Файл: Процесс монополизации рынка в теории и на практике (Формирование монопольной цены).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Монополии в рыночной экономике
1.2 Причины существования монополий. Монополия и конкуренция
2. Последствия монополизации рынка
2.1 Формирование монопольной цены
2.2 Особенности современной монополизации рынка, ее позитивные и негативные факторы
3. Основные направления антимонопольного регулирования
3.1 Государственный контроль монополистической деятельности
Будучи комбинированный частью хозяйственного механизма, соперничество действует через спрос, предложение и цены. В этом случае она возникает как между изготовителями, так и между потребителями (покупателями).
При свободной (или совершенной) соперничества ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции и услуг. На продолжительном интервале времени цены на них тяготеют к социально нужным затратам производства.
С возникновением монополий свободное соперничество превращается в монополистическую, либо несовершенную, ведущуюся между большими компаниями внутри монополизированного сектора, а также между членами групповых монополий, и мелкими и средними фирмами. Несовершенная соперничество – это борьба за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, энергии, за приобретение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью. К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких доходов.
Особенностью несовершенной соперничества является и то, что она все огромнее перемещается из сферы обращения в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой уровень, огромнее базируется на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на совершенствование качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая соперничества – это борьба между товаропроизводителями за покупателя путем уменьшения расходов производства, снижения цен на товары и услуги без значительного изменения их качества и выбора. Отличительной чертой ценовой монополистической соперничества является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают различным группам покупателей по неодинаковым ценам вследствие, например, диктата транспортных компаний при перевозке стремительно портящейся сельскохозяйственной продукции.
Неценовая соперничество – это борьба между товаропроизводителями за покупателей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к совершенствованию качества продукции, ее выбора. С целью завоевания больших рынков сбыта компании обширно практикуют и такие способы, как продолжение сроков гарантийного сервиса, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой нрав соперничество носит предпочтительно в условиях господства олигополистичной конструкции монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения.
Такое соперничества свойственна определенная устойчивость цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование. Неценовое соперничество полнее отражает интересы покупателей.
Разновидность несовершенной соперничества – нечестная соперничество, которая ведется предпочтительно неэкономическими способами с помощью подкупа чиновников, промышленного шпионажа, завершения тайных соглашений о единой политике цен и даже осуществления диверсий против конкурента.
Вывод: На основании материала, высказанного в первой главе можно сделать следующие выводы: возникновение и становление монополистических тенденций в экономике логично и неизбежно. В случае с обычными монополиями монополизация отрасли единственный экономически выигрышный вариант. В условиях монополии изготовитель способен полностью контролировать объем предложения товара, и приобретения максимальной выручки. Цель монополии – приобретение максимального дохода посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.
2. Последствия монополизации рынка
2.1 Формирование монопольной цены
Монопольная цена – это специальный вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше либо ниже стоимости товара в целях приобретения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли.[7]
Согласно федеральному закону "О защите конкуренции" монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим главенствующее расположение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях соперничества на товарном рынке, сопоставимом по числу продаваемого за определенный период товара, составу покупателей либо продавцов товара (определяемому исходя из целей получения либо продажи товара) и условиям доступа (далее – сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с клиентами либо продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие главенствующего расположения на сопоставимом товарном рынке;[8]
2) эта цена превышает сумму нужных для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Монопольно низкой ценой товара (за исключением финансовой службы) является цена товара, установленная занимающим главенствующее расположение хозяйствующим субъектом, если:[9]
1) эта цена ниже цены, которую в условиях соперничества на сопоставимом товарном рынке устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие главенствующего расположения на таком сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена ниже суммы нужных для производства и реализации такого товара затрат.
В зависимости от видов и форм соперничества формируются соответствующие виды цен. В условиях господства монополий устанавливаются, прежде всего, монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает тот товаропроизводитель, который является монополистом в производстве и на рынке. Он ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей, получает вследствие этого высокие выручки.
Монопольно низкую цену устанавливает товаропроизводитель под давлением монополистов. Такое давление испытывают мелкие и средние фирмы при составлении контрактов с монополиями, а также мелкие фермеры – со стороны транспортных и индустриальных компаний при доставке сельскохозяйственной продукции на рынок и ее обработке.
Монопольно высокие цены приводят к снижению платежеспособного потребности населения, привлекают соперников, поэтому монополии постоянно обязаны искать оптимальное соотношение между числом реализованной продукции и ценой, которая дает вероятность присвоить максимальную прибыль.
