Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепции лидерства.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
Лидерство очень тесно связано с людьми, их интересами, традициями, менталитетом. Человек постоянно меняется в лучшую или худшую сторону вместе с окружающей его средой, обстановкой. Согласно меняются и принципы и ценности этих людей. Следовательно, необходимо менять и стиль руководства этими людьми. Вот почему ученые многих стран на протяжении многих лет пытаются найти все новые и новые подходы к теории лидерства. Сейчас как раз переживает один из самых сложных периодов, период перестройки на новый лад, перестройки ценностей, целей, желаний, стремлений. У людей в нашей стране появляются новые стимулы - все это наносит свой отпечаток на теорию лидерства.
В заключение приведем некоторые характеристики новых лидеров. Кто они? Откуда пришли? В исследовании Института социологии анализировалось происхождения новой украинской бизнес-элиты. Социально-экономическая ситуация в стране способствовала выделению человеческих групп лидеров:
- Группа «комсомольцев» и «физиков» (около 33% новых бизнесменов). Эта группа имеет 2 источника:
- Центры научно технического творчества молодежи - НТТМ (17%), средний возраст представителей данной группы примерно 30 лет
- Научно-исследовательские институты (15%). Средний возраст - 36 лет.
- Более традиционные источники пополнения бизнес-элиты - банки и промышленные предприятия. Выходцы из банковской сферы составляют 14% элит, а по промышленности - 23%.
- Специфическая группа - «природные таланты» (5%). Средний возраст этой группы составляет 52 года. Это те лидеры, которые появились только благодаря социально-экономической ситуации.
4.Поповнення армии украинских бизнесменов представителями элитных семей составило 8% их общего числа. Средний возраст этой категории - 26 лет.
2.2 Рекомендации по осуществлению эффективного лидерства менеджмент
Материалы исследования позволяют конкретизировать специфические требования к современному руководителя предприятия с учетом выполняемых им ролевых функций. Некоторые качества в части руководителей развитые хуже, чем нужно для эффективного сотрудничества с подчиненными. По мнению опрошенных подчиненных, у руководителей предприятий особенно не хватает таких качеств, как вежливость и тактичность, обоснованная смелость при принятии решений, справедливость при рассмотрении конфликтных ситуаций, умение учитывать возможности исполнителей.
Важной характеристикой является деловитость лидера, которая проявляется в плановости, четкой регламентации деятельности, высокой организованности, предприимчивости, конкретности и оперативности в работе, продуманном распорядительстве и гибкости в решении текущих вопросов, умении правильно маневрировать производственными ресурсами и быстро перестраиваться, если этого требуют интересы дела.
Деловитость означает некоторую практичность, умение получать максимум пользы для общего дела при имеющихся ресурсах, способность твердо оценивать производственную ситуацию и прогнозировать результаты намеченных действий. Деловой лидер ставит задачу для подчиненных с четкими целями, умело подбирает исполнителей, четко разграничивает их обязанности, права и ответственность, осуществляет систематический контроль, эффективно стимулирует за хорошую работу.
Чертой делового стиля лидерства является профессиональное осуществления распорядительной деятельности, научная обоснованность решений, основанный на высоком уровне знаний и развитом интеллекте руководителя. Высокий демократизм управленческого процесса по рыночной экономики не может сопровождаться созданием многочисленных советов, комиссий и засидательською суетой, что нередко ведет к бюрократизму в работе и потери ответственности должностных лиц за порученный участок.
По свидетельству Ли Якокки, всем учебникам наперекор «... в корпорациях основную часть важных решений принимают отдельные лица, а не комиссии и комитеты. Комиссии необходимы - в них люди делятся друг с другом своими знаниями и намерениями. Но когда комиссии подменяют индивидуальности - производительность значительно снижается.
Деловой руководитель умело пользуется различными методами и приемами стимулирования за высококачественную работу и скупой на взыскание. К тому же помнит, что, накладывая взыскания на человека, нельзя ее унижать. Известен такой пример из истории Французской революции, провозгласившей свободу личности и когда в полный голос заговорили о человеческом достоинстве. Шарлотта Корде, что убила одного из вождей революции - Марата, была арестована и казнена на гильотине. Когда ее отрубленная голова упала в корзину, палач Сансон поднял ее и дал несколько пощечин за убийство Марата. За это палач был освобожден от должности, поскольку нарушил закон: «Наказывая, не унижать».
