Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Опрос, проверочная закупка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляются как гласно, так и негласно, а также могут носить смешанный, гласно-негласный характер.

Следует иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности, как правило, практикуется комплекс мероприятий, позволяющий всесторонне изучить интересующий вопрос. Так, наружное наблюдение часто осуществляется в сочетании с прослушкой телефонных разговоров, контроль доставки-вместе со сбором образцов для сравнительных исследований и т.д.

Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. К видам деятельности, рассматриваемым в курсовой работе, относятся элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, насколько разнообразны явления, процессы, сведения о которых необходимо иметь для того, чтобы раскрыть преступление или выполнить поставленные перед ними задачи оперативно-розыскной деятельности.[1].

В данной работе дается подробная характеристика оперативно-розыскных мероприятий, рассматривается структура каждого вида ОРМ, а также раскрывается и анализируется значение оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.[2]


Одной из таких проблем является необходимость обобщения и систематизации накопленных знаний об отдельных оперативно-розыскных мероприятиях. С момента законодательного закрепления перечня ОРМ в первом законе «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» 1995 г. было проведено много исследований, предметом которых становились отдельные оперативно-розыскные мероприятия. В этих исследованиях авторы, используя различные подходы при решении частных вопросов, пытались решать и общие проблемы, затрагивающие оперативно-розыскные мероприятия в целом. Это касается определения понятия и сущности как отдельных ОРМ, так и категорий более высокого уровня, их классификаций, определения правовых основ, соотношения со следственными действиями, организации и тактики проведения, использования полученных результатов и так далее. Полученные научные результаты в чем-то дополняют, но в чем-то и противоречат друг другу. В каждом из этих исследований отражается специфика научных школ и исследовательских традиций, требующая приведения их к какому-то общему знаменателю. Тематика проводимых исследований, к сожалению, слабо координировалась, поэтому некоторые из четырнадцати предусмотренных законом мероприятий изучались одновременно несколькими независимыми исследователями, а другие остались вне поля научного внимания. Вполне естественно, что больший интерес исследователей привлекли, прежде всего, новые для российского законодателя мероприятия такие, как оперативный эксперимент, контролируемая поставка, оперативное внедрение, прослушивание телефонных переговоров, мероприятия, связанные с использованием специальных технических средств получения информации. Вместе с тем другие мероприятия, в основе которых лежат традиционные для ОРД методы (опрос, наблюдение, осмотр), также нуждаются в исследованиях с учетом новых правовых реалий.

Актуальность изучения темы обусловлена тем, что в настоящее время происходит смещение в сторону расширения полномочий оперативно-розыскных отделов полиции при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Активно стали использоваться такие методы, как телефонное прослушивание, запись разговоров, оперативное внедрение и т.д. Такой шаг вперед, расширение классических форм оперативно-розыскных мероприятий (осмотр, наблюдение и т.д.) обуславливает необходимость всестороннего правового толкования данных мероприятий. Отметим, что подобные мероприятия по своему характеру относятся к поисковым мероприятиям, которые могут проходить как в открытой, так и скрытой формах.


Объект исследования – общественные отношения, возникающие в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскных мероприятий по российскому законодательству.

Задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий;

2.Рассмотреть содержание основных оперативно-розыскных мероприятий;

3. Изучить основания применения оперативно-розыскных мероприятий.

4. Изучить условия применения оперативно-розыскных мероприятий.

1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий

Под ОРМ понимаются закрепленные в ФЗ об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

Согласно ст.6 данного Федерального Закона, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

  1. Опрос граждан[3].
  2. Наведение справок.
  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
  4. Проверочная закупка.
  5. Исследование предметов и документов.
  6. Наблюдение.
  7. Отождествление личности.
  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  10. Прослушивание телефонных переговоров.
  11. Снятие информации с технических каналов связи.
  12. Оперативное внедрение.
  13. Контролируемая поставка.
  14. Оперативный эксперимент.

Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне.

ОРМ носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:

  1. о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;
  2. о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;
  3. о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);
  4. о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;
  5. о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются.[4]

Таким образом, оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В ряде статей Федерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограничен сроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий.

2.1.Опрос граждан

Опрос - это беседа с гражданами, которым могут быть известны факты, обстоятельства, имеющие значение для выполнения поставленной перед оперативным работником задачи. Это могут быть сведения о преступлениях, лицах, которые их совершили, следы преступной деятельности и др.

Данное мероприятие носит поисковый, разведывательный характер и направлено на выявление скрытой или скрытой информации, важной для решения задач, поставленных перед оперативным сотрудником.

Опрос граждан допускается только при их добровольном согласии на беседу. При этом оперативный сотрудник может провести опрос лично, непосредственно или поручить его другому должностному лицу АРД, действующему от имени указанного сотрудника. При этом, по просьбе опрашиваемого, сотрудник оперативного подразделения обязан обеспечить конфиденциальность опроса. Однако во время такого разговора не исключается использование правил конспирации в интересах получения информации от этих лиц, которые обладают информацией, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, но не желают ее предоставлять сотруднику оперативное подразделение.

По тактическим соображениям, истинные цели опроса могут быть зашифрованы или интервьюер может скрыть свою профессиональную принадлежность. В случаях, когда ответчик запрашивал конфиденциальный характер предоставленной информации, данные о нем не разглашались, и это лицо впоследствии не допрашивалось в качестве свидетеля в ходе предварительного или судебного следствия.


Результаты разведывательного обследования могут быть формализованы либо объяснением, либо отчетом. В первом случае составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела, а впоследствии допрашиваемый, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу.

Во втором случае при обработке результатов опроса в виде отчета полученная информация используется в качестве ориентирующей информации при выдвижении версий, планировании расследования, а также в качестве источника информации о человеке, обладающем определенной информацией. Это сообщение также может быть приобщено к материалам уголовного дела.

При проведении опроса определенных категорий граждан используются имитационные детекторы обнаружения, например, полиграфы, являющиеся специфическим видом этой оперативно-розыскной деятельности, когда при беседах с гражданами используются технические средства, поскольку в ходе беседы с опрашиваемым по специальным методикам фиксируются его психофизиологические параметры (реакции) на задаваемые вопросы.

Информация, полученная в ходе опроса с использованием полиграфа, не может быть использована в качестве доказательства, она носит вероятностный характер и имеет только ориентировочное значение.

Обследование проводится по заданию оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с федеральными законами Об ОРД, а также в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и в соответствии с ведомственным нормативным актом Министерства внутренних дел России. Практика показывает, что опрос граждан является одним из самых распространенных ОРМ. При допросе нельзя применять угрозы, любое физическое воздействие, нельзя принуждать к даче показаний против себя или близких родственников, нельзя допускать действий, унижающих достоинство личности.[5]

2.2.Наведение справок

Наведение справок - это сбор информации о предметах, представляющих интерес для оперативных подразделений, в том числе о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящейся в местных, региональных и национальных информационно-поисковых системах и различных документах.

Запросы включают в себя сбор информации о самых разнообразных аспектах жизни проверяемого лица, включая его биографию, его связи, образование, навыки и способности, род занятий, имущественное положение, место жительства, факты прошлых административных правонарушений и уголовных правонарушений и т.д. .P. весь перечень данных, которые могут заинтересовать оперативные подразделения, трудно представить.