Когда на рынке преобладают несколько олигополистов, как правило, используется практика "лидерства в ценах". Чтобы избежать утомительной конкурентной борьбы, наиболее могущественная компания устанавливает цены на свои товары или услуги, а остальные олигополисты при общем молчаливом согласии устанавливают такую же, или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и др.). В результате отраслевая цена изменяется без тайного сговора. Например, Дженерал Моторс в США устанавливает на свою новую модель определенную цену, а Форд и Крайслер назначают на свои новые автомобили того же класса приблизительно ту же цену. Монополии часто осуществляют существенные снижения цен с целью массового разорения либо принудительного подчинения их своему контролю. После такой расчистки рынка монополии не только восстанавливают прежний уровень цен, но еще больше повышают его.[10]
Цены на товары, производимые государственными предприятиями, регулирует государство, например, электроэнергию, услуги связи и др.
Вывод: Следует рассматривать и то, что монополия может регулировать производство, но не потребность. Даже она обязана рассматривать реакцию клиентов на увеличение цен. Монополизировать дозволено только товар, на который существует неэластичный потребность. Но и в такой обстановки подорожание продукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности: либо применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, либо увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.[11]
2.2 Особенности современной монополизации рынка, ее позитивные и негативные факторы
монополизация конкурентный капитал государственный
Процесс монополизации имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительно то, что у гигантских предприятий и их объединений появляется больше возможностей развивать современное производство, финансировать крупные научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новую технологию, осуществлять переквалификацию работников, а значит, приспосабливаться[12] к уровню развития производительных сил, к структурным сдвигам в экономике. Поэтому не удивительно, что в настоящее время интенсивно развиваются такие формы сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией и др. Возникновение подобных межфирменных объединений, консорциумов, в первую очередь, связано с реализацией крупных научно-технических программ. Создаются также корпоративные исследовательские организации.
В последние десятилетия одним из направлений вертикальной интеграции и диверсификации (то есть увеличения количества отраслей, в которые осуществляет экспансию та или иная монополия) стало формирование торгово-промышленных комплексов, интеграция крупных промышленных корпораций с торговыми кампаниями.
Возникновение и развитие крупных хозяйственных единиц, координация их деятельности расширяют масштабы планомерного и организованного развития экономики, сознательного регулирования экономической системы.
Гигантские предприятия благодаря массовому производству имеют возможность экономить на затратах производства, обеспечивать потребителей дешевыми и качественными товарами.
Положительной стороной монополий также является стимулирование инновационной деятельности, что оправдывает установление монопольно высоких цен, ибо в случае каждого снижения цен после внедрения новой техники у крупных компаний не было бы стимулов к нововведениям. Достаточно длительный период существования монополий, сложность проникновения других фирм в монополизированные отрасли дает первым уверенность в целесообразности долгосрочных инвестиций.
В то же время установление монопольных цен, создание искусственного дефицита относятся к негативным сторонам монополизации экономики, поскольку покупатели вынуждены покупать товары, изготавливаемые крупными компаниями, по более высоким ценам.
Отрицательной чертой монополий является и то, что они тормозят в некоторых случаях развитие НТП. Связано это с тем, что монополия производства и сбыта, дает возможность крупным компаниям получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новые достижения науки и техники в производственный процесс, сдерживая полное использование ресурсов, максимально возможное снижение расходов производства и соответствующий рост его эффективности.
В погоне за прибылью крупные компании финансируют проекты, дающие наибольшую отдачу, изымая или существенно уменьшая при этом инвестиции в более важные, с точки зрения широких слоев населения, производства.
Монополии и олигополии расходуют значительные ресурсы на сохранение и укрепление монополистических позиций, утверждение своей власти.
Они сдерживают, ограничивают конкуренцию – движущую силу экономического прогресса, поэтому П. Самуэльсон называл монополию "экономическим злом". Известно, что власть монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов. Замена конкуренции монополией приводит к повышению цены и сокращению выпуска продукции. Идя по этому пути, монополия приводит к социальным издержкам, т. е. монопольное равновесие не является эффективным с точки зрения общества (однако, в некоторых случаях, когда монополия является естественной, она будет единственно эффективной).
Вывод: Анализируя вышеизложенное можно сделать вывод, что в диалектическом единстве положительных и отрицательных сторон и состоит одна из наиболее важных сущностных характеристик монополии как экономической категории.