Эффективность лидерства зависит и от поведения лидера, специфические черты поведения делают поведение одних лидеров более эффективной, чем другие. Поскольку определенные черты характера трудно менять, то наверное легче найти эффективной поведение, навыки, усвоить определенные правила, проверенные многолетней практикой.
Сейчас в средствах массовой информации много пишут о коррумпированности властных структур и отдельных руководителей. В этой связи дельные замечания о Макнамару (бывшего министра обороны США) высказал известный американский менеджер Ли Якокка: «Макнамара постоянно утверждал, что боссу следует быть большим католиком, чем сам Папа Римский, и кристально чистым». На время отпуска он категорически отказывается использовать служебный автомобиль, хотя каждый уик-энд предоставлялись сотни прогулочных машин другим высокопоставленным лицам.
Лидер своим поведением должен постоянно демонстрировать честность, определенное мужество говорить правду подчиненным, коллегам на работе и вышестоящим руководителям, не бояться признаться в совершении ошибки. Об этом очень выразительно писала известная писательница Мариэтта Шагинян: «... люди, не бойтесь ошибок, честных ошибок в своем творчестве, мы все не Боги, мы живем долгую жизнь и не можем не ошибаться на трудном пути жизни. Но люди! Бойтесь лжи. Потому что ложь - это не ошибка, это проступок против самого себя и против истины, перелет через цель, своего рода лихвацтво мысли - и во лжи, в допущении лжи человек допускает нечестность ».
Известный российский политический деятель Е. Гайдар как-то заметил, что когда о чем-то умолчать, подчистить, передернуть, то откровенная ложь может показаться достаточно правдоподобной. Причиной снижения самооценки руководителей, специалистов и других работников, чувство неуверенности в себе иногда становятся многочисленные проблемы в нашей жизни, разочарование от неопределенности в завтрашнем дне, стрессовые ситуации и неудачи. Социальная психология разработала немало дельных рекомендаций, как преодолеть в себе негативные последствия этого явления.
В связи с этим нужно, прежде всего проведя самоанализ, выявить свои сильные и слабые стороны и соответственно сформулировать собственные перспективные и ближайшие цели, а затем планы и задачи их реализации. При положительных результатах это станет дополнительным мотивом продуктивной работы, повысит рейтинг работника в глазах, заставит думать о себе только хорошее. Если же фактические результаты не соответствуют намерениям и ожиданиям работника, то это станет сигналом того, что следует внести коррективы в его деятельность, вместо того, чтобы жаловаться на свою судьбу и неполноценность.
Лидер должен постоянно развивать умение управлять своими психическими и биофизиологические механизмами, свойствами эмоционально-волевой сферы, возможностями памяти и другими свойствами организма. В этой связи заслуживают внимания такие психологические методы, как ауторинга, медитация, рефлексия, уроки релаксации, овладение умением снимать эмоциональное, психическое, интеллектуальное, биологическое и другие виды нагрузок, при необходимости включать компенсаторно-адаптационный механизм личности.
Известный педагог А.С.Макаренко считал недопустимым появление озабоченного педагога на работе. По его мнению, он всегда должен передавать своим подопечным мажорность настроения, заряд бодрости и уверенности. То есть лидер должен постоянно демонстрировать спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе. Еще Марк Твен советовал избегать людей, которые стараются подорвать веру в себя. По его мнению, эта черта свойственна мелким людям. Руководитель должен верить в свое дело, быть смелым, целеустремленным, решительным и уметь эти качества демонстрировать подчиненным. Строгость и требовательность руководителя никогда не должна переходить в излишнюю придирчивость.
Зарубежные исследователи утверждают, что даже в инженерной, чисто технической сфере деятельности часто только 15% успеха зависит от технических знаний руководителя, а 85% от личных качеств, его поведения.
