Файл: Понятие и классификация функций государства ( Признаки государственных функций ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
Характеризуя внутренние и внешние функции государства, необходимо отметить, что от содержания внутренних функций зависит характер целей и задач государства в пределах своих границ, а внешние, обращают внимание на специфические интересы в межгосударственных отношениях. Внешние и внутренние функции, устанавливая единство между собой, тесно взаимодействуют и дополняют друг друга. Это послужило основанием определенным ученым считать такое разделение устаревшим и убеждать, что в любом государстве имеются общие функции, осуществляющиеся как внутри страны, так и за ее территорией. Предлагается иная классификация функций государства, где отсутствует их деление на внутренние и внешние. В ней выделяются пять таких функций: экономическая, политическая, социальная, идеологическая и экологическая. Но все-таки большинство ученых склоняются к классификации функций на внутренние и внешние. К внутренним относятся: политическая, экономическая, социальная, налогообложение и финансовый контроль, охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. А к внешним функциям относят: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами, в том числе в решении глобальных проблем.
Как же все-таки разграничивать деятельность компетентных органов, осуществляющих ту или иную функцию? За основу мною взята последняя классификация, которая рассматривается более подробно в нижеизложенном материале. Используя характеристики внешних и внутренних функций государства, возможно изучение содержания государственной деятельности на современном этапе развития.
2.2 Внешние функции государства
Внешние функции государства дают характеристику деятельности государства как целостной организации общества, которая обращена вовне его жизнедеятельности и под ними понимается защита населения от нападений извне, активное сотрудничество с другими странами, обеспечение геополитических интересов и т.д.
Основными внешними функциями являются: оборона страны, обеспечение мира и поддержание мирового порядка, международное сотрудничество.
Следует отметить, что на современном этапе развития государства наибольший приоритет приобретают международные договоры и общие принципы международного права, а не внутригосударственные законы. Для Российской Федерации в настоящее время лишь при ослаблении напряженных международных отношений реализация такой функции как интеграция в мировую экономику станет возможной в полном объеме. Ее основанием служит признание взаимозависимости государств. Зависимость государств друг от друга предполагает обширный круг отношений: производственные, торговые, научно-технические, кредитные, транспортные, торговые и др. В установлении стабильности отношений между государствами и сохранении порядка в мире значительную роль играет интеграция в экономику. Но защита от национализации иностранным инвестициям и собственности безусловно нужна. Национализация, как показывает мировая практика, допускается лишь на равных для всех условиях и с учетом равных гарантий. Характеризуется национализация отсутствием дискриминационного характера; осуществлением лишь на основе закона.
Основанием для осуществления оборонительной функции служит принцип поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, который должен отвечать требованиям национальной безопасности. Отсюда следует, что необходимость вооруженных сил появляется для реализации двух задач:
1) защиты независимости и целостности территории государства;
2) обеспечения выполнения международных обязательств.
Это дает возможность значительного сокращения военных расходов государства и осуществления в больших размерах конверсии оборонной промышленности. Тем более в современных условиях защищать себя в одиночку практически невозможно. Поэтому в рамках ООН создана система коллективной безопасности государств, т.е. организация совместных мероприятий, исключающая возможность возникновения войн. Функция поддержания мирового порядка включает в себя, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения, осуществление сотрудничества государств в различных сферах, например, борьба с организованной преступностью (в том числе контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом); а так же регулирование межнациональных конфликтов с помощью мировых сообществ, так как они происходят из-за нарушения прав человека, в частности относительно национальных меньшинств, что, безусловно, требует международного вмешательства. Фундаментом функции сотрудничества является поиск выгодных решений проблем, которые охватывают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международной реакции. К числу глобальных реакций можно отнести всеобщую заинтересованность общества в принятии мер по предотвращению крупных экологических катастроф, перерастающие территориальные пределы одного государства. Существует два главных направления по объединению международных усилий:
1) ограничение вредных воздействий на окружающую среду;
2) рациональное использование природных ресурсов.
Интерес мирового сообщества выражается в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, во всеобщей охране окружающей среды и природных ресурсов от вреда крупного масштаба. Благодаря всеобщей озабоченности в сохранения различного рода ресурсов (сырьевых и энергетических), которое выступает в роли общечеловеческого достояния, мир пришел к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики определенных государств в сфере энергетики, ископаемого топлива, невозобновимых природных ресурсов. Таким образом, взаимозависимость всех стран мира и признание человеческих ценностей в роли основных ориентиров в межгосударственном общении привело к сотрудничеству государств.
При завершении характеристики внешних функций данного этапа развития, необходимо выделить ряд тенденций их развития:
1) функции государства и сфера охвата государственным влиянием общественной жизни расширяются. При этом происходит перерастание некоторых функций во внутригосударственную значимость и вместе с этим приобретение внешних аспектов;
2) содержание многих функций кардинально меняется в связи с формированием новой демократической государственности;
3) в функционировании государства утверждается приоритет общесоциального гуманистического;
4) возрастают национальные и социальные ценности государства, так как оно выступает источником правопорядка и безопасности общества, главным защитником прав и свобод человека; выступает регулятором в социальных, в том числе национальных, конфликтах; обладает особыми средствами управления; формирует правовой климат в обществе.
2.3 Внутренние функции государства
Внутренние функции государства проявляются во всех сферах общественной жизни.
