Файл: Налоги как цена услуг государства (Экономическая сущность понятия «налог», функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Современное государство в процессе предоставления им общественных благ (услуг) обязано выполнять следующие функции:

1) оборонную;

2) правоохранительную;

3) политическую;

4) социальную;

5) экономическую;

6) прочие функции, выполнение которых прямо или косвенно дает общественный потребительский эффект (результат).

Услуги, которые предоставляет государство, возникают в ходе выполнения им своих функций как субъекта макроэкономической деятельности. Если же деятельность государства не связана с осуществлением функций либо недолжным их осуществлением, то в таком случае не производятся блага для общества и не предоставляются услуги.

В современных условиях рыночной экономики налоги возникли исходя из функций денег - как средства платежа и как меры стоимости.

Налог можно назвать специфической, монопольной ценой за услуги государства, которая связана с осуществлением им функций. В таком определении необходимо понимать не конкретный налог, а всю совокупность налоговых платежей, поступающих в бюджет и представляющих собой так называемый «обмен» на услуги государства в виде государственных расходов.

Особенностью налогов как платы за услуги государства состоит в том, что этот факт проявляется не в конкретном единичном факте уплаты налога, а на макроуровне. То есть государство является отдельным хозяйствующим субъектом со своим финансовый хозяйством и расчетным счетом (Бюджет). На этом счете находят отражение доходы и расходы государства, а услуги, налоги и расходы принимаются к рассмотрению в совокупности за год.

Налоги, являясь иррациональной ценой услуг государства, формируются не прямо, путем традиционной купли – продажи: Т (товар) Д (деньги), а косвенно, в ходе денежной оценки величины расходов государства, состоящей из большого количества цен на товары, работы и услуги, необходимые для выполнения государством функций.

Важно заметить, что у налоговых органов, осуществляющих контроль за исчислением и уплатой налогов, отсутствует так называемый «прайс-лист» ценна услуги государства.

Но это не отрицает факт непрерывного предоставления и получения данных услуг и благ обществом.

В ходе обмена налогов на услуги государства, обычно, происходит отчуждение денежных средств, но не происходит отчуждения ее объекта, так как процесс оказания услуги происходит в невидимом виде для ее получателя. Таким образом, на первый взгляд, мы видим процесс одностороннего, безвозмездного движения средств от налогоплательщика к государству.


В то же время, некоторым видам платежей (например, пошлинам, целевым налогам и сборам) могут быть противопоставлены потребительные ценности соответствующих государственных услуг (юридические и таможенные услуги, содержание инфраструктуры и автомобильных дорог, предоставление в пользование природных ресурсов и некоторые социальные услуги и т.д.). Но, в данном случае могут иметь место временные разрывы между моментом оплаты и потребления услуги.

В основном, потребитель услуг государства, не задумывается о том, что при уплате налогов, он участвует в «сделке», поскольку воспринимает факт уплаты налогов как принудительное, безвозмездное изъятие его доходов. Это и есть глубинная причина многочисленных уклонений от уплаты налогов.

Таким образом, понимание сущности и природы налоговых платежей не только как способ насильного пополнения бюджета государства, а как адекватной сделки государством и населением, в виде цены за услуги государства, позволит скорректировать отрицательное отношение плательщиков к налогам и повысить на их налоговую культуру.

2.2 Налоговая политика как инструмент повышения налоговых доходов федерального бюджета

В современном государстве наблюдается тесная взаимосвязь налоговой политики с другими сегментами экономической политики государства - бюджетной, таможенной, валютной и др.

Налоговая политика призвана способствовать созданию условий для обеспечения экономического роста на основе повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Важнейшей целью налоговой политики является формирование финансовых ресурсов, которые необходимы государству для выполнения взятых на себя функций, таких как оборона, охрана правопорядка и национальная безопасность, система управления страной, экономика, социальное обеспечение.[6] Кроме того, налоговая политика оказывает регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны. Российская налоговая система с самого начала своего становления находится в состоянии постоянной трансформации, выражающейся в изменениях налогового законодательства, ставок различных видов налогов и условий их взимания. Изменения налоговой системы, осуществленные с 2000 года, касались ее радикального реформирования, и были направлены на значительное улучшение налогового климата в стране и создание более благоприятных деловых условий для хозяйствующих субъектов, включая и малый бизнес.


Основным источником доходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации являются налоговые поступления от юридических и физических лиц, в силу этого одним из важнейших элементов системы планирования доходов бюджета выступает налоговое планирование и прогнозирование. Налоговое планирование и прогнозирование создает необходимые условия для стабильного экономического роста государства в целом и хозяйствующих субъектов, повышения их финансовой устойчивости и значимости и последующего увеличения доходной базы соответствующих бюджетов и экономического роста в масштабах всей страны.[7]

В соответствии Бюджетным кодексом РФ доходы федерального бюджета классифицируются как «налоговые доходы федерального бюджета; неналоговые доходы федерального бюджета; безвозмездные поступления в федеральный бюджет». К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; от денежных взысканий в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральный бюджет России – это главное звено бюджетной системы Российской Федерации. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона на один год. Через федеральный бюджет мобилизуются средства хозяйствующих субъектов различных форм собственности и частично доходы населения.

