Файл: Социально-психологический климат организации (Основные подходы к определению понятия «социально-психологический климат в организации»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в организации
1.1.1 Основные подходы к определению понятия «социально-психологический климат в организации»
1.1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации
1.2 Стиль руководства как предмет психологического исследования
2.1. Организация и содержание исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования
ВВЕДЕНИЕ
Социально-психологический климат организации имеет огромное влияние на процессы труда, дисциплину, эффективность производительности труда и другие сферы жизнедеятельности организации, как единого целого субъекта. При этом действуя непреднамеренно или преднамеренно на неосознаваемом или осознаваемом уровнях, он может играть как отрицательную (снижать трудовую активность, демобилизовать способности как всей группы, так и отдельно личности и потенциальные силы, формировать отрицательные качества личности и т.д., т.п.), так и положительную роль (повышать трудовую активность, мобилизовать способности как всей группы и потенциальные силы, формировать положительные качества личности и т.д., т.п.) [5].
Необходимо отметить, что жизнедеятельность организации находится в тесной взаимосвязи со стилем руководства. Различные стили руководства организацией требуют различного сочетания способностей. По отношению к структуре способностей личности стиль руководства выполняет компенсаторные функции. Поэтому руководители, выбирая стиль руководства, опираются в первую очередь на сильные стороны своей индивидуальности. Иными словами, наличие определённого стиля руководства является результатом определённых индивидуальностей личности [39].
Актуальность данной проблемы заключается в том, что на сегодняшний день масштабные изменения и современный уровень производства в экономических и социальных сферах общества предъявляют повышенные требования не только к самому человеку, но и к его профессиональной деятельности. С каждым днём растёт значимость социальных последствий решений человека. Выбор руководителем оптимальных форм общения с коллективом и методов взаимодействия на подчинённых должен основываться на формировании эффективной системы управления. Важным также является и то, как стиль руководства отражается на социально-психологическом климате коллектива. Исходя из вышесказанного, формируется необходимость в изучении и анализе взаимосвязи социально-психологического климата и стиля руководства в организации.
Цель исследования: выявить наличие или отсутствие взаимосвязи между социально-психологическим климатом и стилем руководства в организации.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные подходы к определению понятия «психологический климат в организации»;
- изучить факторы, определяющие психологический климат в организации;
- рассмотреть стили руководства;
- провести теоретическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата и стиля руководства в организации;
- организовать и провести эмпирическое исследование взаимосвязи социально - психологического климата и стиля руководства в организации;
- проанализировать результаты эмпирического исследования и сделать соответствующие выводы.
Объектом исследования является социально-психологический климат организации, предметом – взаимосвязь социально-психологического климата и стиля руководства в организации.
Гипотеза исследования: социально-психологический климат в организации зависит от умения руководителя взаимодействовать с подчинёнными.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования:
- Обзорно-аналитический, включающий теоретический анализ психологической литературы по изучаемой теме;
- Тестирование;
- Количественно-качественные методы обработки результатов;
- Статистический анализ полученных данных. Методы статистической обработки данных включили в себя описательную статистику (подсчёт средних значений), вычисление значимости взаимосвязи между исследуемыми психологическими явлениями осуществлялось с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
При этом использовались следующие методики:
1) Методика Л.Д. Столяренко «Оценка стиля управления»;
2) Методика Л.Д. Столяренко «Оценка социально-психологического климата коллектива»;
3) Методика Я.В. Подоляк «Руководитель глазами подчиненных».
Выборка. В данном исследовании принимали участие 90 человек, из них сотрудники двух отделов: производственного (60 человек) и отдела доставки и установки (28 человек), а также два руководителя этих отделов. Все участники данного исследования в возрасте 30-40 лет, преимущественно имеющие среднее техническое образование и находящие на стадии получения высшего образования. Оба руководителя отделов с высшим образованием. Выборка испытуемых состояла из сотрудников организаций, которые непосредственно и плотно взаимодействуют со своими руководителями.
Теоретическую основу исследования составили положения межличностного взаимодействия в сфере управления И.К. Адизеса, Н.Аникеевой, А. Богача, Р. Бояцис, Г. Буракановой, Н. Волковой, В. Горчаковой, Д. Гоулмен, И. Дрогобыцкого, Е. Дубровской, А.А. Карелин, М. Мелия, Д. Оуэн, В.П. Пугачева, В.А. Розановой, П. Симс, А. Субботина, А.А. Урбановича, А. Фридмана. Несмотря на основательный задел опубликованный в научной литературе, на наш взгляд тема социально-психологического климата в организации недостаточно изучена. И это является одной из причин для выбора данной темы курсовой работы.
Научная новизна проведенного исследования заключается в ᴛом, что в нем проведено психологическое исследование взаимосвязи социально-психологического климата и стиля руководства в организации, что позволило выдвинуть ряд предложений, направленных на построение программы тренингов по гармонизации социально-психологического климата в коллективе.
