Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Опрос, проверочная закупка).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.8.Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Обследование помещений, зданий, сооружений, местности и транспортных средств - это оперативное обследование перечисленных, а также иных объектов с целью поиска сведений, представляющих интерес для оперативного работника (следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, а также получения иной информации, имеющей отношение как к оперативным задачам, так и к расследованию преступления в целом).

Существует три вида экзамена: гласный, невысказанный и зашифрованный.

Публичный осмотр проводится с согласия владельца осматриваемого объекта, возможно в его присутствии, без привлечения свидетелей. В этом случае собственнику могут потребоваться планы строительной конструкции, сделаны соответствующие замеры, составлены схемы, чертежи, сделаны фото -, видеосъемки. В ходе проведения общественной экспертизы допускается изъятие (с разрешения собственника) предметов, документов, получение от присутствующих лиц соответствующих разъяснений о характере интересующих работника предметов, в том числе письменных. По результатам таких обследований составляются, как правило, справки, к которым прилагаются соответствующие чертежи, эскизы, фото таблицы, видеокассеты и др. изъятые предметы надлежащим образом упаковываются, опечатываются печатью оперативного работника и впоследствии могут быть предъявлены специалистам (экспертам) для исследования. В случае подтверждения факта их отношения к расследуемому событию изъятые предметы могут быть приобщены к материалам уголовного дела.

При зашифрованном обследовании оперативный работник обычно скрывает или истинную цель осмотра, или его принадлежность к оперативному аппарату. Методы шифрования могут быть самыми разнообразными (от представителя ЖКХ до члена благотворительной организации). В ходе данного вида обследования используются возможности скрытых технических средств для фиксации ситуации.

Целью зашифрованного осмотра может быть проверка сообщения о проживании в помещении разыскиваемых лиц, о наличии похищенных предметов и т. д.

Негласное освидетельствование предполагает особую процедуру, поскольку связано с ограничением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища. Поэтому данный вид экспертизы проводится только на основании решения суда .

О проведении негласного осмотра жилых помещений выносится постановление, утвержденное начальником оперативного отдела УВД области (края).


Негласная экспертиза проводится специальными оперативно-техническими подразделениями органов внутренних дел с участием инициатора запроса. Изъятие или замена предметов, обнаруженных в ходе негласного осмотра, производится в исключительных случаях и только с разрешения руководителя, утвердившего постановление о проведении данного мероприятия.

Для участия во всех видах обследований целесообразно приглашать специалиста, обладающего навыками поиска соответствующих следов, фиксации обстановки, установки химических ловушек, технических средств аудио -, видеосъемки и др. результаты экспертизы подробно фиксируются в справках, актах, составленных по итогам обследования, с точными техническими характеристиками применяемых и реализуемых технических средств фиксации информации.

Результаты негласной экспертизы оформляются актом сотрудника оперативно-розыскного подразделения, который ее проводил, с приложением соответствующих планов и схем и изъятых предметов. Эти акты не приобщены к материалам уголовного дела, а хранятся в материалах оперативно-розыскного производства.

2.9.Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений

Контроль почтовых, телеграфных и других сообщений OРM проводится на основании судебных решений и заключается в негласном отборе и изучении корреспонденции почтовой, телеграфной, факсимильной, телефонограммы с целью получения информации, обеспечения интереса к решению проблем ORD при создании (предприятие) администрирование и прием корреспонденции.

Поскольку эта мера нарушает защищенные конституционные права граждан на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, ее можно проводить только на основании решения суда, вынесенного на основании мотивированного решения соответствующего руководителя. органа внутренних дел.

Почтовая переписка с конкретным лицом и от него может быть предметом контроля. В случае необходимости переписка с конкретным адресом или с него также может быть связана с перлюрацией.

Контроль почтовых отправлений может быть разовым и длительным, установленным на срок до 6 месяцев.

Разрешение на одноразовый контроль выдается, когда сотрудник получает информацию об отправке сообщения по почте, которая требует срочного изучения и исследования. Единовременный контроль осуществляется с помощью работников предприятий связи.


Постоянный контроль почтовых отправлений, как правило, осуществляется сотрудниками оперативно-технических подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В ходе этой оперативно-розыскной деятельности оперативный работник обязан:

- обеспечить секретность факта контроля;

- обеспечить сохранность почтовых отправлений;

- хранить в секрете информацию, содержащуюся в почте.

Результаты всех видов контроля почты, телеграфа и других сообщений оформляются соответствующими актами (единовременный контроль может быть оформлен отчетом оперативного работника). При необходимости к актам прилагаются снятые копии, фотокопии, фотографии, образцы для исследования (если содержание посылки подвергалось контролю). В этом случае образцы могут быть отправлены на экспертизу в судебно-медицинские лаборатории, например, чтобы определить, относится ли изъятое вещество к наркотикам.

2.10.Прослушивание телефонных переговоров

Прослушивание телефонных переговоров осуществляется только на основании решения суда[7] и является молчаливым получением информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступления, по телефонным линиям. Как правило, прослушивание телефонных разговоров осуществляется с помощью спецтехники оперативно-технических подразделений МВД России или ФСБ России. Срок прослушивания не превышает 6 месяцев. Если необходимо продлить срок, судья принимает дополнительное решение на основании вновь представленных материалов.