Политическая функция. При характеристике данной функции стоит отметить, что политический характер относится ко всем функциям государства, но в политических отношениях действует особый механизм политических институтов, учреждений, государственных и негосударственных органов, с помощью которых и осуществляется воздействие власти государства. Прежде всего, к ним относят органы представительной власти, местного самоуправления, способы участия населения с помощью референдума в осуществлении власти. На ряду с этим, населению принадлежит право контроля за функционированием государственного аппарата и реализацией принятых государством решений через общественные институты, институт общественных уполномоченных и др. Поэтому обеспечить народовластие помогает само содержание политической функции.3
Политическая государственная функция предусматривает своей целью создание приспособленного к жизни демократического общества. Государственная деятельность в сфере политики безусловно является сложным и многогранным процессом, вместе с этим она служит опорой для выполнения иных функций государством. Данная функция помогает установить благоприятный климат для развития других направлений государственной деятельности.
Осуществление экономической функции государства зависит от условий распределительной или рыночной экономики. Монопольное регулирование экономических отношений, происходит в условиях распределительной экономики, так же определяется объем производства, товарооборота, происходит распределение ресурсов, устанавливается централизованная система управления экономическими отношениями и экономикой в целом. При осуществлении рыночных отношений, свободной предпринимательской деятельности, поддержке многообразия и равенства различных форм собственности, осуществлении честной конкуренции экономика развивается в основном на базе самоуправления, но с участием регулирования от лица государства. Тем самым при таких условиях государство освободилось от части обязанностей в сфере экономики. Вмешательство государства в экономическую сферу постепенно сокращается, но осуществляются следующие меры:
- вырабатывается в общественном масштабе экономическая политика;
- осуществляется управление предприятиями и организациями, которые входят в собственность государства;
3) устанавливаются правовые основы рынка и ценовой политики, в особенности, предпринимательство и труд стимулируются с помощью государственных средств, обеспечивается равноправие всех форм собственности, а так же защита прав собственника, осуществляется ряд мероприятий по устранению недобросовестной конкуренции, охраняются потребительские права;
4) в целях государственной защиты собственного экономического суверенитета, обеспечения экономической безопасности регулируются внешнеэкономические отношения.
Вмешательство в экономику со стороны государства увеличивается в моменты экономического кризиса и военный период. Планирование является самым эффективным методом регулирования отношений в экономической сфере. Для того, чтобы охарактеризовать экономические функции государства, следует учитывать, что рынок есть постоянно меняющееся явление, поэтому меняются и методы регулирования, что позволяет сохранить эффективность такого регулирования.
Социальная функция государства имеет многообразное содержание и деятельность. Государственными задачами в социальной сфере определяется ее содержание. Основной целью осуществления данной функции является обеспечение благополучия в обществе, а именно необходимо предоставить достойную жизнь и дать возможность каждому человеку развиваться, обеспечить одинаковые возможности для достижения этого благополучия. Важнейшей задачей данной функции выступает социальная защита социально незащищенных слоев н6аселения (безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, беженцы, вынужденные переселенцы). Общесоциальным началом социальной функции принято считать ликвидацию противоречий в обществе при помощи цивилизованных средств и способов их разрешения, при которых обеспечиваются надлежащие условия жизни. В обязанности государства входит принятие необходимых мер по социальной защите людей от последствий инфляции, лиц предпенсионного возраста, потерявших работу. Еще одним важным составляющим элементом социальной функции выступает: право каждого на свободный труд, занятость, миграция рабочей силы, осуществление контроля в целях безопасности труда, социального страхования. В условиях рыночный экономики, предусматривается с одной стороны необходимость отмены права каждого на труд, а с другой, в то же время необходимо страхование от безработицы, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, обеспечение занятости трудоспособного населения. В современном российском государстве в связи с увеличением возраста выхода на пенсию становится очень актуальными вопросы социальной защищенности лиц предпенсионного возраста, в том числе их профессиональное переобучение. Не случайно, данные вопросы нашли свое отражение в национальном проекте «Демография».
Одним из главных приоритетов, нашедшим свое отражение в 204-м Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина (Национальные проекты) является борьба с бедностью. [12]
Для решения этой задачи разрабатываются специальные государственные программы. Очевидно, что при осуществлении осуществления государством социальной функции требуются значительные материальные средства..
С социальной функцией тесно связана экологическая функция государства, так как обеспечение экологического благополучия общества и экологической среды является социальной обязанностью государства. В ст. 42 Конституции РФ определено: "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением".[13] Такое право, закрепленное в конституции, дает возможность требовать от всего общества соответствующего поведения и вместе с этим обращаться за помощью к государству для обеспечения такого права. В обязанности государства включается: осуществление планирования и государственного нормирования качества окружающей среды; принятие мер по устранению и предотвращению негативной деятельности, ликвидация аварий, катастроф, стихийных бедствий; государственная и общественная страховка граждан, формирование различных фондов помощи, возмещение вреда, который был нанесен здоровью благодаря вредным воздействиям; контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлечение к ответственности виновников, нарушивших экологические требования. В настоящее время глобально катастрофической стала проблема утилизации твердых коммунальных отходов. Поэтому сейчас речь идет уже об экологической безопасности и соответственно – «Экология»- это национальный проект российского государства, реализация которого до 2024 года позволит улучшить экологическую ситуацию в стране.
Немаловажную роль играет государственная функция налогообложения и осуществление финансового контроля. Эта функция рассматривается как реализация определенных властных государственных полномочий. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей. Во вторую часть данной функции входит осуществление финансового контроля. Финансовый контроль является разновидностью контроля государственного в сфере образования, распределения и использования финансовой системы всех ресурсов страны. Составляющими этой системы является не только финансы самого государства, но и ценные бумаги, валютные ценности и т.д. Перед финансовым контролем стоит ряд задач: проверка финансовых обязательств перед государством; проверка финансовых обязательств при осуществлении финансовых операций; осуществлять контроль за должным использованием государственных финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении юридических лиц; предупреждать и устранять нарушения финансовой дисциплины и др. Субъекты государства, осуществляющие финансовый контроль- это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, Налоговая служба, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. Но контроль могут осуществлять и негосударственные организации. 3