Файл: Теории происхождения государства (Современный подход к проблеме теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
В 1910 г. Л. Гумплович выпустил книгу «Общее учение о государстве», в которой писал, что история не предъявляет ни одного примера, где государство возникало бы не при помощи насилия, а как-то иначе. Орды воюют друг с другом. Затем одна из них завоевывает другую. Для того, чтобы удержать ее в повиновении, образуется государство. Германские племена завоевали Рим, что послужило толчком к образованию Священной Римской империи. Здесь авторы позволят себе не согласиться с мнением Л. Гумпловича, так как при зарождении Священной Римской Империи уже существовал труд Ф. Аквинского который гласил, что вся власть дарована богом и папа Римский его наместник на земле. И при зарождении Священной Римской Империи ее жителе и основатели мыслили именно этими категориями, а насилие воспринимали как средство достижения цели. Подтверждение этому так же является то, что коронование с того времени и по сей день осуществляется исключительно священнослужителем.
Возвращаясь к проблеме влияния теорий на жизнь государств необходимо сделать небольшое отступление и рассказать о расовой теории Ж. Гобино, оказавшей в последствии большое влияние на Германию.
В своих исследования Ж. Гобино стремился разрешить проблему упадка и гибели различных цивилизаций. Изначально в концепции Ж. Гобино в качестве основного предмета рассмотрения и главного субъекта исторического процесса выступает раса, или этническая группа. По его мнению, не социальные институты определяют жизнедеятельность рас (этнических групп), а напротив, расы определяют социальные институты. Институты, которые не согласуются с основными тенденциями расы, не прививаются, если не происходит расового смешения. Вследствие этого Ж. Гобино отрицал цивилизующую роль мировых религий, таких как например, христианство.
В трактовке происхождения человеческих рас Ж. Гобино тяготел к полигенетической концепции, согласно которой различные расы имеют различное происхождение. Однако свою приверженность полигенетической концепции он выражает очень осторожно.
Если обратить свое внимание на Россию, то по мнению авторов основным источником информации о зарождении государственности и права на Руси является «Повесть временных лет». Исходя из текста книги можно утверждать, что до призвания варягов-русов северными княжествами на территории Древней Руси существовали государственные образования Куявия, Артания и др. Все славянские племена жили отдельно друг от друга и управлялись своими родами самостоятельно. Во главе каждого племени стоял князь. Власть передавалась по наследству от старшего брата к младшему. Славяне «жили между собою в мире», имели «свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый -свой нрав»
Куявия, Артания и иные государственные образования. Имели не только своих князей, но и такие институты, как Советы родов. Варяги принесли на Русь дружинное и личностное начало. «Первая идея государства на нашей почве им принадлежит»[8]. Киевский князь Ярослав в последствии «основал государственный быт Руси и утвердил ее политическое единство на родовом начале». Вся Россия стала принадлежать одному княжескому роду. Эта теория получила название «теории родового быта». В свое время ее критиками выступили славянофилы, которые разработали теорию общинного быта.
Третьей известной теорией возникновения государства была задружно- общинная (основоположник - профессор В. Леонтович). Суть ее заключается в том, что государства у славян возникли из задруги, которая представляла собой объединение индивидов на кровнородственной и профессиональной основе для совместного ведения сельскохозяйственных, строительных и других работ. Задруга выбирала себе руководителя из числа наиболее авторитетных людей, которые при разрастании объединения создавали аппарат управления - первый институт государственности.
Следует так же не забывать Кризисную теорию А. Б. Венгерова. По мнению А.Б. Венгерова, около 12 тыс. лет назад на земле возникла кризисная климатичесая ситуация, угрожающая существованию человека как биологическому виду. Препятствование же данному кризису привело к переходу от присваивающей к производящей экономике, что было названо «неолитической революцией». Неолитическая революция в последствии привела к производящей экономике, которая и стала основным способом существования и воспроизводства человечества. Переход к производящей экономике обеспечил рост народонаселения. Именно производящая экономика привела к расслоению первобытного общества, появлению классов, зарождению первых государств- городов (полисов).
Обособленным порядком стоит ряд теорий, точки зрения, которых исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности как государства так и права. Данные концепции отождествляют государство и общество, полагают, что государство и право — явления вечные, присущие любому социуму, поскольку возникают вместе с ним. Примером данных теорий является целая дисциплина элитология, рассматривающая теорию «правящего класса» Г. Моска сформулированную следующим образом: «Во всех обществах, начиная с едва приближающихся к цивилизации и кончая современными передовыми и мощными обществами, всегда возникает два класса людей — класс, который правит, и класс, которым правят. Первый класс, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть, в то время как другой класс, управляется и контролируется первым»[9].
Несомненно, история России, как и любой другой станы, содержит моменты, резкого перехода от одной теории к другой. Так можно видеть Киевскую Русь и теорию родового быта, теологическую теорию и деяния Ивана Грозного по объединению земель, Октябрьскую революцию и теорию К. Маркса, переход к демократии и договорную теорию.
По мнению авторов теории возникновения государства и признание, распространение идеологии, содержащихся в теориях оказывает ключевое воздействие на государство и его жителей изменяя их мировоззрение, культуру. Воздействия в последствии сглаживаются, но в короткий отрезок времени становления могут причинить одни неприятности, несмотря на то, что в целом, в последствии изменения могут быть и во благо.
В заключении хотелось бы отметить, что изучение теории государства и права необходимо совмещать с такими дисциплинами как История, Экономика, Философия, Социология, Культурология, Элитология. Именно тогда, в полной мере раскрываются теории и перед глазами возникают древние города-полисы вокруг которых начинают зарождаться государства, внутри которых уже полноводной рекой истории текут культура и философия отражающие их кроткий быт.
