Файл: Формы государственного устройства (Форма государственного устройства как элемент).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Форма государства и форма государственного устройства
1.1.Понятие и особенности формы государства
1.2.Форма государственного устройства как элемент формы государства
2.1.Понятие и признаки унитарного государства
Глава 3.Федеративное государство
3.1.Понятие, признаки и виды федеративных государств
Юридически Советский Союз был симметричной, договорной федерацией, которая была основана по национальному принципу. По факту СССР был жестко централизованным государством на унитарной основе. Проведенный анализ функционирования и организации структуры советского государства отчетливо показывает, каким образом нельзя строить отношения между органами власти государства, как нельзя строить федеративные отношения, как невозможно, в конечном итоге, перейти к истинно правовому государству.
Что касается современного Российского государства, то можно выделить следующие черты государственного устройства России: демократизм, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей; политическое, идеологическое многообразие; признание и гарантирование местного самоуправления; государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ РФ, правовое государство; социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.[12]
Глава 2.Унитарное государство
2.1.Понятие и признаки унитарного государства
Многие из всех действующих на данный период времени государств признаются унитарными по форме устройства государства. Это можно объяснить тем, что данное государство считается эффективно управляемым и наилучшим образом обеспечивает единство государства.
М. Н. Марченко придерживается позиции, что среди «исследователей, которые специализируются на изучении форм устройства государства, отсутствуют принципиальные расхождения в связи с тем, что представляет из себя унитарное государство и каковы его базовые черты и признаки»[13].
С этим утверждением тяжело согласиться, т.к. на данный период времени в связи с формированием региональных государств в науке теории государства и права формируется дискуссия об отнесении государств регионального уровня или к видам унитарных государств, или выделения их как независимой формы устройства государства.
Унитарным признается государство, являющееся централизованным и единым, включающим в себя разные административно-территориальные единицы (дистрикты, округа, края, области и др.) и не обладающим в собственном составе иными государствами либо государственными образованиями[14].
Для унитарного государства свойственны отдельные признаки, которые дают возможность отличать его от всех сложных государств.
1.Структурными единицами данного государства признаются районы, края, города, области и иные административно-территориальные формирования. Уровень их зависимости от центральной власти может быть разным. С данной позиции они делятся на централизованные и децентрализованные. В централизованных государствах имеется довольно высокий уровень зависимости регионов от власти центра. К данным государствам следует отнести Турцию, Францию и др. В децентрализованных структурные формирования наделяются существенно более высокими полномочиями (перечень вопросов, которые они в состоянии решить без вмешательства власти центра), между тем своим суверенитетом они не обладают (Япония, Италия и др.).
Между тем, в отдельных унитарных государствах современного периода допускается существование административной автономии. К примеру, в Великобританию в роли административных автономий входят Северная Ирландия и Шотландия. Испания помимо центральных автономий (государства Басков и Каталония) включает целый комплекс территориальных автономий. Наличие автономий в государствах унитарного типа влечет за собой некоторые сложности в разграничении их от федераций. Общее правило здесь следующее: объем компетенции автономий в простых государствах, обычно, существенно меньше, нежели соответствующий объем компетенции в федерациях.
2.Существование единого и единственного для всего государства механизма высших законодательных, исполнительных и судебных органов. Учитывая уровень централизации государства на унитарной основе, органы административно-территориальных формирований в меньшей либо большей мере находятся под контролем центральных органов власти.
3.Наличие единой конституции, единой территории, единой правовой системы, единой системы судов, единого гражданства, единых вооруженных сил. Это значит то, что административно-территориальные формирования не обладают собственной территорией, не имеют право принимать собственную конституцию и другие законы, вводит свое гражданство, формировать собственные вооруженные силы и создавать альтернативные органы суда. Между тем, структурные формирования унитарного государства имеют право принимать акты нормативно-правового характера. К тому же они должны обладать строго подзаконным характером и не могут входить в противоречие с нормами, которые были приняты центральными государственными органами власти.
Изначально возникла феодальная раздробленность, на смену которому пришел унитаризм, безусловно, сыгравший исторически прогрессивную роль в отношении процедуры государственного развития. В правовой литературе он признается как самая распространенная, нормальная и естественная форма организации государства. Для самой эффективной практической реализации базовой государственной функции – управления обществом, унитарная форма устройства государства признается оптимальной. Не случайно значительная часть государств на современном этапе считаются унитарными[15].
2.2.Виды унитарных государств
Необходимо отметить, что государство на унитарной основе, учитывая степень централизации, кроме централизованного может быть и децентрализованным, по этой причине обобщать все государства на унитарно основе таким признаком, как «централизованное руководство административно-территориальными единицами» не стоит. Децентрализация государств на унитарной основе – это политико-территориальная процедура перестройки не только законодательства, но и всех политических институтов, взаимодействия региональных и общих национальных властных органов и общественных субъектов политики. Он приводит к включению административных единиц в принятие решений политической власти[16].