Практическая значимость исследования. Полученный в результате исследования материал можно использовать в работе организационного психолога для освещения вопросов социально-психологического климата в организациях, а также, при подготовке научных докладов, статей, методических пособий для практикующих психологов, коучей, бизнес-тренеров и специалистов смежных областей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность социально-психологического климата в организации
1.1.1 Основные подходы к определению понятия «социально-психологический климат в организации»
Одной из важнейших задач руководства организаций является формирование здорового социально-психологического климата в коллективе. Создание счастливого и полноценного образа жизни человека, задействование человеческого фактора в задаче раскрытия творческого потенциала личности – всё это является совершенствованием психологического коллектива. В соответствии с общепринятыми положениями, понятие «социально-психологический климат организации», рассматривается в конспекте таких понятий как эмоциональный настрой, духовная атмосфера, окраска и стиль общения, которые в итоге определяют отношение к работе, происходящим событиям и друг к другу. Понятие «социально-психологический климат организации» в социальной психологии подразумевает под собой качественную сторону межличностных отношений, которая препятствует или способствует продуктивности совместной деятельности коллектива, а также всестороннему развитию каждого человека[5].
На сегодняшний день в отечественной литературе существует ряд определений понятия «социально-психологического климата в организации». В рамках данной работы ниже представлены несколько таких определений, выдвинутые различными учёными – специалистами в сфере управления, психологами и социологами [24].
В.Н. Машков считает, что социально-психологический климат – это некий суммарный эффект от воздействия многих факторов, который влияет на коллектив. Как правило, он проявляется в общении работников, трудовой мотивации, их групповых и межличностных связей [7].
А.В. Морозов «социально-психологический климат» определяет, как устойчивые черты преобладающего поведения людей [24].
К.К. Платонов полагает, что под «психологическим климатом» следует понимать важнейший компонент психологического климата группы в целом, который включает в себя звуковой климат, определяемой не только функциональной музыкой, но и производственными шумами, а также цветовой климат, создаваемый цветной гаммой окружения (в том числе, цветом аппаратуры и интерьера) [10].
А.С. Чернышов полагает, что под «социально-психологическим климатом» кроется некая характеристика атмосферы эмоционального и психологического состояния каждого индивида, участника совместной деятельности. При этом данная атмосфера зависит от общего состояния окружающих людей [42].
По мнению В.М. Шепеля, понятие «социально-психологический климат» подразумевает под собой эмоциональную окраску психологических связей между членами коллектива, формирующая и развивающая на основе их симпатий, совпадения склонностей, интересов, характеров [7].
Понятие «социально-психологический климат коллектива» самым общим образом подразумевает под собой состояние коллективной психики, которая непосредственно обусловлена особенностями жизнедеятельности этого коллектива. Данное состояние представляет собой своеобразный интеллектуальный и эмоциональный сплав, включающий в себя мнения, чувства, настроения, отношения, установки членов коллектива, которые в тоже время являются отдельными элементами социально-психологического климата [24].
Любая деятельность организации тесно переплетена с социально-психологическим климатом коллектива. Стоит отметить, что преобладающий настрой людей непосредственно определяет меру включенности каждого члена коллектива в деятельность, а также эффективность и направленность данной деятельности. Безусловно, влияние психологической атмосферы в коллективе на личность может быть двояким – и тормозящим, и стимулирующим энергию, активность и подавляющую творческую инициативу. Симпатия, расположение, внимание человека к человеку является очевидным проявлением благоприятной атмосферы, которая способствует эффективности и продуктивности совместной деятельности. Немаловажным свойством здорового коллектива также является и настроение жизнерадостности и духовного подъёма [5].
Здоровый социально-психологический климат является фундаментом успешной жизнедеятельности человека. Однако, когда в коллективе недооценивается роль тех или иных факторов, которые благоприятно влияют на психологический климат, формируется нездоровая атмосфера, проявляющая в конфликтах и напряжённости в отношениях между членами коллектива. Человек, который оказывается втянутым в конфликт, болезненно и остро переживает ситуацию, где происходит разлаженность отношений с окружающими. Даже если в конфликте участвуют только двое, это отвлекает их от работы на преодоление противоречий и выяснение причин. Следовательно, психологический климат коллектива подразумевает под собой относительно устойчивый и преобладающий настрой коллектива. При этом он может иметь как отрицательную (депрессию, агрессивность, возмущение и т.д.) так и положительную окраску (радость, энтузиазм, увлечённость) [4].
Таким образом, формирование здорового социально-психологического климата в организации является одной из важнейших задач руководства организаций. «Психологический климат организации» многие авторы трактуют по-своему, но в общем смысле это понятие подразумевает под собой некое состояние коллективной психики, которая непосредственно обусловлена особенностями жизнедеятельности этого коллектива. Данное состояние представляет собой своеобразный интеллектуальный и эмоциональный состав, включающий в себя мнения, чувства, настроения, отношения, установки членов коллектива, которые в тоже время являются отдельными элементами социально-психологического климата.
1.1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат в организации
В изучении социально-психологического климата в организации необходимо рассмотреть факторы, способствующие в той или иной мере влиять на сам психологический климат в коллективе. Особенность социально-психологического климата заключается в том, что он, объединяя в себе взаимодействие всего многообразия личностных, групповых и социальных факторов как условий трудовой деятельности, даёт интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива [24].
Социальные или иначе их называют «общественные» факторы подразумевают под собой условия, которые отражают влияние макросреды (общества) на деятельность трудового коллектива и определяют соответствующий уровень психологического климата. К таким факторам относятся следующие: