Файл: Понятие и виды источников права (Классификация источников права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

 Источники права занимают важное место во всех правовых системах мира, а также являются неотъемлемым элементом как в изучении развития и становления различных правопорядков, так и в процессе толкования права. 

 Актуальность темы исследования определяется тем, что в юридическом и правоведческом сообществе до сих пор продолжаются споры по поводу существования, действительности и юридической силе различных источников права. Особенное значение проблема признания источников права принимает в контексте толкования права. Плюрализм подходов к определению понятия источника права приводит к затруднению правоприменительной деятельности — правоприменитель вынужден задаваться вопросом о действительности и соотношении источников права. 

  Объектом исследования в курсовой работе является понятие и сущностные аспекты источников права. В качестве предмета исследования рассматривается классификация и проявление специфики различных видов источников права в различных типах правопонимания.

 Цель данного исследования — выявить основные подходы к определению понятия источника права, а также дать характеристику общепризнанных источников права. Исходя из цели, необходимо выделить задачи, поставленные в курсовой работе:

1. На основе анализа литературы по правоведению изучить понятие и природу источников права.

2. Изучить классификацию источников права.

3. Дать характеристику трём общепризнанным источникам права в Российской Федерации.

Для решения поставленных задач использованы общенаучные методы исследования: диалектический, системного анализа и синтеза научных знаний, институциональный, логический, методы сравнительно-правового, социологического, формально-логического анализа, которые дали возможность выявить определенные источники права, рассмотреть их возможные классификации, а также более тщательно изучить каждый основной источник права в Российской Федерации.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В Главе 1 раскрываются особенности понятия форм права и их природу (раздел 1.1); классификацию источников права (раздел 1.2), а также систематизацию источников права (раздел 1.3).

В Главе 2 осуществляется тщательное рассмотрение трёх общепринятых источников права Российской Федерации: нормативно-правового акта (раздел 2.1), нормативно-правового договора (раздел 2.2), и правового обычая (раздел 2.3).


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ И СПЕЦИФИКА КЛАССИФИКАЦИИ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА

1.1. Понятие и природа источников права

Когда требуется дать определение источникам или формы права, то можно наблюдать столкновение и несовместимость сугубо научного и метафорического подхода к данному определению. Научная мысль опирается на то, что явление должно рассматриваться через категории сущности, содержания и формы. Из этого следует, что право в юридической науке рассматривается через выделение его сущности, самого содержания и особой формы. Язык права, несмотря на его консерватизм и формализм, содержит в себе элементы условности, образности мышления.[1]

Источник права – это своеобразная метафора, которая отдаленно и образно показывает исток правовой материи. Это является античным взглядом на мир. Например, в Древнем Риме источники воды являлись местом, где жили боги. На этом месте селились местные жители и направлялись к источнику за водой. Такой взгляд Древнего Рима позволил античному историку Титу Ливию сформулировать, что Законы XII таблиц (кодификация закона народом) является источником права.[2] Не нужно также забывать о многозначности понятия «источник права» и о его соотношении с понятием «форма права». Из-за употребления понятия в форме юридического формализма, зачастую форма права приравнивается к понятию источник права. Из этого можно сделать вывод, что форма права содержится в юридических документах, которые, в свою очередь, содержатся в выражении воли государства. Законы, указы, постановления и т.д. являются ординарными видами норм права.

Под источником права в юриспруденции принято считать официально принятые и закрепленные формы выражения воли данного государства, которая рассчитана на неоднократное повторение. Данное понимание источника права позволяет акцентировать внимание на правотворческом характере источника и в формальном выражении его в системе официальных документов.[3] Всё это дает возможность предать анализу основные признаки источника права:


1) Государственные гарантии и обязательность;

2) Правотворческое значение источника права;

3) Особенная юридическая форма;

4) Содержание в виде юридически закрепленной воли государства:

5) Установление основ правового регулирования в определенных сферах общественной жизни.

Значение источника права состоит в том, что он либо создается в процессе правотворческой деятельности, либо его практическое значение устанавливается в нормах права, созданных в специальном порядке. В первом случае источники права такие как нормативные акты и договоры, проходят особые стадии разработки и принятия, затем субъектами правотворчества наделяются юридической силой. Правотворческая деятельность осуществляется в особом порядке и компетентными органами государственной власти. Итогом правотворчества является изменение, установление или отмена каких-либо норм. Именно в таком смысле Н.Г. Александров называл источником права «вид деятельности государства, заключающийся в установлении юридических норм или в признании юридических иных социальных норм».[4]

Во втором случае такие источники права как правовая доктрина или юридическая практика могут принимать значение в сфере правотворчества только после одобрения их государственными органами власти. Это называется санкционированием. В юридической науке выделяют несколько способов санкционирования: прямой и опосредственный, законодательный, ведомственный и другие.[5] Основная суть санкционирования социальных норм состоит в наделении юридической си норм, регулирующие поведение людей, которые до этого не были общеобязательными.

Правотворческое значение источника права характеризуется его содержанием, которое является общеобязательным, направлен на неоднократное использование и опирается на авторитет власти и государственное принуждение.

