Файл: Налоги как цена услуг государства (Экономическая сущность понятия «налог», функции налогов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом подразумевается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, который подлежит взиманию с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Налог занимает одно из ключевых мест среди инструментов государственной политики в сфере экономики. Они касаются самых главных сторон человеческой и общественной жизни. Процесс становления законов о налогах и их применение в жизни напрямую связано с противоречиями и компромиссами.

Так, государству необходимы средства в достаточном количестве, для выполнения своих функций, но, в то же время, нельзя сильно обременять организации и физические лица налогами, поскольку, в таком случае возможно снижение интереса и стимулирования к труду и тем самым отсутствие экономического роста.

Особенная актуальность для нашей страны темы о налогах в том, что реформа налогов во мно­гом определяет глубину и характер современных экономических, социальных и политических преобразований в государстве.[1] Реформирование налоговой системы по этапам, которое происходит в России, далека от завершения и будет идти дальше, так как меняется и сама жизнь, и экономическая ситуация в стране и во всем мире.

В рыночных условиях налоги появились не только из функции денег как средства платежа, но и из функции денег меры стоимости. Таким образом, налог можно назвать ценой за услуги государства, связанных с выполнением им своих функций.

Но, налоги являются так называемой иррациональной ценой государственных услуг. То есть, ценой, которая образуется не традиционным путем - в процессе купли продажи, а путем денежной оценки, законодательно установленной величину государственных расходов, которая сама складывается из множества цен на товары, работы и услуги, необходимые для выполнения государством своих функций.

В научном обиходе существует достаточное количество монографий, диссертаций, учебных пособий, научных, научно-популярных публикаций, материалов конференций, симпозиумов, посвященных как сущности налогообложения, в общем налоговой политике государства, так и отдельным налогам.


Историю становления и развития налогообложения в России с древнейших времен и до настоящего времени освещают И.А. Майбуров, Н. В. Ушак, М. Е. Косова. Особое внимание авторы уделяют эволюции политики налогообложения, ее влияние на экономическое развитие страны и социальное положение населения.

Современные проблемы налогообложения освещены в диссертациях (У.В. Ашмарина, О.И. Изотова, С.П. Волохов и др.) и в публикациях в научных журналах (Н.В. Еремина, Н.В. Скрыпник, Т.М. Тарасова и др.). Таким образом, исследователями внесён существенный вклад в изучении налогов. Однако, несмотря на большое количество публикаций по вопросам налогообложения, остается востребованным комплексное научное исследование налогообложения. Актуальность проблемы и необходимость ее разработки обусловили постановку цели и задач исследования.

Цель курсовой работы – изучение налога как цены услуг государства.

Задачи работы являются:

- изучение теоретических положений понятия «налог», функций налогов;

- рассмотрение классификации налогов по различным признакам;

- анализ отношения населения к налогам;

- изучение роли налогов в формировании доходов государства;

- рассмотрение налоговой политики и ее роли в повышении налоговых доходов бюджета;

- поиск путей совершенствования налоговой политики России.

Объект исследования – понятие «налог» как цена за услуги государства.

Методика исследования, анализа (проектирования) и обработки материала - всеобщие диалектические методы; общенаучные методы, в частности, системный метод, логический метод, анализ, синтез.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретические положения понятия «налог», функции налогов и их классификация

1.1 Экономическая сущность понятия «налог», функции налогов

Возникновение налогов обусловлено объективными общественными потребностями, было необходимым условием существования и дальнейшего развития человеческого общества.


Основное и главное предназначение налога - обеспечение общественных потребностей. На протяжении всей истории человечества, аккумулируемые за счет налогов средства использовались не только на содержание государства, но и на развитие образования и культуры, создание инфраструктуры и другие общественно значимые цели.

Возникновение налогов напрямую связано с появлением государств. Именно с появлением государств появилась необходимость выделения слоев общества, которые не могли заниматься воспроизводством.[2] В первую очередь это армия, целью которой является защита территории государства.

Также каждому государству необходимы лица, которые осуществляют управление и поддержание правопорядка. Возникновение налогообложения обусловлено именно необходимостью в содержании государства и его институтов.

Первоначально налоги существовали в виде так называемых квазиналогов, обязательных платежей, у которых отсутствует какой-либо юридический признак налога и бессистемных платежей преимущественно в натуральной форме.