2.2 Анализ современных теорий происхождения государства
Каждая из рассмотренных ранее традиционных теорий происхождения государства в значительной степени объясняет одну из сторон сложного и длительного процесса происхождения государства. При этом, они не дают полного и комплексного анализа оснований прои хождения государства. Необходимость исследовать процесс возникновения государства с современных позиций обусловливается еще и тем, что многие из данных теорий тесно связаны с вопросом о сущности государства, если, например, происхождение государства с появлением ча тной об твенности, классов, антагонистических противоречий между ними, то е тественным продолжением этой теории является объяснение классовой сущно ти государства, которые служат орудием подавления господствующего класса других классов. Поэтому в литературе делаются попытки выявить закономерности, общие тенденции происхождения государства. В данном параграфе мы проанализируем такие современные теории, как: демографическая, культурологическая синтетическая, теория государственного управления, теория происхождения государства ГА Твердохлебова, либертарноюридическая теория происхождения государства С.Нерсесянц, модернизация насильственной теории происхождения государства в «ограничительной концепции» P.JI. Карнейро - М.И. Нагих, технократическая, теория плюралистической демократии, теория государства всеобщего благоденствия, теория социального и правового государства, теория конвергентного государства и теория мирового государства и правительства.
Далее рассмотрим некоторые современные теории происхождения государства, разработанные современными автора и исследователями.
1. Демографическая теория происхождения государства
Причиной возникновения государства, являются последствия демографического взрыва.
Сущность данной теории состоит в том, что практически все общественные процессы, в том числе и образование государства, всегда обусловлено ростом населения, проживающего на определенной территории, которым нужно управлять.
Эстер Босерап, американская исследовательница, в своей книге «Условия сельскохозяйственного роста», сформулировала теорию демографического роста как причину возникновения государства. Основная предпосылка возникновения государства является демографический рост. Происходит освоение территорий обитания, формируется интенсивное земледелие, повышается производительность труда, что вызывает рост численности населения на данной территории. Население максимально возрастает. Этот процесс вторично вызывает интенсификацию сельского хозяйства, возникают новые методы обработки земли, повышается продуктивность сельского хозяйства и непосредственно земледелия. Весь комплекс процессов приводит к появлению избыточного продукта, стимулируется развитие ремесла и торговли, зарождается система администрации. Различие в размерах поселений указывает на их иерархию, на существование централизации в управлении и распределении ресурсов1.
Постепенно возникает потребность в совершенствовании организации управления, что сопровождается дифференциацией статусов, увеличением социокультурной сложности генезисом государства.
Отчасти эта теория перекликается с «ограничительной» теорией Роберта Карнейро (род. 1927 г.), который показал, что генезис государства главным образом связан ростом населения и увеличение конкуренции за ресурсы, что в свою очередь приводит к умножению конфликтов и войн.
Естественный выход из такого положения - введение политической иерархии. Она, с одной стороны, закрепляет господство победивших в конфликте групп, а с другой - интенсифицирует производство для разрешения демографических и экономических проблем. Таким образом, демографическая теория связана еще и с теорией насилия.
Представители демографической теории происхождения государства Грегори Джонсон и Генри Райи, изучая механизмы регулирования социальных систем на различные стрессы, пришли к следующим выводам по поводу происхождения государства:
- во-первых, увеличение размеров социальной системы возможно только до определенного порога, до предельной величины;
- во-вторых, при чрезмерно увеличении стрессовой нагрузки, уменьшается эффективность существующей организации, эффективность принятия решений.
Для того, чтобы нормализовать ситуацию необходимо ввести организационную иерархию, которой и является государство.
Важную роль в закреплении государственного механизма играла идеология Именно идеология узаконила сложившееся статусное неравенство.
Формирование идеологии играло огромную роль в период ранних государств, не менее важную, чем экономическое и политическое принуждение.
2. Культурологическая теория происхождения государства Данная теория пытается объяснить феномен возникновения современного государства, апеллируя к культуре человеческой цивилизации, считая, что культура влияет на политическую жизнь любого народа.
Под культурой понимается система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения, социальной структуры), обеспечивающей воспроизводство и изменение социальной жизни всех ее основных проявлениях2.
По определению Г.В. Гегеля, «культура» - это созданная человеком «вторая природа». Культура может быть понята как нечто самообновляющееся в процессе человеческой деятельности бытие рода человеческого, то есть понятие «культура» выражает родовую специфику человеческой деятельности.
Культура обеспечивает общее, регуляцию поведения людей в социуме. Культура - это явление общественное, социальное, коллективное, через нее и посредством нее осуществляется переда а социального опыта одного поколения людей другому. С этой стороны, культуру можно рассматривать как форму хранения и передач накопленного обществом знания, информации в самых различных сферах общественной жизни. Культура транслирует информацию о знаниях, навыках, технологиях (производственных, социальных, политических), навыках поведения, генерирует новые программы деятельности и поведения, которые реализуясь в человеческом обществе, порождают новые изменения. Именно в культуре и через культуру осуществляется процесс осмысления мира общество и отдельны его представители.
Культура — это универсальный способ реализации человеческой личности человечества в целом и одновременно, продукт творчества человечества. В культуре сосредотачивается и накапливается профессиональный социокультурный опыт, формируются и усваиваются ценности социума. Культура выступает как связующее звено различных элементов: хозяйственной политической, правовой, философской, религиозной, научно-технической, художественной деятельности. Внутри культуры происходит взаимодействие всех уровней, передача информации поколениям. Таким образом, культура представляет собой структуру функциональную, целую и многоэлементную. Существует несколько моделей культуры.