельность официального руководителя.
Большое значение для лидерства имеет субъективный фактор- личное стремление к лидерству, жажда власти, прибыль, престиж и тому подобное.
Для выдвижения лидера важно, чтобы его представления о нормах и ценностях совпадали с представлениями большинства членов группы. Лидера члены группы непременно должны воспринимать как «один среди нас», иногда как «лучший среди нас».
Качества личности лидера имеют по определенным параметрам некоторой степени превышать аналогичные качества других членов коллектива. В противном случае человек, уровень которой намного выше, чем уровень ее непосредственного окружения, будет восприниматься как исключительная личность. Ее или сразу отвергнут и она окажется в изоляции, или уважать, обращаясь к ней за советами, но не воспринимать как свою. Так неформальным лидером она быть не может.
Основными чертами при оценке лидера и его выдвижении группой являются энтузиазм, способности, уверенность в себе, глубокое знание дела, чувство справедливости и тому подобное.
В лидерстве субъективные и объективные факторы, внешние и внутренние условия тесно переплетены, взаимосвязаны. Лидер непременно должен стремиться к лидерству и в дальнейшем сохранить за собой эту роль.
Личности лидера, как и всякой другой, присущая багаторолева структура. Каждый человек является гражданином своей страны, членом семьи, членом трудового коллектива, руководителем и одновременно подчиненным. Это приводит большое количество ролей, которые выполняет каждая отдельная личность. И чем больше совокупность ролей, которые берет на себя один человек, тем выше уровень социального поведения, тем больше общественная значимость личности. Однако сама по себе социальная роль не связывается с индивидуальностью. Но вместе с тем она существенно влияет на психологическую структуру личности.
Лидерство следует понимать прежде всего как организацию, планирование и управление деятельностью группы.
Лидерство стало объектом исследования многих ученых, и в настоящее время сформулировано три основных теоретических подхода к пониманию лидерства.
1. Харизматичное действие (от «харизма» - благодать) утверждает, что лидером может стать только человек, имеющий определенный набор личных качеств, способность побуждать других к высокопроизводительному труду. Начиная с теории «большого человека» (зародилась еще в древних греков и римлян), которая утверждает, что лидерами рождаются, а не становятся, делались попытки определить физические, умственные и индивидуальные черты разных лидеров.
Хотя ученым не удалось сформулировать полного набора качеств, которыми должны обладать эффективные лидеры, все же установлено, что некоторые качества являются обязательными для лидера: высокие умственные способности, широкие общественные интересы и зрелость.
Как и руководство, лидерство стало объектом исследования в начале XX в., Когда начал появляться интерес к управлению как науки. Однако только в 30-40-е годы впервые было начато изучение этого явления на систематических началах Ранние исследования имели целью выявить общие свойства или личностные характеристики эффективных руководителей, обусловлено прежде всего потребностями производства. Так возникла личностная теория лидерства (теория черт, теория великих людей), согласно которой лучшие из руководителей обладают определенным набором врожденных, общих для всех личных качеств. При этом одни ученые исходили из позиции универсальности: разрабатывали единый перечень таких качеств, предлагали определять значимость каждого качества или группы качеств в общей оценке в зависимости от уровня руководителя, специфики трудовой деятельности. Такие наборы рис тщательно фиксировались и рассматривались как основа для построения системы тестов для отбора лиц, пригодных для лидерства. Другие авторы отстаивали позицию собственного подхода - разрабатывались наборы необходимых качеств в зависимости от конкретного типа решаемой задачи управления и категории персонала. Третьи ставили эти собственные наборы в зависимость только от категории персонала.
2. Ситуационная теория определяет, что люди становятся лидерами не стольков силу своей личности, сколько благодаря разным ситуационным факторам и соответствия взаимосвязи между лидером и ситуацией. По мнению американского ученого Фидлера, существуют три критические ситуации, которые влияют на наиболее эффективное лидерство: 1) влияние должности - лидер, имеющий больше должностных полномочий, может значительно легче вести за собой, чем тот, кто не обладает такими полномочиями; 2) структура задач, или четкость, с которой поставленные задачи могут быть описаны по сравнению с ситуациями; 3) взаимоотношения между лидером и членами группы, в том числе - насколько коллектив доверяет лидеру и готов идти вслед за ним.
3. Синтетическая теория рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидера - как субъекта управления этим процессом. Основной смысл этого подхода в том, что сам феномен лидерства рассматривается как совместная групповая деятельность.
Лидерство как соответствующее социальное отношение включает четыре главные переменные: 1) характеристики лидера; 2) позицию, потребности и другие характеристики его последователей; 3) характеристику организации - ее цель, структуру, природу задач, которые должны быть выполнены; 4) социальное, экономическое и политическое среду. Лидерство - это сложное сочетание указанных переменных. Влияние лидеров в предпринимательской деятельности с точки зрения менеджмента проявляется в изменении настроений, формировании желаний и представлений о развитии бизнеса персоналом.
Сейчас лидерство как сложный социально - психологический процесс группового развития дифференцируется по различным признакам.
- По содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения; лидер-исполнитель, обеспечивает выполнение уже принятой программы; лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.
- По характеру деятельности: универсальный, постоянно проявляет свои качества лидера; ситуационный - качества лидера проявляются лишь в определенных, специфических ситуациях.
- По стилю лидерства: авторитарный, демократический, либеральный.
Как должен вести себя руководитель предприятия, который является лидером? Средства воздействия и стиль поведения наиболее эффективны для направления усилий коллектива на достижение целей предприятия? Ответ на эти вопросы дает теория лидерства. Существует три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный.
Подход с позиций личных качеств. Согласно этой теории (теория великих людей) лучшие среди руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Некоторые из них - это уровень интеллекта и знаний, привлекательная внешность, честность, здравый смысл, инициативность, образование, уверенность в себе.
Вместе с тем не существует единого мнения по набору качеств, которые должны быть присущи настоящему лидеру. Поскольку не существует такого набора качеств, эффективность руководства имеет ситуационный характер, хотя личные качества руководителя имеют важное значение в управлении.
Согласно поведенческим подходом к лидерству эффективность определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения с подчиненными.
Основной недостаток этого подхода к лидерству заключается в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Хотя очень вероятно, что эффективность стиля зависит от конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и стиль.
Ситуационный подход. Личные качества руководителя и его поведение являются существенными компонентами эффективного руководства. Однако в эффективности руководства решающую роль может принадлежать ситуационным факторам: потребностям и личным качествам подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также информации, которой владеет руководитель
1.2 Качества и черты, присущие лидеру
Главные черты, которые должны быть присущи лидеру в современной деловой организации, такие:
-искусство быть ровным, то есть способность налаживать и поддерживать систему отношений с равными себе людьми;
-искусство быть руководителем, то есть способность управлять подчиненными, преодолевать трудности и решать все проблемы, приходят к руководителю вместе с властью и ответственностью;
-искусство разрешать конфликты - способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, связанные с психологическими стрессами;
-искусство обрабатывать информацию - способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;
-искусство принимать нестандартные управленческие решения - способность находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты, действия, информация и цели неясны или вызывают сомнение;