Бюджетный процесс в 2019 году в России характеризуется рядом особенностей, преимущественно связанных со значительно возросшим уровнем неопределенности в части поступления доходов от внешнеэкономической деятельности.

Рост геополитической напряженности и введение санкций в отношении России повышает актуальность развитие национальных инструментов обеспечения экономического роста.


Вопрос соотношения доходов и расходов бюджета сегодня является особенно актуальным.

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2019 год характеризуется постепенным снижением доли налоговых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП (с 18,7 % в 2012 году до 15,6 % в 2019 году), а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5 % ВВП.

В таблице 2 представлены основные параметры федерального бюджета за период 2017-2019 годы.

Таблица 2 - Основные параметры федерального бюджета за период 2017-2019 гг., млрд. руб. [8]

В 2019 году доходы федерального бюджета были утверждены в размере 15 554,6 млрд. руб., что на 297,2 млрд. рублей больше, чем в 2018 году или на 3,2%. Что позволило, не задействовать ряд дополнительных расходных источников в 2019 году.

Крупнейшим из них является повышение налоговой нагрузки в нефтяном секторе экономики. На 2019 год сохранились ставка вывозной пошлины на нефть на уровне 36 % наряду с ранее запланированным повышением налога на добычу полезных ископаемых на нефть. Ранее предполагалось, что ставка вывозной пошлины на нефть в 2018 году будет снижена до 32 %.

Дополнительные бюджетные доходы от такого «налогового маневра» в нефтяном секторе составляют около 200 млрд. руб. Дополнительно 112 млрд. руб. Правительство Российской Федерации намерено получить за счет увеличения налога на доходы природных ископаемых на газ и газовый конденсат. Среди других экстренных мер по повышению доходов федерального бюджета выделим сохранение до конца 2019 года нормы в отношении зачисления в федеральный бюджет доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и повышение до 90 % доли прибыли Банка России, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.

Необходимо отметить значительное увеличение расходов федерального бюджета в 2019 году, которое было обусловлено в первую очередь, ростом расходов на национальную экономику, увеличились социальные расходы и определенную роль сыграли военные расходы и, в частности, траты на перевооружение армии; безусловно, обеспечение боеспособности вооруженных сил относится к базовым функциям института государства, однако закупка техники в условиях отсутствия конкуренции в секторе Военно-промышленного комплекса неизбежно сопровождается необоснованным ростом издержек.

Весь рассматриваемый период федеральный бюджет Российской Федерации исполняется и планируется с небольшим дефицитом.


Для того чтобы детально разобрать федеральный бюджет, проанализируем основные параметры федерального бюджета и его структуру по доходам.

За анализируемый период можно отметить значительное изменение соотношения нефтегазовых и не нефтегазовых доходов. Так, если в структуре доходов федерального бюджета в 2017 году преобладающую роль занимали нефтегазовые доходы и составляли 51,3 % доходов бюджета или 6453,2 млрд. рублей в абсолютном выражении, а ненефтегазовые доходы, они составляли 48,7 % от общего объема доходов бюджета или 6402,4 млрд. рублей.

В 2018 - 2019 годах структура доходов федерального бюджета значительно меняется, и мы наблюдаем обратную картину: объем нефтегазовых доходов составил 6 044,9 млрд. руб. или 44,4-44 % от объема общих до ходов бюджета, а ненефтегазовые доходы, напротив, увеличились до 7 693,6 млрд. руб. и составили 56 % от общего объема доходов федерального бюджета. Это объясняется сверхнизкими ценами на нефть в связи, с которыми бюджет недосчитывается значительной доли нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Далее рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых доходов. На протяжения многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета.[9]

На протяжении многих лет налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета. Так, за период 2018–2019 годы их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 5 процентных пункта. Этот факт свидетельствует о том, что государство, решая свои социально -экономические задачи, взяло курс на пополнение своей финансовой базы за счет налоговых поступлений, в особенности по налогу на доходы полезных ископаемых, налогу на прибыль организаций.

Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2018 - 2019 годы их доля уменьшилась почти на 2,37 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от внешнеэкономической деятельности. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Таким образом, характерными особенностями бюджета на 2019 год являются:

  • составление федерального бюджета сроком на один год;
  • отказ от «бюджетного правила» в части определения общего объема расходов федерального бюджета для очередного финансового года;
  • формирование федерального бюджета на 2019 год в условиях снижения большинства макроэкономических показателей по сравнению с параметрами прогноза социально - экономического развития Российской Федерации;
  • сохранение высокого уровня дефицита федерального бюджета (3 % ВВП), покрываемого за счет средств Резервного фонда и государственных заимствований;
  • объём налоговых доходов с каждым годом увеличивается. Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов составляют налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, акцизы;