В связи с этим актуален опыт политических и территориальных реформ властных органов в унитарных государствах на децентрализованной основе, в особенности крупных и начавших реформирование относительно недавно. Унитарное государство на децентрализованной основе, обычно, не предоставляет собственным административным единицам возможности обладать своими конституциями. Законодательная компетенция легислатур областей не настолько весома и гарантирована, как компетенция субъектов федерации. Представительство регионов в верхних палатах национальных парламентов очень слабое.
Исследователи, как правило, выделяют два типа унитарных систем на децентрализованной основе: «регионалистское государство» (Италия, Испания, ЮАР) и «относительно децентрализованное унитарное государство» (Франция, Великобритания, Швеция, Япония и др.). Регионалистское государство дает возможность собственным частям осуществлять наиболее существенную политическую автономию двух разновидностей: этнокультурную и административную. Данный вид включает в себя назначение чиновников в регионах центральными инстанциями с выборными органами. Права выборных институтов существенно ограничены. Данная модель государства является ассиметричной, т.е. предоставляет автономию только отдельным областям (Китай, Франция, Финляндия и др.)[17].
По объему прав, которые были делегированы от центра властным органам регионов, принято выделять административную и политическую автономию. Первая подразумевает особое правовое положение, установленное в Конституции и специальных актах законодательства, право издания региональных законов в рамках их полномочий. Автономные единицы обладают собственными законодательными и исполнительными органами. Объем компетенции автономии в отдельных государствах значительно шире, нежели у субъектов федерации. Административная автономия не предполагает права издания законов регионального уровня законодательными органами провинций. Последние могут только принимать участие в выработке и принятые актов центральной власти по вопросам жизни регионов.
Если сравнивать представители автономий и делегатов субъектов федерации, то первые не формируют отдельную палату национального парламента. Зачастую данная автономия формируется в некоторых регионах и муниципальных образования на основе экономического или этноязыкового признака.
Каждая автономия обладает большими правами и ресурсами во внутреннем управлении, нежели административно-территориальные единицы на унитарной основе. Однако, их введение само по себе не влечет за собой признание их федерациями. Уровень и институциональные формы децентрализации связаны с соотношением центростремительных и центробежных факторов.
Центростремительные факторы при децентрализации власти – это стабильность государства в политической сфере, его готовность к соглашениям с собственными территориями, социально-экономическое благополучие, оптимальное распределение прибыли и ресурсов. Баланс возникающих отношений между центром и регионами поддерживается функциями региональных органов власти. Последние призваны обеспечивать и соподчинение общим органам государства, и самоуправление. Государство на унитарной основе вынуждено организовывать собственные отношения с частями государства довольно гибко, чтобы обеспечить эффективность управления и принять во внимание региональные интересы. Как пишут многие исследователи, следует выделять децентрализацию и деконцентрацию власти.
Первым из процессов признается назначение в каждую из административных единиц государственного представителя, исполняющего волю «центра» и контролирующего управление регионом. Децентрализация – это формирование территориальных единиц с предусмотренными полномочиями автономного управления в рамках общих законов государства[18].
В связи с тем, что унитарная форма устройства государства признается аутентичной по собственной сущности, т.е. самой близкой природе государства, необходимо отметить, что признаки, подходящие для описания государств на унитарной основе, устанавливаются многими исследователями сквозь признаки самого государства[19].
По этой причине при описании государства на унитарной основе называются, обычно, не характерные черты этого явления, а его общие признаки. Так, к категории признаков унитарного государства многие исследователи относят следующие особенности:
1)унитарное государство подразумевает общие и единые для всего государства высшие законодательные, судебные и исполнительные органы, осуществляющие верховное руководство местными органами;
2)на территории государства на унитарной основе действует единая система законодательства, единая конституция, а также одно гражданство. В нем действует единая система денежных средств, осуществляется обязательная для всех общая кредитная и налоговая политика;
3)структурные элементы государства на унитарной основе (департаменты, провинции, области, округа, графства) не имеют государственного суверенитета. Структурные элементы унитарного государства не обладают собственными законодательными органами, воинскими формированиями, внешнеполитическими органами и иными элементами государственности;
4)государство на унитарной основе, на территории которого живут небольшие по численности национальности, широко допускает законодательную и национальную автономию;
5) в рамках унитарного государства все внешние отношения межгосударственного характера осуществляют центральные органы, официально представляющие государство на международной арене;
6) государство на унитарной основе обладают едиными вооруженными силами, а центральные органы власти государства занимаются их руководством.
Эти признаки считаются общими, определяющими принадлежность унитарной формы устройства государства к признакам государства, но не выражающими содержание рассматриваемого явления. По этой причине следует уточнить характерные признаки унитарной формы устройства государства, которые отличают ее от иных форм устройства государства, к примеру, таких как: федерация и конфедерация[20].
Представляется, что данными признаками считаются обеспечение целостности и единства государства, а также включение в собственный состав некоторых территориальных формирований, которые наделены особенными негосударственными полномочиями.