Файл: Диагностика и совершенствование организационной культуры организации (Теоретические аспекты организационной культуры).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты организационной культуры
1.1 Понятие и характеристика организационной культуры
1.2 Развитие организационной культуры
Глава 2 Общая характеристика ПАО АКБ «Связь-Банк» и его организационной культуры
2.1 Общая характеристика ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
2.2 Структура и особенности управления персоналом ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
2.3 Анализ организационной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк»
Глава 3 Проблемы и направления совершенствования организационной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
3.1 Проблемы и недостатки организационной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
3.2 Перспективы развития организационной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
Также были изучены причины, по которым клиенты выбрали именно ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк». Результаты анализа представлены на рис. 4.
Рисунок 4. Причины, по которыми клиенты выбрали именно
ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
Как свидетельствуют представленные данные, основными причинами, по которым клиенты выбрали именно ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» являются отзывы и рекомендации коллег и знакомых (33% респондентов), в то время как причина «максимально подходят кредитные продукты» занимает лишь второе место - 25%. Мнения экспертов являются основой при выборе ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» для 18% опрошенных клиентов, информационные сайты банка - для 16% опрошенных, реклама - для 5% опрошенных.
Таким образом, ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» является довольно привлекательным для клиентов. Организационная культура и поведения сотрудников банка влияет на качество предоставления услуг (следовательно - и на отношение клиентов, а также на конкурентоспособность банка). Потому дальнейшее изучение корпоративной культуры, существующих недостатков и направлений их устранения является важным для ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк».
2.2 Структура и особенности управления персоналом ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
Трудовые ресурсы ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» играют значительную роль в обеспечении эффективного функционирования банка, обеспечивая клиентов услугами соответствующего качества. Необходимым требованием к персоналу банка выступает его квалифицированность и ответственность. Организационная структура ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» является линейно-функциональной и представлена на рис. 5
Рисунок 5. Организационная структура управления ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк»
Общая численность персонала ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» составляет 66 сотрудников.
Динамика численности и состава персонала ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк» представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика и структура персонала ТФ ПАО АКБ «Связь-
Банк» в 2013-2015 годах
Категория персонала |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Темп роста 2014/ 2013, % |
Темп роста 2015/ 2014, % |
Персонал всего |
66 |
67 |
66 |
1,5 |
-1,5 |
Из них: Специалисты |
46 |
48 |
46 |
4,3 |
-4,2 |
Управленческий персонал |
20 |
19 |
20 |
-5,0 |
5,3 |
В т. ч.: Высшее руководство |
5 |
5 |
5 |
0,0 |
0,0 |
Линейное руководство и менеджеры |
15 |
14 |
15 |
-6,7 |
7,1 |
Как свидетельствуют представленные данные, количество персонала ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» составляло в 2015 году 66 сотрудников, в 2016 году численность персонала возросла до 67 сотрудников, а в 2017 году - снизилась до 66 человек.
В 2015 году количество специалистов составляло 46 сотрудников, в 2016 году количество специалистов увеличилось до 48 сотрудников, а в 2017 году - снизилось на 2 сотрудников.
На протяжении 2015-2017 годов количество персонала высшего руководства оставалось неизменным - 5 сотрудников.
Руководство и служба управления персоналом ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк» уделяют внимание тому, какими методами и приемами они могут в дальнейшем привлекать на предприятие молодежь. Квалифицированный уровень персонала банка во многом зависит от их возраста и образования.
В ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» создана система управления персоналом, направленная на обеспечение научно обоснованного подбора, обучения и повышения квалификации кадров. Эта система формируется с учетом конкретных условий реализации продукции и работы с партнерами и клиентами фирмы. Она выходит из необходимости повышения не только квалификации, но и творческой инициативы и всестороннего развития личности каждого члена трудового коллектива предприятия, наиболее полного использования человеческого фактора с целью ускорения экономического и социального развития трудового коллектива ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк».
