Файл: Понятие и признаки государства (Классификация функций государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство в любой период времени носит ряд основных признаков, которые характерны также и для каждого типа государства. К ним можно отнести [6. С. 82]:

  1. наличие публичной власти;
  2. территориальная организация власти;
  3. территориальная организация населения;
  4. государственный суверенитет;
  5. легитимность власти;
  6. налоги и займы как средство материального обеспечения деятельности государства;
  7. наличие специального аппарата управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности;
  8. правовая основа государства;
  9. наличие государственной символики;
  10. государственный язык (языки) для общения на территории того или иного государства.

Все эти признаки указывают на функциональную характеристику государства, то есть на то, что каждое государство осуществляет все эти функции.

Также по данным признакам государства можно просмотреть то, как изменяется каждое конкретное государство. По таким признакам можно определить принадлежность государства к тому или иному типу.

Всем известно, что власть существовала и в догосударственном обществе, однако та власть была общественной, то есть она исходила от членов общества. В ней отсутствовали чиновники и аппарат в целом.

Поэтому необходимо выделить признаки, которые отличают государство от первобытного общества:

- участие в управлении осуществляют не все члены общества, а лишь малая его часть;

- наличие аппарата управления (публичной власти), который отделён от всего общества.

Аппарат управления несёт в себе интересы, которые не преследует первобытное общество:

- разделение всего государства на отдельные территории;

- взыскание налогов и сборов.

Также существует ряд признаков, которые отличают государство от организации:

- крупный масштаб управления в рамках всей страны;

- внешний и внутренний суверенитет;

- исключительное право издавать законы для всего населения;

- наличие специального аппарата принуждения;

- существование необходимости ведения войн.

Правовое государство также обладает рядом признаков, в которые включают принуждение (оно строго определено на законодательном уровне, его процедура чётко сформирована), контроль правового принуждения (определяется тем, что существует возможность обжалования наказания в суде).

Уровень правового государства определяется по таким признакам, как:

- подчинено ли оно общим принципам правовой системы;

- действует через механизм прав и обязанностей;


- нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения;

- является ли по своим основаниям единым, всеобщим на территории всей страны;

- оснащено развитыми процессуальными формами.

Все эти признаки в совокупности отображают место и роль государства в системе общества.

Глава 2. Функции государства

2.1. Классификация функций государства

Классификация функций государства имеет большое количество вариаций. Однако основными признаками для классификации функций являются: территориальный масштаб деятельности; методы государственного воздействия на отношения в обществе; объекты воздействия и сферы государственной деятельности; само содержание функций; продолжительность осуществления функций и др.

Можно также разделить функции по условиям их возникновения. Так, они выходят из конфликтов классов, то есть, например, подавление сопротивления низших классов, а также они выходят из функций, которые выражаются в потребностях общества, то есть, например, поддержание порядка, экологического фактора и т. д.

Функции также можно разделить и по времени действия. Так, они делятся на постоянные, которые осуществляются от имени государства, и временные, которые обусловлены особенностями развития какого-либо общества.

По степени значимости функций их можно разделить на главные, которые являются приоритетными на той или иной стадии развития общества (например, экономические, социальные, экологические функции), и производные, которые часто сопутствуют главным и являются второстепенными по своему характеру (к таким относят, например, финансовый контроль, который имеет вспомогательную природу по отношению к экономической и социальной функциям, а также и к функциям обеспечения правопорядка и законности).

Однако основной из всех классификаций принято считать ту классификацию, которая основана на принципе разделения властей. То есть это разделение на законодательные (или правотворческие), исполнительные (или управленческие) и судебные функции. Главным отличием этой классификации является то, что функции здесь разделяются по механизму осуществления государственной власти. Как правило, осуществление этих функций происходит не одним лицом, а целыми группами лиц, которые и составляют каждую из ветвей власти: законодательная, исполнительная и судебная. Обычно такое разделение закреплено в главном документе государства (в Российской Федерации, например, это является одним из основных принципов конституционного строя и закреплено соответственно в Конституции РФ).


Но некоторые учёные, в числе которых Венгеров А. Б., считают, что такая классификация, которая основывается на разделении власти, не могут быть функциями. Вот, что на этот счёт говорит сам Венгеров А. Б.: «…Классификация функций, которая опирается на членение властей, не у всех учёных-юристов вызывает признание. А происходит так, потому что это, как думают многие учёные, собственно, не функции государства, а функции реализации государственной власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т. д. Так, по их мнению, происходит смешение функций государства и государственной власти. Однако ведь функции государства - это деятельность государства, взятого в своей целостности, с единой политической, структурной, территориальной организацией. Именно поэтому в теории государства чаще всего используют и признают разделение функций на внутренние и внешние, то есть на основании определения деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство и по отношению к другим государствам».

Если рассмотреть неглубоко классификацию функций на внутренние и внешние, то нужно заметить, что внутренние функции основаны на целях и задачах самого государства, а внешние функции направлены на межгосударственные отношения.

Однако, несмотря на такую разницу в сущности этих функций, они дополняют и взаимодействуют друг с другом. Поэтому учёными принято считать, что в каждом государстве существуют общие и внутренние, и внешние функции.

Но некоторые учёные считают, что такое разделение функций устарело. Поэтому они выделили пять основных функций, которые присущи каждому государству. К таким функциям относят: экономическая, политическая, социальная, идеологическая и экологическая.

Однако, есть мнение, которое связывает пять этих функций и классификацию на внешние и внутренние. Тогда выделяют такие внутренние функции: политическая, экономическая, социальная, налогообложение и финансовый контроль, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. И такие внешние функции: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами, в том числе в решении глобальных проблем.

Рассмотри более подробно последнюю классификацию, так как она более точно описывает функциональный характер государства.


2.2. Внешние функции государства

Как было сказано выше, внешние функции государства направлены на международные отношения, поэтому они характеризуют деятельность государства как такую деятельность, которая направлена на вовне его жизнедеятельности. Примерами такой деятельности могут стать, защита населения от внешних угроз, сотрудничество с другими государствами, обеспечение геополитических интересов и т. д.

Главной особенностью внешних функций является то, что регулирование межгосударственных отношений происходит не по внутригосударственным законам, а по принципам международного права и международным договорам. Такие права устанавливаются, как правило, государствами совместно. Так как на данный момент все страны мира считаются независимыми друг от друга, а значит и права и обязанности должны быть установлены для мирового уровня.

Однако государства не только независимы, но и зависимы друг от друга. Это проявляется в межгосударственных отношениях, которые происходят посредством торговли, кредитов и другой совместной деятельности. Такие отношения нужны различным странам для того, чтобы получить то, чего им не хватает.

Большинство демократических государств придерживаются принципа поддержания достаточного уровня обороноспособности страны. Однако опять же он должен соответствовать тем требованиям, которые установлены в международных документах. Обороноспособность страны, как правило, необходима для решения таких поставленных целей:

- защита независимости и целостности территории страны;

- обеспечение выполнения международных обязательств.

Это даёт возможность значительного снижения военных расходов страны и осуществления в крупных размерах конверсии оборонной промышленности. Ведь не стоит пропускать тот факт, что в таких условиях, которые наблюдаются в современном мире, любому государству самостоятельно одному не защитить себя. По этой причине в ООН создали систему, которая позволяет обезопасить все страны от возникновения войн. Организация таких мероприятий носит в себе такие функции, как: деятельность по разоружению, уничтожение ядерного оружия и запрещение его использования, сотрудничество государств в различных сферах, таких как, например, борьба с организованной преступностью (в том числе контрабандой, международным терроризмом, наркобизнесом); а также регулирование межнациональных конфликтов с помощью мировых сообществ, так как они происходят из-за нарушения прав человека, в частности относительно национальных меньшинств, что, безусловно, требует международного вмешательства.


В основе функции взаимодействия государств лежит поиск наиболее выгодных решений возникших глобальных проблем, которые затрагивают каждый народ по всему миру. Самой известной глобальной проблемой является экологическая катастрофа, на решение которой направлены все силы всех стран мира. Для решения этой цели выделяются две задачи:

  1. снижение количества вредных воздействий на окружающую среду;
  2. рациональное использование природных ресурсов.

Только лишь усилиями всех стран становится возможным улучшить экологическое состояние планеты, именно для решения таких глобальных проблем и были созданы международные документы.

В заключении необходимо выделить основные тенденции развития внешних функций государства. К таковым относят:

  1. вне государственных территорий не только права, но и обязанности расширяются и носят глобальный характер. Также некоторые внешние функции перерастают во внутренние;
  2. во внешних функциях государства первостепенное значение занимают обще социальные гуманистические ценности;
  3. наблюдается рост социальных ценностей государства, потому что государство - это в первую очередь источник порядка и безопасности народа. Оно должно решать возникающие социальные, национальные конфликты и т. д.;
  4. основная цель изменения содержания многих функций является создание новой демократической государственности.

Глава 3. Соотношение общества и государства.

3.1 Как общество и государство соотносятся друг к другу

В паре понятий «общество» и «государство» ведущую роль все-таки играет общество. Оно изначально порождает государство, отводя ему место одной только политической формы существования общества.

В современном мире государство — это только сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, показывает демократический характер такого общества. Принцип преобладания института общества над государственным остается объяснимым и понятным даже тогда, когда речь заходит о политической системе тоталитарного типа.

Противники либеральной философии — марксисты и консерваторы — видели сущность государства в публичной власти, которая стоит над населением.