Файл: Налоги как цена услуг государства (Экономическая сущность понятия «налог», функции налогов).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические положения понятия «налог», функции налогов и их классификация
1.1 Экономическая сущность понятия «налог», функции налогов
1.3 Отношение населения к налогам и оценка уровня их социальной справедливости
Глава 2. Налоги, как цена услуг государства
2.1 Роль налогов в формировании доходов государства
2.2 Налоговая политика как инструмент повышения налоговых доходов федерального бюджета
2.3 Пути совершенствования налоговой политики Российской Федерации
В ходе проведённого анализа динамики поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в составе неналоговых доходов федерального бюджета, можно сделать вывод, что совокупный объем доходов от взимания ввозных таможенных пошлин прогнозируется на 2019 год в сумме 558,6 млрд. рублей, что на 10,9 млрд. рублей, или на 1,8 %, больше оценки за 2018 год.
Проблема формирования налоговых доходов федерального бюджета -одна наиболее из важных в сложных условиях осуществления проводимой в нашей стране экономической реформы.
К основным причинам роста неплатежей в федеральный бюджет относятся[10]:
- не принятые изменения в бюджетное законодательство по порядку признания и списания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;
- низкий уровень качества мониторинга и управления дебиторской задолженности по доходам;
- значительная часть главных администраторов доходов не владеет аналитической информацией об объемах дебиторской задолженности по срокам уплаты, в том числе находящейся на стадии добровольного исполнения, об объемах дебиторской задолженности, обжалованной в суде, находящейся на исполнении в службе судебных приставов и т.д. По мнению Счетной палаты, в прогнозных показателях по неналоговым доходам на очередной финансовый год необходимо также учитывать соответствующие объемы дебиторской задолженности по доходам главных администраторов федерального бюджета;
- одновременно необходимо отметить, что на сегодняшний момент не приняты изменения в бюджетное законодательство по порядку признания и списания безнадежной к взысканию задолженности по неналоговым платежам;
- в составе материалов к федеральному бюджету не представлены расчеты по доходам, объем которых в 2016 году составляет 717,9 млрд. рублей (5,2 % общего объема доходов), в том числе доходы от перечисления части
- прибыли Банка России (336,0 млрд. рублей), безвозмездные поступления (196,2 млрд. рублей) и государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (13,8 млрд. рублей). Доля доходов, по которым не представлены расчеты, свидетельствует о недостаточной прозрачности формирования налоговых доходов федерального бюджета.
По итогам проведённого исследования следует отметить, что при формировании доходов федерального бюджета на 2019 год были учтены изменения в налогообложении и применении ставок пошлин, сборов, в отношении установления которых не приняты нормативные правовые акты.
При этом при изменении ставок пошлин, сборов произошло отклонение от основных направлений налоговой политики на 2018 – 2019 годы, предусматривающих, что в течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Также были изменены параметры налогового маневра в нефтяном секторе.
2.3 Пути совершенствования налоговой политики Российской Федерации
В целях улучшения качества планирования и прогнозирования налоговых доходов федерального бюджета целесообразно предложить:
- существенным потенциальным резервом увеличения доходов является сокращение совокупной задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации по налоговым и таможенным платежам;
- необходимость активизации работы налоговых органов по взысканию недоимки и сокращению задолженности перед федеральным бюджетом. По оценке Счетной палаты, в прогнозных показателях доходов федерального бюджета на очередной финансовый год не учтены объемы сокращения дебиторской задолженности по доходам по главным администраторам доходов.
Погашение указанной задолженности является резервом пополнения до ходов федерального бюджета;
- в целях повышения качества управления дебиторской задолженностью по доходам необходимо ускорить принятие соответствующих изменений в бюджетное законодательство, устанавливающих порядок признания и списания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;
Кроме того, в прогнозных показателях по неналоговым доходам на очередной финансовый год необходимо также учитывать соответствующие объемы дебиторской задолженности по доходам главных администраторов федерального бюджета;
- основные направления в области формирования налоговых доходов федерального бюджета позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере. В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.