К задачам системы управления персоналом ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк» относится проведение аттестации управляющих работников, специалистов и служащих, результаты которой используются с целью обеспечения соответствия кадров к возрастающим требованиям, формирования планов повышения квалификации сотрудников.
Значительное место в управлении персоналом ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк» занимают функции, связанные с организацией кадрового обеспечения, развитием коллектива, повышением квалификации сотрудников, а также с использованием человеческого фактора в процессе работы банка.
Важными для функционирования банка является уровень организационной культуры и социальные отношения между персоналом, что и будет более детально проанализировано далее в работе.
2.3 Анализ организационной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк»
Организационная культура компании часто не осознается сотрудниками, но может сильно влиять на принятие принципиальных решений. Для исследования корпоративной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк» была использована методика К.Камерона - Р.Куинна. Проведенный анализ свидетельствует, что корпоративная культура банка соответствует «рыночному» типу культуры.
Организационная культура «рыночного» типа предусматривает, что персонал в процессе работы ориентируется на внешние факторы, а не на внутренние отношения. Лидеры организации являются твердыми конкурентами, общей целью для организации (и коллектива) выступает стремление достижения лидерских позиций на рынке. Критерии успеха определяются в терминах «доля рынка», «проникновение на рынок» и т.д.
Несомненным достоинством организационной культуры «рыночного» типа является нацеленность персонала на результат, ключевой заботой персонала является выполнение поставленных задач, персонал характеризуется целеустремленностью и высоким духом соперничества между собой. Однако, отсюда вытекают и недостатки организационной культуры «рыночного» типа - высокий уровень соперничества персонала, низкая сплоченность коллектива, конфликты в коллективе за распределение внутренних ресурсов.
Проведенное исследование дало возможность выделить следующие элементы корпоративной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»:
- персонал принимается директором и его заместителями независимо от ранга - выделено определенное время, круг вопросов, подлежащих обсуждению между сотрудников и руководителем, четко не обозначен (возможно решение как служебных, так и личных вопросов);
- благодарность за успешно выполненную работу осуществляется на виду у коллектива (признание вклада сотрудника, пример для других); выговоры - с глазу на глаз.
Были выделены следующие сильные стороны корпоративной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»:
1. Персонал объединен общей целью, цели развития банка в целом и Томского филиала в частности четко определены и понятны сотрудникам.
2. Каждый из сотрудников осведомлен о конкретных целях, поставленных перед ним, знает общие цели и цели других сотрудников. То есть система целей банка и ее составляющие (подцели) точно известны.
3. Сотрудники ответственно относятся к своим участкам работы и ждут аналогичного отношения от коллег. Однако, в случае, если одним из сотрудников обязанности выполняются недостаточно качестве и это влияет на общий результат, то в коллективе возникают конфликты (часто возникают взаимные обвинения сотрудников банка в случае, если поставленные руководством задачи не были достигнуты).
4. Есть общее ощущение стремления к успеху. Каждый понимает, что повседневные мелкие дела их коллег - составление документов, телефонные звонки, встречи - имеют значение для общего результата.
5. Все знают, что могут попросить коллегу о помощи. Работа организована так, что никто не обязан делать все в одиночку. Однако, в случае отказа коллег помочь (даже в силу объективных причин, например, занятости или необходимости выполнять другие поручения) могут возникать обиды и конфликты в коллективе.
6. Персонал приходит на работу с удовольствием (а не только за тем, чтобы прокормить себя и семью).
7. При желании каждый может внести предложение или поучаствовать в работе, которая не входит в его компетенцию.
8. Каждый знает, что может поговорить с кем угодно из высшего начальства в компании, не рискуя навлечь на себя гнев непосредственного менеджера.
Опрошенный персонал ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» практически единогласно высказал своё мнение по поводу необходимых условий и установок, способствующих эффективной работе:
- дружественное отношение между коллегами;
- установка на качественную подготовку персонала;
- хороший профессиональный уровень руководства;
- наличие общих целей;
- ответственность;
- уважение к сотрудникам;
- дисциплина;
- выполнение и знание функциональных обязанностей.