В юридической науке выделяют такие признаки правотворческой значимости источников права, как:

  1. неконкретность адресата;
  2. возможность неоднократного использования;
  3. сохранение действия предписания независимо от его исполнения.[6]

Данные признаки помогают ограничивать нормативные акты от индивидуальных, а также от общих актов руководителей организационного характера. Поэтому определяя правотворческое значение источников права нужно помнить, что он вносит новый элемент в правовое регулирование и является юридическим критерием законности правового порядка.


Источник права является официальной формой выражения и закреплении воли государства. В зависимости от типа государства и права, и исторически сложившегося политического режима в данном обществе воля государства может быть выражена или в виде системы коренных интересов господствующего класса, а в некоторое время и в интересах одного человека (например, деспота), или как сложное выражение политической борьбы или сотрудничества классов, которые участвуют в политической и правотворческой деятельности. Второй вариант является наиболее демократичным и цивилизованным способом формирования воли государства, ибо её альтернативой могут быть стачки, восстания, баррикады на улицах. Такое уже было в России.

Государственная воля, воплощенная в системе источников права, имеет свое социальное и юридическое содержание. Рассматривая это социальной стороны, в ней представлены юридически выраженные и закрепленные интересы народностей, классов, социальных групп в основных социальных сферах общественной жизни. Одним из важных признаков источников является государственная гарантированность и обязательность. С этой стороны, источник права не является просто резервуаром, наполненный нормами прав, а юридический документ, обладающий свойством длящейся во времени государственной обязательности и служащий основанием для применения мер государственного принуждения. Это правовой акт, содержащий в себе обязывания, дозволения, запреты, за несоблюдение которых влечет за собой активизацию особого механизма правоохранительной деятельности. При этом правоохранительная деятельность основывается на указании определенного источника права и норм, которые были нарушены. Ссылаясь на определенный источник права, а это всегда носит обязательный характер, правоприменитель сообщает черты легитимности государственного принуждения. Без источников права любые меры государственного принуждения легитимны и незаконны.

Источники права имеют достаточно завуалированную форму выражения. Непосредственно форма образует своеобразную материю, само содержание права, выражая его в юридических структурах.[7] Содержание права зависит от воли государства, но юридическую силу оно получает только с момента облечения его в соответствующую форму. [8]

Также нужно разобраться в понятиях «выражение» и «закрепление» норм права в его источниках. Думаю, что они несут различный смысл.


Нормы права могут выражаться в результате работы компетентных органов государственной власти и в процессе неожиданного образования права. Второе очень характерно для формирования обычаев, которые со временем становятся юридически оформленными, правовых доктрин, прецедентов, юридической практики и другие. Благодаря убедительным и эффективным языковым средствам правовая доктрина может получить публичное выражение, а со временем закрепиться в нормативно-правовых актах. Аналогично в качестве примера можно привести церковные догмы, которые сначала приобретает письменное выражение, а затем юридически закрепляются в качестве источников права. Все это доказывает, что объективное выражение прото-правовых требований в большинстве случаев в результате закрепляются в качестве содержания источников права. [9]

Что же касается закрепления правовых норм, то оно сопровождается юридической формализацией, консерватизмом и официальным характером самой деятельности по формулированию их содержания и формы. Закрепление норм права осуществляется путем правотворческой деятельности и внешне воплощается в специальном именовании источников права: закон, кодекс, постановление и другие. Как отмечал С.Л. Зивс, что норма права не может существовать вне источника права – её оболочки бытия правовой нормы. [10]Ни одна норма права никогда не сможет существовать без её внешнего оформления, особой оболочки или материи.

Важнейшим признаком правовых ном являются последствия их установления, начала действия в виде формально закрепленных основ. Предопределяя истоки правового регулирования, источники сосредотачивают и распределяют правовую материю по основным отраслям и институтам права.

Возвращаясь к осознанию источников права как способов и форм возведения в закон воли государства, которая рассчитана на неоднократное использование, следует сфокусировать внимание на проблему многообразия их видов, раскрывающуюся в разнообразных классификациях.

1.2. Классификация источников права

Вопрос классификации источников права находится в состоянии дискуссии на протяжении многих лет. Понятие «источник права» имеет множество значений: источник в материальном, социальном, идеологическом, формальном и других смыслах. Под источником права принято понимать исходную точку права, силу, его создающую, а также формы и способы закрепления и выражения норм права. Источник права как понятие не концентрируется только на установленных государством формальных правовых актах, которые служат средством выражения и закрепления правовых норм. Многогранность данного понятия дает возможность употреблять его в различных смыслах: материальном, идеологическом, социальном, юридическим, формальным и др.[11] Под источником права принято понимать истоки права и силу, которая его создает, а также формы и способы закрепления внешнего выражения норм права. Но некоторые авторы связывают понятие источник права с его узким значением и используют его только в смысле определенной силы, которая создает право, то есть в качестве правообразующих факторов или же только в виде способов объективизации, выражения правовых норм.[12]