Файл: Теории происхождения государства (Современный подход к проблеме теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
Введение
Происхождение государства в современной отечественной науки теории государства и права является дискуссионной и насыщенной. Эта тема посвящена вопросам возникновения государства и позволяет узнать, когда и при каких условиях возникали государства, государственные образования и нормы права. Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин его возникновения.
Актуальность данной темы выражается в том, что государство занимало, занимает и будет занимать большое место в развитии человеческого общества. Вопрос о причинах и процессе происхождения государства был и остается ключевым для теории государства и права, особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная эпоха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Следовательно, чтобы понять современное государство нужно знать, как оно возникло, какие основные этапы прошло в своем развитии, какие причины влияли на его образование, становление, развитие, изменение формы и содержания.
Объектом нашего исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе возникновения государства.
Предмет исследования - это сами современные теории происхождения государства.
Целью данной работы является исследование теорий происхождения государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, которые в свою очередь выражены в данной работе, ими являются:
- причины многообразия теорий происхождения государства;
-закономерности возникновения государства;
-характеристика традиционных теорий происхождения государства:;
-анализ современных теорий происхождения государства:
Во время написания работы, в качестве информационной базы были использованы различные современные учебные пособия, периодические издания по теме, а также публикации ведущих специалистов в области изучения теории происхождения государства и права. Такие работы как: Кашанина Т.В. Происхождение государства и права; Бегунов, Ю.К. 13 теорий демократии; Буртин, Ю. Г. Россия и конвергенция; Нерсесянц B.C. Философия права; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права; Ленин В.И. Государство и революция; Маркс К., Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства и др.
Методологической основой данного исследования стали научные методы познания общественных процессов в разрезе сочетания системно-структурного, сравнительно-правового, конкретно-социологического, историко-правового подходов.
Структура работы состоит из двух глав, в первой главе мы исследуем причины многообразия теорий происхождения государства и закономерности возникновения государства. Во второй главе мы проводим характеристику традиционных теорий происхождения государства и анализируем современные теории происхождения государства.
Глава 1. Общая характеристика теорий происхождения государства
Причины множественности теорий происхождения государства
Существует множество теорий происхождения государства. Это обусловлено особенностями развития общественного сознания исторической эпохи, уровнем развития производства, научной, политической, философской мысли, своеобразием отдельного взятого ученого, философа, класса или сословия к которому принадлежал тот или иной автор, развитие идеологических установок, сложностью и многогранностью процесса возникновения и формирования государства.
На процесс происхождения государственности влияли многие факторы: социально-экономические, военно-политические, природно- климатические, информационно-управленческие, нравственно- религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, экологические, психологические и т.п.[1]
Сам процесс появления государства далеко неоднозначен. С одной стороны, необходимо различать процесс первоначального возникновения государства и права на общественной арене. Это процесс формирования государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на основе разложившихся по мере развития общества догосударственных и, соответственно, доправовых явлений, институтов и учреждений.
А с другой стороны, необходимо выделять процесс зарождения и развития новых государственно-правовых явлений, институтов и учреждений на базе ранее существовавших, но по каким-то причинам ушедших с общественно-политической сцены.
Одна единственная теория не может раскрыть столь сложный и неоднозначный процесс как возникновение и развитие государства.
В целом, понимание природы государства в рамках какой-либо одной теории можно считать односторонним, потому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, биологических и иных закономерностей.
Проблема возникновения государства остается и останется в науке дискуссионной. В основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет.
Историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права. Вопрос о возникновении государства волнует умы многих ученых, политиков, юристов, историков, этнографов. Все это обуславливает многообразие теорий происхождения государства и подходов к проблеме происхождения государства.
Нельзя исключать и прямые искажения в объяснении происхождения государства, сознательное игнорирование ряда весьма существенных для его глубокого и всестороннего понимания фактов. Понятие государства часто сводилось к выражению политических тенденций, к изображению политической программы и служило знаменем для политических стремлений. «Его часто искажали и сознательно игнорировали в пользу так называемых «высших идей». «Чисто исторический акт происхождения государств, строили на идее, выводили из известных потребностей или, иначе говоря, из определённых рационалистических и нравственных мотивов. Полагали, что для поддержки морали и человеческого достоинства обязательно нужно скрыть действительный, естественный способ возникновения государств и выставить вместо него какую-нибудь «легальную» и гуманную формулу»[2].
Имеет место не только преднамеренное сокрытие «действительного, естественного способа» возникновения государства и права, но и различное понимание сути и способов возникновения и развития государства.
