Файл: Понятие и признаки государства (Классификация функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ознакомление с существующими в мире примерами государств говорит о том, что государство носит в своем составе как элементы корпорации, так и элементы учреждения. Если при построении государства реализовать только принцип корпорации, то общество неизбежно окажется в состоянии анархии. Государственное же управление, напротив, требует профессионализма, которым обычные граждане без специальных знаний никогда не обладали.

Происхождение термина «гражданское общество» тесно связано с особенностями его практического применения. Данное понятие зародилось в европейском обществе еще в период Античности. Словосочетание «Civil Society», используемое в Европе, восходит к латинскому термину «Societas civilis». В греческом полисе частная собственность не была неприкосновенна, так как в нем социальное сообщество граждан соединялось с государством. По мнению Аристотеля, всегда и во всем предпочтение следовало отдавать общему интересу. Античный полис являлся основополагающим началом, которому политически и экономически принадлежал каждый индивид. Вне зависимости от своего положения он полностью зависел от полиса, поскольку частное и общественное отождествлялось [1, c. 60].

Теоретическая концепция гражданского общества сформировалась только в Новое время и была взаимосвязана с теорией общественного договора. Одним из ее основателей является Т. Гоббс. По его мнению, государство является субъектом, способным обуздать людей, а общество само по себе подвержено опасности самоуничтожения. Политические отношения представляли собой проблему общественного развития, управляемого государством, которое устанавливает основы гражданского общества и регулирует порядок в нем. Английский философ Дж. Локк, напротив, отдает предпочтение обществу, а не государству.

По мнению американского просветителя Т. Пейна, автора трактата «Здравый смысл», государство представляет собой необходимое зло, и его власть необходимо ограничивать в пользу гражданского общества, которое строится на принципе самоуправления. Для его эффективного функционирования необходимы лишь минимальные политические механизмы. Данный подход стал основой известного тезиса «государство — ночной сторож».

Согласно концепции французского социолога А. де Токвиля, гражданское общество представляет собой отличную от государства сферу, свободную от его влияния. В труде «О демократии в Америке» он подчеркивал, что основную ячейку гражданского общества составляет община. Ее развитие означает развитие гражданского общества, а поскольку ее образование предшествует государствообразованию, гражданское общество не зависит от него [1, c. 61]. Общины позволяют государству вмешиваться в свою деятельность, только когда это затрагивает всеобщий (социальный) интерес. Община в данном случае составляет дополнительный гарант гражданской этической равноценности граждан, осуществляя их нравственное воспитание.


По мнению американского ученого О. Энкарнасьона, все организации, образованные частными гражданами, защищающие их интересы и ценности, входят в гражданское общество. Опираясь на данную концепцию, гражданское общество можно разделить на два уровня: нижний, включающий в себя все организации, созданные гражданами например, товарищество собственников жилья и верхний, охватывающий иерархически организованные группы, важнейшими из которых являются общенациональные союзы и этнические организации [2, с. 39].

Г.В. Гегель считал, что гражданское общество — это особая стадия движения от семьи к государству и составляет комплекс субъектов гражданского права: частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов. Их взаимодействие регулируется частным правом, и они напрямую не зависят от государства [3, c. 25].

В XvIII в. в странах Западной Европы сформировались основные ценности и элементы гражданского общества, действующие и в настоящее время: личная безопасность; принцип правового равенства; право на частную собственность; право на частную жизнь; признание естественности индивидуальных различий, способствующих формированию уважения к другому человеку. Основные элементы гражданского общества Нового времени — свобода личности и право частной собственности. По мнению Б.Н. Чичерина, гражданское общество формируется всеми частными отношениями, регулируемыми нормами права [4, c. 74].

На протяжении веков менялись научные представления о гражданском обществе, его структуре и содержании. Развивалась и практика реализации идей гражданского общества. Различные государства в те или иные исторические периоды приближались к их практическому воплощению либо, наоборот, отдалялись от них. Существует мнение, что настоящее, истинное гражданское общество — это нереализуемая на практике конструкция, идеал, к которому лишь можно стремиться.

В соответствии с Конституцией страны Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой государственного правления, важнейшим признаком которого является наличие гражданского общества. Развитие гражданского общества в Российской Федерации кардинальным образом отличается от уже существующих в других государствах. Его долгое формирование связано прежде всего с историей и менталитетом российских граждан.

Необходимость развития гражданского общества, заинтересованность государства в его укреплении подтверждают слова В.В. Путина: «Все больше людей стремится участвовать в жизни своей страны, браться за социально значимые проекты, приносить реальную пользу. Добровольчество и меценатство имеют в России глубокие корни, а чувство гражданского долга, патриотизм, доброта, милосердие всегда являлись нашими базовыми ценностями. В этом мощнейший ресурс развития России» [5, с. 57]. В известном смысле гражданское общество — это социальная сфера государства, в которой граждане имеют возможность соблюдать и исполнять имеющиеся у них субъективные права и обязанности, проявлять правовую и политическую активность. Следовательно, возникновение гражданского общества тесно связано с появлением правового государства. При этом гражданское общество не только развивается совместно с государством, но и влияет на его развитие.


У российских ученых-правоведов, исследующих проблемы гражданского общества, не сложилось единого определения понятия, представлений о структуре гражданского общества и системе признаков, характеризующих данный феномен. Тем не менее большинство ученых сходятся во мнении, что гражданскому обществу свойственны следующие признаки: экономическая свобода, разделение властей, плюрализм в политической и идеологической сферах, взаимная ответственность государства и граждан [6, с. 97].

Во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов одну из главных задач, стоявших перед Российским государством, составляла необходимость разделения функций государства и общества. В известной мере она существует и сегодня. Это означает четкое определение круга общественных отношений, не подпадающих под прямой государственный контроль. Существующее многообразие форм правовой и политической организации граждан — это огромный общенациональный ресурс, использование которого необходимо для развития страны. Исторический опыт свидетельствует, что формирование гражданского общества невозможно, если у граждан не развито чувство ответственности в отношении проблем, затрагивающих государственные и общественные интересы. Очевидна и обязанность государства оказывать общественным объединениям всестороннюю поддержку и позволять им самостоятельно решать важные вопросы, влияющие на государство.

На развитие российского гражданского общества огромное воздействие оказали реформы, проводившиеся в последнее десятилетие ХХ столетия. Слом действовавшей тоталитарной коммунистической системы осуществлялся под лозунгом строительства правового государства с рыночной экономикой и гражданским обществом. Однако на деле государство отказалось от принципа социальной справедливости, результатом чего стало падение жизненного уровня граждан. Государство фактически отказалось от выполнения своего долга перед населением, поэтому радикальным образом возросла криминализация общества.

В выступлении 2004 г. Президент РФ В.В. Путин обращал внимание на ошибки, совершенные в период становления новой российской государственности: «Деструктивные процессы развала государства при распаде СССР перешли на нашу страну. Стремление людей к демократическому государству привело к возникновению политических спекуляций вместе с огромными просчетами при осуществлении экономических и социальных преобразований. Все это привело на тот момент к очень тяжелым последствиям. Треть населения оказалась за чертой бедности. Обычным делом стали постоянные задержки по выплате пенсий и заработной платы. Дефолт и потеря всех своих накоплений привели к тому, что граждане перестали верить в способность государства дать даже минимальные социальные гарантии» [7, с. 39].


Сегодня уровень развития гражданского общества в России позволяет гражданам с помощью социальных сообществ решать возникающие проблемы, а государству, в свою очередь, ослабить контроль над деятельностью общественных объединений, что приводит к возрастанию их активности и инициативности. В стране широкое развитие получило гражданское движение, растет число культурных, экономических и гражданских объединений. Вместе с тем большинство из них не отличаются профессионализмом, отстаивают интересы конкретных узких групп людей, а не всех граждан.

Отдельные структуры гражданского общества выходят из границ неполитичности, в результате чего возникает вопрос о причастности этих объединений к гражданскому обществу. В отдаленной перспективе гражданское общество можно рассматривать как государство в государстве.

Усложнение структуры гражданского общества и рост самостоятельности его элементов приводит, по мнению А. Хлопина, к тому, что каждый из них приобретает долю своей самодостаточности, а это не позволяет в полной мере отражать общественные интересы и препятствует социальному взаимодействию между действующими добровольными объединениями в российском третьем секторе [8, с. 137]. Существующие объединения, во-первых, не обладают полной информацией о действующих родственных организациях; во-вторых, они не стремятся объединиться с ними, так как не осознают наличия общих интересов. Именно это составляет проблему их качественного развития.

Отметим, что взаимодействие гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления может носить скрытый и негативный характер и осуществляться с помощью незаконных способов. Идеальное гражданское общество должно предоставлять всем равные возможности на основе принципа социальной справедливости и социальной солидарности [9], поэтому в обязанности государства входит не только повышение инициативности населения, но и улучшение экономической составляющей, то есть системы социальной поддержки. Экономическая и политическая стабильность составляет основу существования гражданского общества, поэтому социальное государство обязано уделять самое пристальное внимание установлению экономического порядка.

Во взаимодействии государства и общества в России наблюдается серьезное противоречие, присутствующее в законотворческом менталитете. Достаточно часто принимаются расплывчатые, двусмысленные и неопределенные законодательные нормы, результатом чего становится возникновение юридических коллизий и сложных ситуаций в регулировании общественных отношений. Принятие таких актов можно объяснить простым методом их реализации, и они не оказывают существенного влияния на деятельность органов государственной власти. Прерогатива официального толкования таких правовых норм принадлежит государству.


Гражданское общество и государство взаимосвязаны друг с другом, гарантии государства в общественной жизни даются совместно с гражданским обществом. Становление правового государства влечет за собой развитие и гражданского общества, так как происходит увеличение его возможностей. Однако этот процесс требует соблюдения следующих условий: всеобщего равенства перед законом; качественного развития общественных объединений; отсутствия у граждан корыстных побуждений при участии в общественной деятельности; повышения степени взаимодействия между родственными организациями и улучшения результатов их деятельности; исключения коррупционной составляющей во взаимоотношениях гражданского общества с органами государственной власти; экономической основы [10, с. 3—4].

По нашему мнению, гражданское общество в России находится в стадии активного формирования. Для ускорения его становления и развития необходимо, во-первых, обеспечить возможность наиболее полной реализации гражданских, политических и социальных прав граждан. Во-вторых, следует развивать механизмы «обратной связи» между обществом и государством, формы общественного контроля, направленные на повышение качественного уровня работы общественных объединений для максимального удовлетворения законных интересов граждан. В-третьих, целесообразно усилить контроль над правомерностью деятельности общественных объединений, минимизировать использование общественных структур для «прикрытия» противоправных действий (мошенничества, коррупционных схем и др.).

Гражданское общество в России на современном этапе динамично развивается, усложняется, с каждым годом все активнее участвуя в политической жизни. Однако все еще остаются проблемы, не позволяющие утверждать, что гражданское общество окончательно сформировано и эффективно функционирует. Решение актуальных социальных, экономических, политических и иных проблем требует развития механизмов взаимодействия личности, общества и государства, каналов «обратной связи» между данными субъектами. Для достижения этих важнейших целей необходимо пройти еще достаточно большой путь развития, прикладывать взаимные усилия как со стороны общества, так и со стороны государства.

Таким образом, логично предположить, что государство должно строиться по принципу учреждения либо хотя бы включать его элементы. Если все же государство будет построено лишь по принципу централизованного учреждения, тогда оно лишит своих граждан возможности проявить активность, жестко ограничит их свободу, оставит нереализованными многие из имевшихся у людей идеи.