Файл: Налоги как цена услуг государства (Экономическая сущность понятия «налог», функции налогов).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения понятия «налог», функции налогов и их классификация
1.1 Экономическая сущность понятия «налог», функции налогов
1.3 Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости
Глава 2. Налоги, как цена услуг государства
2.1 Роль налогов в формировании доходов государства
2.2 Налоговая политика как инструмент повышения налоговых доходов федерального бюджета
2.3 Пути совершенствования налоговой политики Российской Федерации
3. местные налоги и сборы - устанавливаются актами представительных органов местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц).
В зависимости от объекта, облагаемого налогом, бывают:
1. имущественные налоги;
2. ресурсные налоги;
3.налоги, взимаемые с выручки или дохода;
4. налоги на потребление.
По источнику уплаты это могут быть:
1. налоги, относимые на индивидуальный доход;
2. налоги, относимые на издержки производства и обращения;
3. налоги, относимые на финансовые результаты;
4. налоги, взимаемые с выручки или продаж. Налоговую систему Российской Федерации следует охарактеризовать как комплекс налогов федерального, регионального и местного уровней; а также, как умеренно фискальную, прямую, централизованную и нейтральную.
Ряд специальных законов регламентируют процесс разработки определённых налогов. Законодательной базой построения системы налогов Российской Федерации является Налоговый кодекс и принятые по нему федеральные законы о налогах и сборах.
Нормативно-правовые акты местных органов управления о местных налогах и сборках утверждаются представительными органами местного самоуправления согласно Налоговому кодексу.
Классификация налогов по характеру властной компетенции
С введением в действие с 01.01.2001г. части II НК РФ установлены следующие виды налогов и сборов на территории РФ: федеральные, региональные (субъектов РФ) и местные (Федеральный закон от 07.09.99 № 154-ФЗ). Такое деление налогов происходит в зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступает налог.
Налоги и сборы вводятся актами законодательства, которые вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные налоги и сборы установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Все элементы налогообложения по данному виду налогов определяются Налоговым Кодексом Российской Федерации и одинаковы на всей территории Российской Федерации. Федеральные налоги и сборы подлежат измене или отмене НК РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, которые не предусмотрены НК РФ либо установлены не в соответствии с НК.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость (НДС);
- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
- налог на доходы физических лиц;
- налог на доходы от капитала;
- налог на прибыль (доход) организации;
- государственная пошлина;
- таможенная пошлина и таможенные сборы;
- налог на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
- лесной налог;
- водный налог;
- экологический налог;
- федеральные лицензионные сборы.
Региональные - налоги и сборы, которые зафиксированы в НК РФ и вводятся в действие законами субъектов России. Они являются обязательными к уплате на территории соответствующих субъектов России.
К региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
При введении в действие налога на недвижимость, прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога .
Местные - налоги и сборы, которые зафиксированы в НК РФ и вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и являются обязательными к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Региональные или местные налоги, которые не предусмотрены в НК РФ, не могут быть установлены.
К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
Таким образом, мы рассмотрели классификацию налогов по основным признакам. Классификация налогов необходима для упорядочения всевозможных видов платежей и недопущения их дублирования.
1.3 Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости
Налогообложение является эволюционным социальным процессом.
Структурными элементами налогообложения как социального процесса являются:
• социальная система - система налогов и налогообложения;
• социальное изменение системы - эволюция процесса во времени и в конкретных исторических условиях,
• социальное взаимодействие налогоплательщиков, налоговых организаций, института налогов и других социальных институтов, обеспечивающих эволюцию процесса налогообложения, его субъективную обусловленность и конечные результаты.
Возможно выделить как объективные, так и субъективные факторы, влияющие на процессы налогообложения. (Таблица 1).
Таблица 1 - Факторы, влияющие на процессы налогообложения
Экономисты выделяют принципы налогообложения, которые являются социально детерминированными.
Поэтому А.О. Гребенчук в своей работе предложил расширить интерпретацию данного понятия. Так, по его мнению, необходимо выделить такие критерии социальной справедливости налогообложения:
- повышение уровня жизни населения и его социальной защищенности в долгосрочной перспективе,
- сглаживание социальных конфликтов и противоречий в обществе и поддержка малообеспеченных категорий населения;
- прогрессия в подоходном налогообложении[4].
А.О. Гребенчук выяснил, что большая часть населения России поддерживает существующую пропорциональную систему налогообложения, хотя она в меньшей мере способствует снижению уровня социального неравенства общества, чем прогрессивная. Это объясняется тем, что доминирует мнение, что введение прогрессивной шкалы приедет к массовым уклонениям от уплаты налогов.
В целом, поведение населения отличается пассивностью и низкой вовлеченностью в процесс налогообложения, хотя значительное большинство считают себя добросовестными налогоплательщиками.
Такое поведение вызвано в основном экономическими, моральными и правовыми мотивами. Политические мотивы практически не оказывают никакого влияния. В то же время, уклонения от уплаты налогов воспринимается основной частью населения с осуждением или c безразличием.