С момента появления налоги становятся средством эксплуатации общества. Большинство теорий налогов сводятся к определению налогов как экономической категории, как одного из основных видов государственных доходов. Социальная сущность налогов при этом упускается.

Среди экономических рычагов, посредством которых страны оказывают влияние на рыночную экономику, немаловажную роль играют налоги. В условиях рыночной экономики все страны широко используют налоговую политику как определенный регулятор воздействия на отрицательные явления рынка. Налоги так же, как и вся налоговая система, являются сильным орудием управления экономикой в условиях рынка. Налоги обуславливают отношения между предпринимателями, организациями различных форм собственности и государственными и местными бюджетами, банками, вышестоящими организациями.

С помощью налогов осуществляется урегулирование внешнеэкономической деятельности, включая мобилизацию иностранных инвестиций, определяется хозрасчетный доход и прибыль организации.

В Налоговом кодексе Российской Федерации предлагается следующее определение налога:

«Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».


Экономическая сущность налогов определяется денежными отношениями, которые складываются между государством и юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют конкретное общественное предназначение - привлечение денежных средств в бюджет страны. Налоги отражают обязанности юридических и физических лиц, которые получают доходы, принимать участие в образовании финансовых ресурсов страны. Налоги являются центральным звеном финансовой политики государства в нынешних условиях, так как они, являясь орудием перераспределения, устраняют возникшие сбои в системе распределения и перераспределения и стимулируют или сдерживают развитие тех или иных сфер деятельности людей.

Налоги осуществляют четыре основные функции[3]:

1. фискальная - является основной функцией налогообложения, посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов, формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. С помощью данной функции осуществляется основное назначение налогов: создание и привлечение финансовых ресурсов государства.

2. регулирующая - это некое дополнение фискальной функции налогов. Она позволяет регулировать как производство, так и потребление. Данная функция помогает распределять суммы налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, отраслями экономики, территориальными образованиями и государством в целом. Это регулирование осуществляется через комплекс льгот и систему налоговых сборов и платежей, происходит воздействие с помощью налогов на общественное воспроизводство.

3. стимулирующая - использование этой функции помогает оказать поддержку в развитии тех или иных направлений в экономике. Ее использование связано с применением льгот и освобождений. В современной российской налоговой системе содержится большое число льгот для различных физических и юридических лиц, такие как понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков и др.

4. контролирующая - с помощью этой функции налогообложения у государства есть возможность контролировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществляемую как юридическими, так и физическими лицами, получение доходов гражданами государства, а также использование имущества, принадлежащего им на правах собственности.


Государство, выполняя свои функции, посредством реализации социально-экономической политики, по сути, оказывает обществу услуги. Взимание налогов выступает как средство оплаты государственных услуг.

1.2 Классификация налогов

Классификация налогов способствует их систематизации, что, в свою очередь, упорядочивает всевозможные виды платежей и препятствует их дублированию. Существует множество различных классификаций налогов по определенным признакам.

По способу изъятия различают такие налоги, как:

1. прямые - взымаются непосредственно с доходов, имущества (налог на прибыль, налог на доходы, налог на имущество);

2. косвенные - выступают в виде надбавок к цене или тарифу; конечным налогоплательщиком является потребитель (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины).

По характеру налогообложения (по воздействию) различают:

1. пропорциональные налоги - налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества (налог на

доходы физических лиц);

2. прогрессивные - налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения (взносы в Пенсионный фонд);

3. дигрессивные - налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения (экологических налог, таможенные пошлины, акцизы).

По назначению бывают такие налоги, как:

1. общие - налоги, средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц);

2. маркированные (специальные) - налоги, которые имеют конкретное целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

По субъекту уплаты существуют:

1. налоги, которые взимаются с физических лиц (налог на имущество физических лиц);

2. налоги, которые взимаются с юридических лиц (налог на имущество предприятий).

По уровню налогообложения различают:

1. федеральные налоги и сборы - обязательны к уплате на всей территории России (государственные пошлины, федеральные лицензионные сборы, водные налоги, налоги на добычу полезных ископаемых, налоги на добавленную стоимость);

2. региональные налоги и сборы - устанавливаются законами субъектом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов (транспортный налог, налог на игорный бизнес);