Файл: Формы государственного устройства (Форма государственного устройства как элемент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что принципы территориального устройства непосредственным образом относятся с базовыми конституционными основами и определяют всю структуру отношений между федерацией и ее субъектами. Любые попытки подорвать эти принципы ведут лишь размыванию, выхолащиванию основных, наиболее существенных черт федеративного устройства.

Нормальное и эффективное функционирование государства на федеративной основе предполагает сбалансированное отграничение предметов ведения и компетенции между РФ и субъектами РФ. В РФ для этого целесообразно ликвидировать федеративные округа, которые, в сущности, признаются кризисным институтом, на данный период времени реализовавшим собственные задачи. Соотношение объема компетенции федерального центра и регионов в РФ указывает на главную роль первого, что обладает как положительными, так и отрицательными сторонами.[34]

Следует отметить только отдельные проблемы организации функционирования федеративного устройства государств в РФ: существование субъектов с льготными режимами пользования природой, хозяйственной деятельности, обложения налогами (к примеру, Республика Саха (Якутия) и Татарстан), территориальная дезинтеграция РФ (региональная независимость ее субъектов, отсутствие системы взаимодействия субъектов); наличие субъектов РФ со сложным составом; образование спорных ситуаций во время распределения предметов ведения; неравномерность развития экономики; необходимость поддержки государства большей части субъектов РФ и др.

Законодательство регионов во многих субъектах РФ устроено так, что не предполагает специальных экономических стимулов при наращивании своего потенциала муниципальных образований. Повышение своей доходной базы может привести к понижению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности[35].

Все перечисленные проблемы говорят о необходимости преобразования федеративных отношений в РФ.

Думается, что для органичного развития федеративных отношений в РФ следует, в первую очередь, принимать во внимание объективные признаки, которые способствуют формированию федеративных отношений (к примеру, историческая общность и единство народов); во-вторых, руководствоваться как фактически, так и юридически принципами устройства федерации; в-третьих, совершенствовать и отлаживать систему взаимодействия регионального и федерального уровней власти при обязательном соблюдении верховенства закона, подчинении ему всех структур власти; в-четвертых, разработать классификацию на основании обновленных критериев, факторов, оказывающих влияние на федерацию в условиях современности, придав им системную конструкцию.


Мы считаем, что гармоничное экономическое и политическое развитие России невозможно без оптимизации субъектного состава Российской Федерации, предполагающего качественные и количественные изменения.

Для оптимизации федеративного государственного устройства необходим учет специфических черт и истории государства; тщательный факторный анализ; построение теоретической идеальной модели федерализма для конкретного государства; планирование и разработка поэтапного реформирования, предполагающего блокирование негативных факторов и максимально возможное приближение к идеальной модели федерализма.

Учитывая общие и особенные черты развития федерализма в мире и исторические особенности Российского государства, предполагаем, что оптимальная модельная конструкция российского федерализма должна характеризоваться как конституционно-правовая, централизованная, симметричная, с административно-территориальной структурной организацией субъектов Российской Федерации. [36]

Кроме того, представляется, что для России оптимальным будет четкое определение сфер общественных отношений, установление конкретных прав и обязанностей федерального центра и регионов, определение четких критериев разграничения полномочий, а именно точное определение того, кто и за что отвечает. Все это будет способствовать эффективной работе государственного аппарата, а также укреплению и развитию страны в целом. А это зависит не только от слаженной работы системы государственного управления и от эффективной законодательной базы, но и от стабильных правоотношений и высокого уровня правовой культуры, согласованного направления федеральной власти и власти субъектов федерации[37].

Мы считаем, что основной целью реформирования федеративных отношений в России должно стать достижение политической и экономической стабильности развития субъектов Российской Федерации, соответственно, и государства в целом.

Данная цель определяет следующие задачи: постепенное преобразование сложного субъектного состава, то есть отказ от смешанного принципа организации Российской Федерации в пользу административно-территориального; преодоление неравномерности экономического, политического, культурного развития субъектов Российской Федерации; сокращение числа субъектов Российской Федерации; повышение эффективности взаимодействия органов власти федерального и регионального уровней.


Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России. Но при преобразовании российского федерализма надо помнить, что у российской федеративности свои истоки, и без понимания этого построение стабильной и прочной государственности практически невозможно.

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что форма государства включает в себя три обязательных элемента: политический режим, форма правления и форма государственного устройства.