Одновременно планируется дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, повышение эффективности системы налогового администрирования;
- в целях противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы предлагается: освободить от налогообложения операции по реализации макулатуры; установить обязанность при реорганизации юридического лица восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся плательщиком НДС; уточнить размер НДС, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей; уточнить порядок определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения (кроме гаражей и машиномест); ввести обязанность налогоплательщика восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, если поставка не состоялась в течение определенного времени;
- также введены трехлетние «надзорные каникулы» для -организаций, в течение трех лет, не имевших серьезных нарушений установленных правил по ведению деятельности. Все требования к конкретным видам деятельности будут упорядочены, систематизированы и размещены в открытом доступе. Это позволит перейти к исчерпывающему набору правил, который будет предоставляться предпринимателю при начале наиболее распространенных видов деятельности. При организации внебюджетной деятельности автономным учреждениям, вероятно, придется учитывать смещение спроса потребителей на услуги эконом - сегмента.
С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.
Основными направлениями налоговой политики как инструмента повышения налоговых доходов федерального бюджета должны стать создание стимулов по наращиванию налоговой базы и обеспечение различных подходов.
При разработке мер в области преобразования и усовершенствования налоговой политики, которые предполагается реализовать в 2015- 2017 годах, будет продолжено осуществление целей и задач, которые были предусмотрены в предыдущие годы.[11]
Принимая во внимание необходимость обеспечения бюджетной сбалансированности, необходимо принимать меры, направленные на повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Основными источниками прироста налоговых поступлений могут быть как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие определенных мер в сфере налогового администрирования.
В части мер, которые будут предусматривать увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации, предполагается внесение преобразований в налоговое законодательство по следующим основным направлениям:
1. совершенствование налогообложения недвижимого имущества для физических лиц;
2. совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;
3. акцизное налогообложение;
4. противодействие уклонению от налогообложения;
5. совершенствование налогового администрирования.
В долгосрочном периоде предполагается сохранить действующую систему налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 %.[12]
В качестве наиболее важного изменения следует предусмотреть переход от действующего в настоящее время принципа предоставления имущественного налогового вычета по НДФЛ (предоставляемого при приобретении жилья) применительно только к одному приобретаемому объекту имущества к принципу предоставления указанного вычета налогоплательщику вне зависимости от количества таких объектов (долей в приобретаемых объектах), в пределах установленного максимального размера имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику в сумме до 2 миллионов рублей. В итоге, физические лица, в случае принятия этого предложения, получат право обращаться в налоговые органы за получением имущественного налогового вычета многократно вплоть до полного использования предельной суммы этого вычета.
Также одним из важнейших направлений совершенствования налоговой политики Российской Федерации 2019 года являлся переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. От проводимой налоговой политики зависит состояние отечественной экономики. Полагается, что, как и в случае обложения вышеуказанным налогом физических лиц, нововведенным налогом будет облагаться только недвижимое имущество (по кадастровой стоимости), которое находится у организаций на правах собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления). При этом предполагается, что нововведенный налог будет отнесен к региональным налогам, то есть часть поступающих сумм будет передаваться непосредственно в местные бюджеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение налогов обусловлено объективными общественными потребностями, было необходимым условием существования и дальнейшего развития человеческого общества.
Основное и главное предназначение налога - обеспечение общественных потребностей.
В Налоговом кодексе Российской Федерации предлагается следующее определение налога:
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Классификация налогов способствует их систематизации, что, в свою очередь, упорядочивает всевозможные виды платежей и препятствует их дублированию. Существует множество различных классификаций налогов по определенным признакам.
Таким образом, анализ системы налогообложения по социальному влиянию показывает, что действующая в России система налогообложения не является социально ориентированной, а принцип социальной справедливости не реализуется в полной мере.
Преодоление негативных последствий представления о распределительном механизме государства и отрицательного настроя в отношении исполнения налогового законодательства возможно с расширением информации, увеличением прозрачности налоговой системы государства, изменением действующего законодательства.
В процессе выполнения государством названных функций в рамках его деятельности как макроэкономического юридического лица, создаются и распределяются общественные блага (назовем их услугами государства). Деятельность государства или отдельных его структур и представителей, не связанная с выполнением или являющаяся следствием недолжного выполнения своих функций или функциональных обязанностей, как правило, не сопровождается реальным выходом общественных благ или сопровождается предоставлением государственных услуг не того объема и качества.
Налоги в условиях рыночной среды выросли и развились не только из функции денег как средства платежа, но и из функции денег меры стоимости. Налог – это специфическая, иррациональная и монопольная цена услуг государства, связанных с выполнением им своих функций. В данном случае под понятием «налог» подразумевается не отдельно взятый налог, а совокупность платежей налогового типа, получаемых государством в «обмен» на совокупные услуги в меновой пропорции совокупных государственных расходов.