Налоговое поведение населения зависит от их налоговой культуры. Таким образом, налоговая культура – это важный момент, влияющий на поведение налогоплательщика.
Налоговую культуру принято рассматривать как вид экономической культуры и массового сознания, который присущ участникам налогообложения и зависит от социальной культуры и правовой ситуации в обществе, которая связана c уплатой налогов.
За последние годы, можно отметить повышение уровня налоговой культуры в Российской Федерации, но, в целом, он остается низким. Предприниматели и управленцы юридических лиц, как правило, обладают более высоким уровнем налоговой культуры, чем население, поскольку активно участвуют в процессе налогообложения.
Также, важным фактором, от которого зависит налоговое поведение – является отношение налогоплательщиков к налогам и их готовность делиться c государством доходами в виде налогов.
Невзирая на существующие проблемы и недоработки в налоговой системе России, налогоплательщики обязаны платить налоги. Они могут считать, что законодательство несправедливо или нерационально расходует бюджетные средства, но это убеждение никого не освобождает от уплаты налогов.
Так, согласно результатам опроса населения, проведенного Фондом «Общественное мнение» о справедливости и несправедливости в российском обществе с 2007 г. люди стали значительно чаще высказывать мнение, что наше общество устроено справедливее западного: его придерживаются 32% - против 39% считающих, что на Западе справедливости больше (в 2011 г. соотношение было 16% к 47%). 26% россиян полагают, что власти могут и хотят сделать общество более справедливым, 42% - что они могут, но не хотят этого делать; еще 19% уверены: власти хотят, но не могут добиться большей справедливости, 16% уверены: они и не могут, и не хотят ее добиваться.
26 августа 2018 г. фондом был проведен опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов - жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Так, согласно опросу, большинство населения ответило на вопрос «Как вы считаете, современное российское общество в целом устроено справедливо или несправедливо?», что оно несправедливо.
Как видно на рисунке 1 мнение о несправедливости отечественного общества доминирует среди рядовых налогоплательщиков.
Рис 1. Результаты опроса
Кроме того, в дальнейшем респондентам были заданы открытые вопросы, уточняющие, в чем чаще всего проявляется социальная несправедливость. Так, по мнению 16 % респондентов (от 61 %, ответивших, что российское общество несправедливо) социальная несправедливость проявляется в социальном неравенстве и несправедливом распределение доходов («страшное расслоение», «разный уровень доходов», «кто-то может все себе позволить, а кто-то живет впроголодь», «очень большая разница между пенсиями и думскими зарплатами», «кто-то миллионами ворочает, а другие голодают»).
В качестве причины несправедливости общества респонденты отметили:
• снижение уровня жизни;
• ухудшился социальный климат;
• ухудшилась социальная помощь;
• возросло расслоение общества.
По результатам опроса также было выявлено, что 77 % (от числа опрошенных) респондентов считают, справедливым что многодетные семьи получают пособия из государственного бюджета, то есть за счет налогоплательщиков, по мнению 14 % - это несправедливо. Половина (51 %) положительно относится к выплатам пособия из государственного бюджета, то есть за счет налогоплательщиков. Между тем 74 % опрошенного населения критически относятся к плоской шкале налогообложения доходов, считая несправедливым, что богатые и бедные платят в качестве налога одинаковый процент от своих доходов - 13%.
Кроме того, респонденты высказали мнение о социальной несправедливости российского общества, отметив такие проблемы как низкие зарплаты и пенсии, отсутствие поддержки нуждающихся.
Для решения вышеперечисленных проблем и создания более справедливого общества, по мнению респондентов, необходимо бороться с воровством и коррупцией; принять справедливые законы; заботиться о конкретных группах населения; повысить уровень жизни людей, решать проблемы образования, здравоохранения, жилья; сокращать социальное неравенство; изменить систему налогообложения; более справедливо распределять бюджетные средства.
Таким образом, изучив систему налогообложения России по социальному влиянию, становится ясно, что она не социально ориентированная, а принцип социальной справедливости не реализуется в полной мере.
Преодоление негативных последствий представления о распределительном механизме государства и отрицательного настроя в отношении исполнения налогового законодательства возможно с расширением информации, увеличением прозрачности налоговой системы государства, изменением действующего законодательства.
Глава 2. Налоги, как цена услуг государства
2.1 Роль налогов в формировании доходов государства
Налоги - это неотъемлемый атрибут рынка, рыночного денежного (финансового) хозяйства, поэтому сущность налогов и характер управления ими необходимо рассматривать во взаимосвязи с объективными законами и закономерностями функционирования рынка и товарно-денежных отношений. С этих позиций налоги представляют собой цену общественных благ, предоставляемых обществу государством, как полноценным участником воспроизводственного процесса.
В современных условиях государству необходимо принимать во внимание правила и законы рынка, вести себя и функционировать как макроэкономический хозяйствующий субъект процесса общественного воспроизводства, который имеет свое финансовое хозяйство, производящее делимые и неделимые общественные блага (услуги) при выполнении своих функций[5]. При этом предоставление (распределение) общественных благ, также как и уплата налогов, осуществляется в принудительной, обязательной форме.