Существует исключительная процедура прослушивания телефонных разговоров, согласно которой можно получить решение суда в течение 48 часов после начала мероприятия.[8]

Кроме того, это событие допускается без решения суда, если имеется заявление или письменное согласие лица в случае угрозы его жизни, здоровью или имуществу. Тем не менее, в этой ситуации необходимо вынести мотивированное решение соответствующим главой МВД или ФСБ, и судья уведомляется о действиях, предпринятых в течение 48 часов.

Мы можем выделить следующие ситуации, в которых возникает необходимость прослушивания телефона:

• когда должен быть разговор (сговор) между сообщниками - членами преступной группы;

* когда подозреваемый звонит своей жертве до или после преступления;


* когда разыскиваемый человек связывается со своими родственниками, знакомыми, сообщниками.

Ход событий, как правило, фиксируется с помощью оперативно-технологических подразделений, а также на магнитных носителях, что в определенных случаях (например, при совершении вымогательства, угроз и т. Д.) На основании решения Оперативный работник может быть переведен в судебно-медицинскую единицу для производства либо предварительных исследований, либо судебно-медицинской экспертизы. В последнем случае результаты прослушивания могут быть признаны в качестве доказательств по уголовному делу.

Следует отметить, что в качестве доказательств могут быть использованы только те сведения, которые получены в ходе прослушивания телефонных разговоров, выданных в установленном порядке.

2.11.Снятие информации с технических каналов связи

Свои тактические особенности имеет снятие информации с технических каналов связи. Как правило, - это негласное мероприятие, проводимое на основании решения судьи, поскольку оно ограничивает конституционные права граждан, целью которого является получение информации, передаваемое заподозренными лицами по техническим каналам связи (телефакс, телетайп, компьютерные сети и т.п.).

При снятии информации с компьютерных сетей, с жесткого диска компьютера необходимо соблюдать предельную осторожность и допускать к производству этих действий специалиста высокого класса, поскольку программы, содержащие интересующую правоохранительные органы информацию, нередко настроены на самоуничтожение в случае несанкционированного доступа. Преодолеть действующую систему защиты оперативный работник самостоятельно, как правило, не в состоянии.

2.12.Оперативное внедрение

Оперативное внедрение - это ОРМ, на основе секретного вклада оперативного подразделения сотрудника или доверенного лица в криминально-криминальной среде или соответствующих объектах и ​​получения информации о лицах, фактах и ​​обстоятельствах, которые обеспечивают оперативный интерес к воздействию на отдельных лиц и другому участию заговорщиков в процессе или содействии решению проблемы ОСА.

Оперативная реализация, как правило, осуществляется оперативными работниками, действующими по преданию, с лицами, подозреваемыми в совершении преступления. Проникшие лица могут имитировать преступную деятельность, совершать мелкие преступления, наносить ущерб законным интересам других лиц при условии законного исполнения служебных обязанностей. Достаточно подробных критериев незаконной деятельности введенного сотрудника пока не разработано. Представляется, что офицер не уполномочен совершать тяжкие преступления, отнимать жизни граждан и т. Д. В своей деятельности, на наш взгляд, он должен руководствоваться требованиями ст. 16 Федерального закона о ЛОРД, и нормы Морально-этического кодекса оперативного работника предложили эту работу.


При реализации оперативный персонал имеет право использовать документы, которые шифруют его принадлежность к правоохранительным органам, включая информацию о работе, используемом транспортном средстве и т. д.

Чтобы разоблачить деятельность организованных преступных групп, введение работника может продолжаться в течение нескольких месяцев или лет. Краткосрочная реализация может проходить от нескольких часов до нескольких дней.

Права лиц, вступивших в преступные группировки, дополнительно защищены. Информация о них является государственной тайной и может быть опубликована или обнародована только с их письменного согласия.

2.13.Контролируемая поставка

Контролируемая поставка- это сложная, многоэтапная оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая на основе мотивированного формирования сотрудника оперативного аппарата и утверждаемая руководителем ОВД. При осуществлении контролируемых поставок на территории других стран она разрабатывается на основе действующих межгосударственных договоров и соглашений.

Целью данного мероприятия является получение информации о поставке, покупке, продаже, перемещении предметов, веществ, товаров, свободная продажа которых запрещена или ограничена в обороте. Такие объекты перечислены в ряде статей Уголовного кодекса. К ним относятся биологическое оружие, радиоактивные материалы, наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества и многие другие.

Существуют следующие виды контролируемой доставки:

- объект доставки полностью или частично тайно заменяется идентичным (как правило, это используется при раскрытии фактов незаконного оборота наркотиков);

- предмет поставки не подлежит замене или изъятию.

Органы, осуществляющие контроль доставки, обязаны принять все меры в пути и в месте доставки для сохранности груза, его нахождения в нетронутом состоянии. Действия правоохранительных органов должны быть организованы таким образом, чтобы не расшифровывать суть операции.

2.14.Оперативный эксперимент

Оперативный эксперимент - это действие по воспроизведению ситуации или другим обстоятельствам противоправного события, и требуемое пилотное действие по предотвращению преступных действий, выявлению тех, кто совершает или готовит их, а также тестирование и оценка собранных данных о возможностях совершения незаконных действий или получения новые данные о незаконной деятельности.