Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепции лидерства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-искусство распределять ресурсы в организации - способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченности времени и недоступности других видов ресурсов;

-талант предпринимателя - способность идти на оправданный риск и на внедрение инноваций в организации;

-искусство самоанализа - способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, как он влияет на организацию.

Руководителей фирм и компаний, ориентированных на инновации, называют «преобразующими лидерами». Перечень личных качеств преобразующего лидера таков:

- видение ситуации, проблемы, то есть создание в своем воображении образа организации и «перенос» своего видения в сознание персонала, разработка конкретных путей и средств достижения цели;

-цельность характера - верность слову, соблюдение общечеловеческих норм морали, единство ценностей, целей и средств их достижения;

-вера в людей, заинтересованность в людях, доверие к людям, доверие людей к лидеру;

-бескорыстие - служение людям, отсутствие слепого карьеризма, взвешенное использование личных благ;

- привязанность (преданность) в организации: организация - второй дом, подчиненные - это дети, все блага - для организации;

-творческие способности - поиск нового, преобразования существующего к лучшему;

-твердость духа, высокая требовательность, право награждать и наказывать, положительное отношение к единоначалия;

-умение общаться - деловое общение, информирование подчиненных, умение вести душевный разговор, быть среди подчиненных, иметь авторитетное окружение;

-умение рисковать - побуждение персонала к инновациям, оценки инноваторов, поведение с учетом ситуации;

-умение находить элегантные и простые решения сложных проблем;

уравновешенность, умение сохранять спокойствие в кризисных ситуациях, побуждает окружающих также сохранять спокойствие и действовать продуманно.

Проведенный опрос 1500 менеджеров европейских компаний показало, что наиболее важными лидерскими чертами руководителя являются:

-способность формировать эффективную команду (96%);

-прислушиваться к мнению коллег и подчиненных (93%);

-принимать самостоятельные решения (87%);

-привлекать других к выполнению решений (86%).

Харизматическое лидерство - это особые социальные отношения между лидером и последователем, где лидер выражает революционную идею, производит необычное впечатление, а последователь воспринимает это направление не благодаря своей убедительности в предполагаемом успеха, а благодаря исключительным способностям лидера.


Становится все более ясно, что способность пленить сердца- это не характеристика руководителя реr SЕ, а скорее результат взаимодействия многих факторов - характерных черт руководителя и исполнителя, их поведения, взаимоотношений между руководителем и исполнителями, развития ситуации и характера целей, которых они стремятся достичь. В литературе указаны такие характерные особенности проявления харизматического лидерства:

А)Характер цели: революционный или реформаторский;

Б)Характерные черты руководителя: уверенность в себе, чувство превосходства над другими, потребность в влиятельности или власти, сильная убежденность, творчество, энергичность, энтузиазм;

1)поведение лидера: способность к концептуализации и способность передавать другим видение перспектив или идеологии, умение вдохновлять и убеждать, использование нетрадиционных методов, красноречие;

2) Характерные черты последователя: зависимость, желание самосовершенствования и изменения положения вещей;

3) Поведение последователя: преданность, чувство долга;

4) Взаимодействие лидер - последователь: проекция последователями на лидера идеализированных черт характера и поведения, идентификация (психологическое слияние) последователей с лидером, предоставление лидером полномочий последователю;

5) Природа окружения кризис, неуверенность, изменения, потери.

В книге Дж.М. Коузеса и Б.З. Познера «Вызов лидерства» отмечается, что в деятельности лидера существенным является следующее:

1.Маты смелую позицию: находить возможности; экспериментировать и рисковать.

2.Вмиты производить совместное с работниками видение целей: самому представлять будущее; привлекать к делу других.

3.Даваты возможность действовать другим: стимулировать сотрудничество; поддерживать других.

4.Моделюваты пути достижения целей: показывать пример; планировать отдельные маленькие победы.

5.Надихаты к труду других: признавать значимость труда каждого отдельного работника; отмечать достижения работников.

Среди характеристик лидерства важно выделить такие.