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

1.Унитарные

2.Федеративные

3.Конфедерации

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

- существование одноуровневой системы законодательства;

- подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

- существование только одного гражданства;

Развитие федеральных отношений в России следует считать основополагающей задачей в сфере современной российской политики, с целью эффективного функционирования государственной власти. Данный фактор происходит от многонациональности и многоконфессиональности Российской Федерации как страны, на протяжении долгого времени сталкивавшегося с угрозой сохранения своей территории и сепаратизмом некоторых субъектов.

Формирование стабильно действующего федерализма в нашей стране – это вопрос, связанный с преодолением наследия истории, особенностей административно-территориального устройства, в большинстве случаев не отвечающей требованиям общественного, политического, экономического положения в РФ. По этой причине, необходимо ставить вопрос о выработке системной концепции нового федерализма, устанавливающего формирование механизмов, при помощи которых получилось бы преодолеть исторически образовавшиеся проблемы в устройстве Российского государства.


Для того, чтобы обеспечить сбалансированную, стабильно развивающуюся федерацию необходимо чтобы происходило развитие всех субъектов. Существует острая нужда в правовом установлении в Конституции единого статуса региона федерации. Стоит по-новому взглянуть на административно- территориальное устройство Российской Федерации, необходимо сформировать регионы федерации не по национальной составляющей, а главное, с учетом экономической основы. Для этого необходимо четко обосновать и провести доказывание новых идей формирования регионов Российской Федерации.

С этой целью предстоит научно обосновать и практически доказывать идею формирования новых по своему существу субъектов Российской Федерации. Они могут быть созданы путем укрупнения либо изменения правового положения существующих регионов федерации. Регионы федерации должны формироваться с учетом экономических, демографических, общественных, инфраструктурных и геополитических факторов. Территорию, численность граждан, общественно-экономическое положение, транспортные пути необходимо учитывать в процессе увеличения современных регионов федерации в первую очередь. Критерий экономической целесообразности становится главным для достижения целей и задач новых федеральных отношений. Формировать правовую модель нового отечественного федерализма без применения на практике невозможно.

Создание федеративного государства, строительство нового российского федерализма является основной целью современного поколения российских ученых. Более 20 лет назад нам довелось пережить распад СССР, и мы не можем допустить повторения этого в Российской Федерации. Главной задачей строительства российской государственности является создание такой формы федеративных отношений, которая обеспечила бы стабильность федерации, целостный состав и сохранность государства перед лицом любых проблем. Поэтому изучения динамики федеративных отношений в России, системный анализ изменений, происходящих во всех областях жизни федеративного государства, являются как нельзя более актуальными.

Принцип федерализма очень важен для Российской Федерации в силу того, что она отличается огромными территориями, также многообразием регионов, каждый из которых отличается друг от друга экономическим, национальным и иными факторами. Федеральная система призвана стать гарантом исторически сложившегося государственного единства РФ на основе всеобщего согласия. В многонациональной России федеральная система способствует тому, что с одной стороны, на практике общепризнанных принципов равенства и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, интересам большей части населения.


Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеративный договор от 31.03.1992 Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации // СПС Консультант Плюс

Научная и учебная литература:

1. Актуальные проблемы конституционного права Российской Федерации : учебное пособие / А.Н. Писарев. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2016. — 410 с.

2. Аничкин Е. С. Преобразование Конституции РФ: сущность и причины // Журнал «Вестник Томского госу-дарственного университета».-Выпуск № 323 / 2018. – С. 44

3. Антонов, М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для ... бакалавриата / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 497 с.

4. Бурмистров К. Ю. Теоретические основы федерализма // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». -2016. – С. 30-31

5. Гогин А.А., Липинский Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник (под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского). - "Проспект", 2016. – С. 183

6. Гаврилова М. И. Российский федерализм на современном этапе // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 302

7. Глазырина М. В., Петренко Н. И. Проблемы совершенствования федеративного устройства России // Журнал «Марийский юридический вестник». – 2016. – С. 221

8. Горохова С. С. Теория государства и права: учебник // М.: Право. Юридические науки. – 2016. – С.104

9. Грудинин Н.С., Майорова М.С. История развития федерализма в России // Журнал «Научный вестник». – 2015. - № 1 (3). – С. 38

10. Кетова Е. В. Понятие и сущность принципа российского федерализма // Журнал «Философия права». – 2017. – С. 142

11. Конституционное право учебно-методическое пособие / И.А. Алешкова, И.А. Дудко, О.Н. Кряжкова, Н.А. Марокко, М.А. Мещерякова, Ю.К. Макеева, О.Х. Молокаева, С.П. Попова, А.Н. Писарев, С.В. Сабаева, В.Е. Сафонов, Н.М. Сизикова, А.С. Стальнова. — Москва : Российский государственный университет правосудия, 2017. — 304 с.