Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Опрос, проверочная закупка).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и виды оперативно-розыскных мероприятий
2. Содержание оперативно-розыскных мероприятий.
2.3.Сбор образцов для сравнительного исследования
2.5.Исследование предметов и документов
2.8.Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
2.9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений
2.10.Прослушивание телефонных переговоров
2.11.Снятие информации с технических каналов связи
3.Основания применения оперативно-розыскных мероприятий
На основании резолюции, утвержденной руководителем органа внутренних дел, проводится эксперимент с целью выявления, пресечения и раскрытия серьезных преступлений. Целью операционного эксперимента является получение информации в условиях, максимально приближенных к тем, в которых было совершено событие, представляющее интерес для оперативного работника. Как правило, к его производству привлекаются одни и те же лица или транспортные средства, соответствующая ситуация воссоздается.
Операционный эксперимент, в отличие от следственного, может быть проведен против неизвестных лиц, чтобы выявить намерения продолжать совершать серийные преступления (часто тайные и открытые похищения) с использованием различных «ловушек» или «приманок». Результаты следственного эксперимента оформляются актом и могут служить основанием для выдвижения версии дела, а также для принятия решения о возбуждении уголовного дела и задержании подозреваемого.
- 5 - постановление о применении мер безопасности в отношении охраняемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
- 6 запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами[9]
Таким образом, мероприятия, рассмотренные нами, являются неотъемлемой и необходимой частью всей оперативно-розыскной деятельности, задачей которой, в свою очередь, является предотвращение развития преступности. В рамках обозначенных мероприятий могут производиться различные действия, описанные нами выше, часть из которых не нарушает конституционные права граждан страны, а другая все же нарушает, но имея под собой исключительно важную цель: пресечь на корню преступные намерения.
3.Основания применения оперативно-розыскных мероприятий
Существуют основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, такие как:
-1- наличие возбужденного уголовного дела;
-2- ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о:
а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
б) событиях или действиях, создающих угрозу государственной военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
-3- поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
-4- запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
3.1 Условия применения оперативно-розыскных мероприятий
Условия проведения ОРМ - это установленные оперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов ОРД при их проведении.
Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.[10]
Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;
- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации[11]
Таким образом, для эффективного осуществления ОРМ оперативные сотрудники должны знать не только их содержание, но прежде всего требования, предъявляемые законодателем к организации их проведения. Только знание оснований и условий проведения конкретных ОРМ позволит избежать нарушений законности и достичь юридически значимого результата в рамках действующего оперативно-розыскного законодательства.
Заключение
Таким образом под ОРМ понимаются закрепленные в Федеральным Законом об ОРД действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
Каждое из вышеперечисленных мероприятий имеет свою внутреннюю структуру, регламентировано законом и применяется для решения определенных задач оперативно-розыскной деятельности.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993
- Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. Учебное пособие / С.И.Захарцев. СПб. 2010г.
- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 2016 г. №144-ФЗ.
- Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, сущность, структура: Препринт. [Текст]/ А.Е.Чечетин. Барнаул. 2004. 469 с.
- Опрос граждан как оперативно - розыскное мероприятие // Рос. Юстиция. 2005. №12
6. Закон об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации: Комментарий/ Под ред. А.Ю.Шумилова, М., Юрид. лит., 2013.