Самопроверка. Честно оцените себя, отвечая на приведенные вопросы. Подумайте, как относятся к Вам ваши работники, которым вы видите самого себя (Приложение 1).

Сила лидерства. Конечно, один человек будет воспринимать лидерство другой, если последняя имеет определенную власть или влияние.

Существуют требования и к политическому лидеру.

В малой группе (это может быть элита верхних уровней власти и ядро ​​любого другого руководства) роль лидера заключается в объединении ее участников и направлении их деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества, умение владеть ситуацией, принимать решения, брать на себя ответственность, делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач). Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).


Другим оказывается лидерство на уровне «большой политики», управления страной, политических движений. От лидера такого масштаба необходимо объединение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие политические требования, проявлять высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их.

Лидер в этой ситуации удален от тех, кого он ведет за собой. Его личные качества оказываются для них слабее или совсем теряют значение, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому большое значение имеет способность лидера улавливать настроения, знать истинные потребности людей и выражать их интересы. Тогда он становится символом движения, партии, общества.

1.3 Функции лидера

С точки зрения групповой деятельности функции лидера сводятся к двум основным.

Во-первых, он устанавливает и поддерживает стандарты приемлемой группового поведения, например доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы, такие, как агрессивность, обособленность, стяжательство и др.

Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать стандартам группового поведения. Мотивацию лидер осуществляет, выражая взглядом, жестом или словом свою оценку действий члена группы. К лидеру добровольно и не всегда полностью осознанно присоединяются большинство членов группы, одобряя или осуждая своего товарища.

Административные приказы, выговоры, беседы, проработки начальства и лекции часто оказывают слабую воздействие на поведение члена группы, чем один жест осуждения неформального лидера или молчаливый выражение группового неодобрения.

Выделяют два полярных типа лидерства - инструментальный и эмоциональный.

Инструментальный (деловой) лидер - член группы, берет на себя инициативу в решении проблемной ситуации в соответствии с групповых целей и обладает соответствующими знаниями, информацией, навыками и методами.

Эмоциональный лидер - член группы, берет на себя функцию регуляции группового настроения (экспрессивные функции) в проблемных ситуациях. Иногда позицию эмоционального лидера называют эпицентром эмоциональных контактов.


В позитивном плане эмоциональный лидер стремится предупредить и уладить конфликты, сгладить и разрядить напряжение, возникающее у членов группы в проблемных ситуациях, и тем самым способствует достижению групповых целей и повышению эффективности групповой деятельности.

В негативном плане эмоциональный лидер под влиянием неудач и трудностей может стать зачинщиком паники, недовольства, истерических реакций, асоциального поведения группы.

Между этими двумя полярными типами неформальных лидеров распределены все остальные.

Проблема классификации лидеров по типам очень сложна. Методически проще указать те задачи и функции, выполняемые ими в общем процессе регуляции группового поведения. Кроме двух важнейших функций лидера группы (установка и поддержка групповых норм поведения и мотивации поведения членов группы в соответствии с установленными нормами), лидер выполняет функции:

  1. Координатора группового поведения (распределяет роли, обязанности, задачи);
  2. Контроллера поведения каждого члена группы (наблюдает за выполнение порученных ролей, обязанностей, задач)
  3. Планировщика действий и средств, с помощью которых группа достигает своих целей (эта функция может включать определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов в групповой деятельности);
  4. Политика (устанавливает дополнительные цели и основные линии группового повеления, кроме формально-организационных целей, которые и определяют границы первичного трудового коллектива; лидер-политик может предложить и такие цели, как соревнования по другим коллективом, освоение новой техники, овладение смежными профессиями и др.)
  5. Эксперта (почти во всех случаях, когда члены группы зависят от человека, технические знания и квалификация которого необходимы для осуществления групповых целей, вокруг этого лица происходит поляризация власти, которую он может использовать для укрепления своей роли лидера)
  6. Представителя группы (есть всеми членами группы, их коллективным разумом, интересами, волей, желание и т.д.);
  7. Арбитра (выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель, мотивирую поведение членов группы; лидер использует неформальные социальные санкции, то есть приемы, с помощью которых люди, знающие близко друг другу, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми, кто не оправдывает их надежд)
  8. Например (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, то есть обеспечивает их наглядными указаниями того, кем они должны быть и что они должны делать, при этом особое место в сознании людей занимают лидеры референтных групп);
  9. Символа группы (группы с высокой степенью сплоченности членов, стремятся не только к внутренним, но и к чисто внешних отличий от остальных индивидуумов, члены таких групп прибегают к различным отличий в одежде и поведении - галстуки, нашивки, значки, ритуалы приветствия; лидеры таких групп начинают выполнять функции символов, их имена присваивают всему движению и косвенно его участникам, в мире бизнеса владельцы фирмы сами осуществляют такое символизации, религиозные течения и секты продолжают носить имена своих основателей весьма длительный час и т.п.);
  10. Носителя ответственности (освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия);
  11. «Отца» (действительный лидер - это фокус всех положительных эмоций членов группы, идеальный объект идентификации и чувства преданности, «родительская» роль во многом объясняет ту почти безграничную власть, которой иногда приобретают лидеры при определенных условиях) в патерналистские концепции руководства, широко распространенной в Японии, эта функция является важнейшей и всеобъемлющей, особенно для низовых руководителей;
  12. Носителя групповой вины (иногда лидера в этой функции называют «козлом отпущения»; действительно, негативный эмоциональный лидер в том случае, когда группа выйдет из проблемной ситуации, окажется объектом нападок и обвинений, это происходит в тех случаях, когда группа потеряет иллюзии относительно действительных целей и лица своего лидера).

Глава 2 Лидерство в России и пути его совершенствования

2.1 Лидерство в России

Еще совсем недавно нам постоянно твердили: «Как положено, так и делай, никакой самодеятельности». От людей требовали не просто послушания, а чуть ли не подчинения. Во всем строгий контроль и регламентация. Никаких нововведений без разрешения вышестоящих на то лиц. Всякая инициатива отвергалась. Детей воспитывали прежде всего как «послушников», а не как ярких личностей, способных принести в этот мир что-то кардинально новое, свое.

Например, на уроках литературы в школе, часто нас не просили высказывать свое мнение в произведении, а нужно было только перефразировать известных и «разрешенных» критиков, отразить их мысли в своей тетради, после чего уже гарантировалось, что оценка твоего произведения будет положительной. Нас не учили размышлять, докапываться до сути. Что тебе скажут, то и делай. У этого, конечно, были и свои плюсы, например, никакой ответственности, вся она ляжет на плечи вышестоящих лиц. Но больше минусов.

И самое главное - человек перестает быть личностью, перестает быть человеком со своими, а не предписанными, идеалами и принципами. У него нет цели, куда направят - туда и пойдет, что скажут - то и сделает. И это повелось еще издавна, вспомним русских молодцев, которые ходили «туда - не зная куда», несли «то - не зная, что». Да, это еще одна проблема украинского народа. Мы очень мало знаем о своих правах, такое впечатление, что у нас есть только обязанности.

Теперь же «пришла беда, откуда ни звали» все твердят: «Все в наших руках» или «А председатель тебе что? Ведь это твой выбор! ». Вспомнили Спустя столько лет! Оказывается, мы должны уметь выбирать! Как быстро сменяются фразы, но образ мысли так же быстро не изменишь. Нельзя забыть и отбросить как ненужный элемент все то, что забивалось у нас силой в течение долгих лет. Это может исправить только время: придут новые люди, воспитанные уже в другой среде, на других принципах и идеалах.

Сейчас на многих предприятиях еще сохранились представители «старой закалки», чаще всего сторонники автократического стиля лидерства. Приходят и молодые специалисты, с прогрессивными, гибкими подходами к управлению. Лидерство в Москве, на мой взгляд, находится в трудный момент. Старые подходы устарели, новые еще не выработаны до конца.