Результаты диагностики корпоративной культуры ТФ ПАО АКБ
«Связь-Банк» позволили выделить и ряд недостатков, а именно:
- наблюдаются перебои в получении внукорпоративной информации;
- не практикуется делегирование полномочий на нижние эшелоны управления;
- наличие конфликтных ситуаций.
Результаты оценки психологического климата в ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк» показали, что наряду с высокими и средними показателями психологического климата в некоторых подразделениях наблюдается низкий уровень, следовательно необходимы мероприятия по улучшению психологического климата.
В рамках исследования корпоративной культуры ТФ ПАО АКБ «Связь- Банк» был проведен опрос сотрудников относительно уровня удовлетворенности их современным состоянием отношений и организации корпоративной культуры на предприятии.
В табл. 2 приведены результаты анкетирования сотрудников ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» проведенного в мае 2016 года (количество респондентов - 40 человек). Анкетирование проводилось путем выставления рейтинговых оценок:
2 - полное не удовлетворение
3 - частичное неудовольствие
4- частичное удовлетворение
5- полное удовлетворение.
Таблица 2
Результаты анкетирования удовлетворенности сотрудников ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк»
Показатели анкетирования |
Результаты |
|||
Полность ю удовлет ворены |
Частичн о удовлет -ворены |
Частичн о не удовлет -ворены |
Полность ю не удовлетворены |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доступность информации |
80 |
15 |
5 |
- |
Полномочия |
70 |
15 |
10 |
5 |
Привлечение к принятию управленческих решений |
70 |
10 |
15 |
5 |
Возможность обучения |
85 |
10 |
5 |
- |
Возможность самореализации |
70 |
20 |
10 |
- |
Достижение целей служебной деятельности |
70 |
20 |
10 |
- |
Отношение со стороны руководства |
95 |
5 |
- |
- |
Отношения в коллективе |
95 |
5 |
- |
- |
Условия работы |
85 |
10 |
5 |
- |
Равные возможности |
70 |
20 |
10 |
- |
Условия найма |
90 |
5 |
5 |
- |
Безопасность и охрана труда |
80 |
15 |
5 |
- |
Оплата труда |
70 |
15 |
10 |
5 |
Удовлетворенность политикой предприятия |
80 |
10 |
5 |
5 |
Удовлетворенность деятельностью руководства |
80 |
10 |
5 |
5 |
Анализ данных анкетного опроса относительно удовлетворенности сотрудников ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк» свидетельствует о том, что подавляющее большинство сотрудников удовлетворено по всем показателям анкетирования. Нужно обратить внимание на то, что небольшой процент сотрудников ощущает полное неудовольствие (5%) и частичное неудовольствие (10%) в предоставленных им полномочиях, поэтому руководителям нужно обратить внимание на распределение функциональных полномочий, возможно нужно активнее применять делегирование полномочий. Кроме того, 5% сотрудников полностью недовольны и 15% частично недовольны степенью привлечения к принятию управленческих решений (следует отметить, что привлечение к принятию управленческих решений выступает важным инструментом мотивации работы, применение которого значительно повышает ответственность сотрудников). Частично недовольные предоставленными возможностями обучения 5% сотрудников ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк». Предоставление возможностей самореализации, возможность достижения целей служебной деятельности и предоставление равных возможностей частично не устраивает 10% сотрудников предприятия, а 5% сотрудников частично не устраивали условия работы, условия найма и обеспечение безопасности и охраны труда ТФ ПАО АКБ «Связь-Банк». Полное неудовлетворение политикой предприятия и деятельностью руководства ощущают 5% сотрудников, а частичное неудовлетворение - 5%. Оплата труда полностью не удовлетворяет 5% персонала, частично не удовлетворяет 10% персонала.