Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Формирование монопольной цены).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Монополии в рыночной экономике
1.2 Причины существования монополий. Монополия и конкуренция
2. Последствия монополизации рынка
2.1 Формирование монопольной цены
2.2 Особенности современной монополизации рынка, ее позитивные и негативные факторы
3. Основные направления антимонопольного регулирования
3.1 Государственный контроль монополистической деятельности
Введение
Рынок и рыночная экономика имеют как положительные, так и отрицательные стороны. К числу отрицательных относится порождение рынком монополий и монополистических тенденций в экономической системе. Отдельные формы и признаки проявления монополизма отмечаются даже в тех экономических системах, где монополии не занимают господствующего расположения.
Актуальность темы монополизации в экономике обусловлена тем, что монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя либо предприятия, оно разрешает избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои данные. Дозволено считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои собственные интересы. В современной России существующая степень монополизации и олигополизации важнейших рынков (строительный рынок, топливный рынок и др.) содействует завышению цен и мешает бороться с инфляцией, препятствует входу на рынок новых участников и, следовательно, развитию экономики. Все это заставляет задуматься о необходимости проведения государством более активной антимонопольной политики, осуществления мер по становлению экономики.
Следовательно, стало востребованным создание показателей для измерения степени становления монополизации и для оценки результатности антимонопольной политики.
Цель данной работы заключается в изучении причин, инструментов и последствий монополизации рынков.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть виды монополий и выяснить причины их существования
- выявить позитивные и негативные факторы монополизации рынков
- проанализировать последствия монополизации рынков
- ознакомиться с методами демонополизации экономики и способами контроля монополистической деятельности государством.
Объект исследования данной работы – существующие виды монополий.
Предмет исследования – процесс монополизации и последствия этого процесса.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Монополии в рыночной экономике
1.1 Виды монополий
Монополия – это тип рыночной структуры, тот, что характеризуется наличием только одного продавца и множества клиентов. К основным признакам монополии относят следующие: [1]
-на рынке действует только одна фирма, изготавливающая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.
-монополист изготавливает уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо приобретают его, либо обходятся без него.
-фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Монополист ищет ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют диктующим цену.[2]
- вступление в отрасль заблокировано, т. е. существуют экономические, технические, юридические и др. барьеры вступления в отрасль.
-существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.
Совершенная конкуренция и чистая монополия – крайние полюсы спектра рыночной конструкции и встречаются касательно редко.[3] Гораздо чаще отслеживаются монополистическая соперничество и олигополия. Олигополия – это такая рыночная конструкция, при которой доминирует малое число продавцов, а вход в отрасль новых изготовителей ограничен высокими барьерами.Поскольку чистые монополии встречаются крайне редко, то в обыденном сознании и в печати закрепилось уподобление монополии с большой олигополистической фирмой. Выделяют три основных вида монополий: натуральную, административную и экономическую.
Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя либо более фирмами. Основная причина существования естественной монополии – это экономия от масштаба производства (центральное водоснабжение, газоснабжение, отопление и т. д.).
Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Обычная монополия является той рыночной конструкцией, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает позитивную экономическую прибыль.
Административная монополия появляется вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные конструкции для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли.
Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия министерств и ведомств. Больше того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая базировалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является особенно распространенной. Ее возникновение обусловлено экономическими причинами, она прогрессирует на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые смогли завоевать монопольное расположение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) базируется на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении либо поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Достичь монопольного расположения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Помимо этого, данный путь к монополии дозволено считать "порядочным", поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких больших фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (изготовители) выступают на рынке "единым фронтом", когда сводится, нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Современная теория выделяет три типа монополий:
- монополия отдельного предприятия;
- монополия как соглашение;
- монополия, базирующаяся на дифференциации продукта.
Монополии монополизируют все сферы социального воспроизводства: непринужденно производство, обмен, разделение и потребление.
Существуют следующие организационные формы монополии:
Картель – это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и изготовленный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат – это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сберегают средства на средства производства, но теряют собственность на изготовленный продукт, а значит, сберегают производственную, но теряют коммерческую самостоятельность.
У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений появляются тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе возникает такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест – это объединение ряда предприятий одной либо нескольких направлений промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн – это объединение десятков и даже сотен предприятий разных направлений промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, а основная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Вывод: Монополия, монополизировав определенную отрасль, рано либо поздно теряют динамику становления и результативности. Объясняется это тем, что преимущества огромного производства не являются безусловными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
1.2 Причины существования монополий. Монополия и конкуренция
Что является поводом возникновения и становления монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. Согласно первой монополизм трактуется как беспричинный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается иной точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из последователей таких взглядов – английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что "монополистическая власть не появляется случайно"[4]. Она является логическим заключением стратегии предприятий. Еще определенного А. Смитом правило экономической выгоды принуждает предприятия непрерывно искать вероятности увеличения своих доходов.
Одной из них, особенно притягательной и верной, является создание либо достижение монопольного расположения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические склонности в экономике вытекают из закона максимизации выручки.[5]
Другой движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах становления рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить крупные выручки, предприниматели обязаны вводить новую технику, увеличивать масштабы[6] производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у величайших предпринимателей появляется альтернатива: либо продолжать между собой накладную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению касательно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д.
Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к происхождению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, навязывается вывод, что, возникновение предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым. Любая монополия может существовать лишь при несовершенной соперничества. Соперничество является одной из движущих сил становления экономической системы.
Конкуренция – объективный экономический закон развитого товарного производства, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и значительные связи между обособленными товаропроизводителями, с одной стороны, и покупателями их продукции – с другой, вследствие чего предприниматели обязаны снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг. Его действие для товаропроизводителей является внешней принудительной силой возрастания продуктивности труда на своих предприятиях, растяжения масштабов производства, ускорения НТП, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы.
На современном этапе соперничество появляется, раньше каждого, между гигантскими объединениями и внутри них, а также между предприятиями немонополизированного сектора экономики и различных форм собственности. Олигополистическое соперничество преобладает в автомобильном и ряде других направлений. К способам конкурентной борьбы относятся улучшение качества товаров и услуг, стремительное обновление выбора продукции, дизайн, предоставление гарантий и послепродажных услуг, временное снижение цен, улучшение условий оплаты и т.п. Применяются и такие способы ограничения соперничества, как завершение концернами тайных соглашений о единой политике.