Плюрализм во взглядах на происхождение государства обусловлен:
-сложностью, многогранностью, многосторонностью и неоднозначностью конкретно-исторических процессов происхождения, развития и формирования государства;
- объективно существующими трудностями адекватного восприятия процесса происхождения государства[3];
- наличием различных точек зрения в науке на объяснение универсальных причин появления государства;
- неизбежностью различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их несовпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами;
-преднамеренным искажением процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства), возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений;
- преднамеренным или непреднамеренным допущением смешения в ряде случаев процесса возникновения государства с другими соприкасающимися, соотносящимися с ним процессами;
- историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира;
- тем, что авторы теорий жили в разные исторические эпохи, использовали разный объем накопленных знаний, различные идеологические пристрастия, ставили перед собой те или иные задачи;
- тем, что авторы, разрабатывая свою теорию, брали для иллюстрации только те регионы земли, где непосредственно проживали;
- тем, что авторы, разрабатывая одну из теорий, испытывали влияние достижений других наук и пытались применить их к наукам общественным;
- тем, что на процесс возникновение и формирования теорий происхождения государства сильное влияние оказывали философские и идеологические пристрастия авторов.
- тем, что каждая из теорий показывает один из вариантов возникновения государства;
Современный подход к проблеме теорий происхождения государства
. В науке на сегодняшний день существует множество различных теории, так или иначе объясняющих сам процесс возникновения государства.
Основой данного явления послужили многие факторы, зачастую носящие системный характер. К числу подобных факторов авторы относят: историческое время зарождения учения; идеология, проповедуемая официально в обществе; характер экономических отношений, проповедуемых в обществе; официально осуществляемая государственная политика; характер бытующих вероисповеданий и т.п.
Стоит отметить, что процесс возникновения государства в своей основе носит постоянный характер.
Так, в 90-е гг. прошлого столетия в результате распада Советского Союза, на так называемом постсоветском пространстве возникло 15 самостоятельных государств. В процессе распада бывшей Югославии, в июне 2006 года, по результатам проведенного референдума, на ее бывшей территории были образованы два новых государства - Черногория и Сербия. Практически через год данная территория снова была разделена, теперь уже на семь, теперь уже не совсем дружественных по отношению друг к другу государств, со своими территориальными, экономическими, политическими и прочими претензиями[4].
Как показывает практика, в конечном счете, основными вариантами государственной организации жизни является два принципиальных подхода: государство для людей и люди для государства.
Рассматривая вопрос о теориях происхождения государства, особенно распространенными являются следующие: теологическая (по сути объясняющая возникновение государства из божественных начал, то есть, государство, дарованное богом, представителями данной теории являются Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф и т.п.), патриархальная (объясняющая возникновение государства результатом развития семьи из поколения в поколение, глава которой и становится главой государства. Представителями данной теории выступают Аристотель, Н. Михайловский и т.п.), органическая (объясняет процесс возникновения государства в сравнении со способностью и сторонами человеческой души, то есть в результате эволюции - от низшего к высшему, ее представителями являются Г. Спензер, Прейс и т.п.), теория насилия (возникновение государства объясняется факторами военно - политического характера, то есть в результате завоевания одного племени другим, а для порабощения покоренного племени и создается государство. Представителями данной теории являются - Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.), психологическая (возникновение государства объясняется как сумма психических воздействий людей и их объединений. Представителями данной теории являются Л. Петражицкий, Г. Тард), договорная или теория общественного договора (по сути, объясняет возникновение государства результатом договора, то есть искусственное произведение сознательной воли людей. Ее представителями являются Т Гоббс, Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.), материалистическая или классовая теория (объясняет процесс возникновения государства как результат непримиримости, классовой борьбы, а также экономического развития при усложнении самого общества, его распорядительных и производительных сфер. Представителями данной теории (ранее носившей название «марксистко-ленинской» являются К. Маркс, Ф. Энгельс и В. Ульянов) и др. Итак, как следует из рассмотренного выше материала на смену родоплеменному строю приходит государственность. Иными словами историческая первичная форма собственности и первобытное равенство изживают себя, а в обществе происходит разделение[5].
В юридической литературе встречаются и многие другие теории, рассматривающие процесс происхождения государства. Современный историк И.Ю. Ерохин в своих работах уделяет большое внимание теории образования государства представителями этнических групп, делая это на примере субэтноса в лице казачества, которое вырабатывало как самостийную государственную идеологию, отличную от официальной имперской, так и собственную социо-государственную модель поведения в рамках традиционного государственного института.