Эффективному стиля лидерства присущ высокий уровень личной культуры руководителя (лидера), знание норм межличностного общения и соблюдение правил служебной этики. Такой лидер почтительный к людям, особенно к женщинам и опытных работников, терпеливо относится к их нуждам, стремлений и запросов, умеет советоваться с людьми и доверяет им, критически оценивает собственные достижения.
Выдающийся американский психолог Д. Карнеги считает, что необходимо выражать удовольствие при встрече с людьми, если вы хотите, чтобы они были довольны, встречаясь с вами. «Улыбка ничего не стоит, но делает много. Она обогащает тех, кто ее получает, и в то же время те, кто ее отдает, а не беднеют. Она приносит счастье в дом, осуществляет положительное влияние на дело и укрепляет дружбу. Она является отдыхом при усталости, солнечным светом при печали и лучшим Противоядным средством при несчастье».
В управленческой деятельности большую (чудодейственную) силу имеет личная привлекательность лидера, составляющими которой являются:
1. Высокие моральные качества и характеристики.
- Психологические знания и умения: коммуникабельность и симпатичность, правильный подход к звездным и референтных групп, интуитивное улавливания наступления конфликта.
- Техника самопрезентации - это умение себя показать. Кроме природного дара, нужно иметь специальные знания, овладеть определенными навыками самопрезентации, то есть техникой личного обаяния.
Успешное лидерство требует хорошее знание подчиненных, всего коллектива работающих, позволяет выбирать именно те методы воздействия на работника, соответствующих его психологической структуре, ценным ориентациям, потребностям и интересам.
К тому же Ф. Тейлор отмечал, что ошибка, которую допускают 99 руководителей из 100, состоит в попытке влиять сразу на большую группу людей, вместо того, чтобы воздействовать на них в одиночку.
Формирование рыночных условий хозяйствования требует отказаться от многих психологических стереотипов взаимоотношений в системе «руководитель - подчиненный", тщательного изучения и овладения нормами и правилами деятельности, положительно зарекомендовали себя в отечественной и зарубежной практике.
1. Осуществлять общую экономическую и социальную политику, устранять трудности, возникающие в повседневной работе, и решать перспективные вопросы.
2. Постоянно демонстрировать высокую организационную культуру: плановость, точность во всем, самодисциплину, бережное отношение не только к своему, но и к чужому времени.
3. Научиться быть решительным, не откладывать важных дел со дня на день, а принятое решение неуклонно внедрять в жизнь.
4. Быть справедливым, особенно к подчиненным, и требовательным. Не допускать фаворитизма, завышенных оценок одних и унизительного, высокомерного отношения к другим.
- Всегда поощрять подчиненного за хорошую работу, но самому никогда не делать того, что должны делать подчиненные, за исключением крайне необходимого. Научить подчиненного выполнять рабочую всегда более оправдано, чем делать ее самому.
- Предоставлять максимальную самостоятельность сотрудникам, если их действия и мысли существенно не расходятся с мыслями руководителя. Не спорить по мелочам.
- Не пользоваться властью до тех пор, пока можно действовать другими способами. НЕ подчеркивать служебную превосходство, свое положение.
- Чтобы предотвратить недоразумению, в некоторых случаях давать письменные распоряжения, особенно когда речь идет об ответственных задачи. Если распоряжение оказалось ошибочным, признать ошибку, извиниться.
- Не наказывать подчиненного, если он допустил ошибку при выполнении полезного дела, чтобы не лишить его инициативы на будущее.
10. Положительно сприйматы критику и деловые предложения, на совещаниях, на собраниях и заседаниях не выступать первым.
11. Поважаты чужое мнение, если она даже не совпадает с твоей, а свое мнение высказывать кратко.
- Быть вежливым, безгранично терпеливым, никогда не проявлять раздражения.
- Помнить, что руководство - это искусство заставлять других делать всю работу.
- Быть доброжелательным к коллегам по службе и подчиненных, всегда делать людям добро.
- Сохранять чувство ответственности за порученное дело. Вспоминать о своих обязанностях раньше, чем о правах.
- Искать и разрабатывать лучшие решения и стараться их реализовать, как бы это трудно не было.