Файл: Понятие и классификация функций государства ( Признаки государственных функций ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- борьбы с международным терроризмом:

-международная миграция.

Итак, изменения, происходящие в мире, оказывают влияние на содержание функций государства. На содержание функций современных государств оказывают влияние также научно-технический прогресс, процессы информатизации, национальные и религиозные факторы и др.

В современном мире практически не существует однонациональных государств. Многонациональные государства поддаются особому влиянию, связанному с национальной культурой, ее сохранением и развитием, национальными традициями, самобытностью и др. Предпочтение государством интересов одной национальности может привести к национальному либо межнациональному конфликту, при котором возможна смена государственной власти. Каждое государство должно противостоять распаду государственной общности народов на своей территории и способствовать стабилизации общества, находить компромисс между национальными интересами. Глобальной проблемой в современном мире становится массовая миграция исламских беженцев в станы Западной Европы, которые очень часто сопровождаются межнациональными столкновениями, массовыми погромами.

Развитие информационных процессов требуется для формирования независимого общества, его участия в управлении государственными делами, осуществлении контроля, обладания правом знать о происходящем в государстве и мире в целом. Поэтому, например, на современном этапе развития российского общества, востребованно популярными стали такие понятия как «Открытое правительство», «Открытые данные».

Особое воздействие на характер функций государства оказывает и международная обстановка. В последние время усиливается влияние межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов особенно на внутреннюю жизнь государства. Вместе с этим интеграционные процессы достигли высокого уровня, так как наблюдается большая зависимость и связь государств друг с другом. Соотношение сил происходит на мировом уровне абсолютно по-разному: какие-то государства теряют свой авторитет, а какие-то выходят в первые ряды. Например, при достижении политических целей в современном мире многие государства используют такое идеологическое оружие, как санкции политического и экономического характера. Всем нам хорошо известна такая форма действий американских и европейских государств в отношении Российской Федерации, связанная с присоединением Крыма. Все эти факторы безусловно отражаются на деятельности государства как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.Например, на мой взгляд, экономические санкции в отношении России способствовали новому толчку для развития внутреннего производства отечественных товаров от продуктов питания до товаров тяжелой промышленности.


Итак, следует отметить, что функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни. Существует ряд факторов, которые влияют на содержание функций государства, а следовательно их становление и развитие.

1.2 Признаки государственных функций

На сегодняшний день в литературных источниках можно найти ни одно понятие функций государства. Для того, чтобы получить наиболее общее представление о них, необходимо изучение основных признаков государства, которые содержат в себе общие черты и особенности государства как явления, выделяющие их среди иных государственных и негосударственных явлений.

  1. Наличие комплексного характера у функций государства. Функции являются лишь основными направлениями деятельности государства, но никак не самой деятельностью или аспектом государственной деятельности. Содержание каждой из них формируется из множества однородных аспектов деятельности государства. Предусматривается сознательная и целенаправленная деятельность государственных органов и всего государственного аппарата в целом.
  2. Социальная нейтральность никогда не характеризует содержание и назначение функций государства. В них всегда выражается и отражается социально-классовая сущность и содержание определенного государства. Сам характер функций зависит не только от типа государства, его социально-классовой природы, сущности и назначения, но и от развития тех целей и задач, которые стоят перед ним на том или ином этапе. При реализации целей их приоритетность в значительной мере зависит от важности и масштабности задач государства. Функции государства являются средством достижения главных целей и решением основных задач, которые в значительной мере зависят от их характерных признаков:

- потребностей и интересов населения;

- экономических возможностей общества;

- нравственного и культурного уровня общества;

- профессионализма государственных служащих и структур и др.[7][8]

3. Функции государства должны быть объективны. Они предопределены закономерностью взаимодействия государства и общества, а потому у государства не остается выбора выполнять их или нет. Так как при


невыполнении государством надлежащих ему функций, повлечет за собой негативную реакцию в обществе.

  1. Функции государства выступают в виде системы воздействия государства на отношения в обществе, и охватывают объем деятельности государства. Также существуют особые формы реализации функций государства (правовые и организационные), которые обусловлены специфическими методами управления включая властно-принудительный.
  2. В функциях государства проявляется его сущность в определенной исторической обстановке. И в течение исторического развития государства его функции так же развиваются.
  3. Реализация функций происходит практически в повседневной деятельности органов государства.[9]

Итак, признаки функций государства помогают нам распознать непосредственно саму функцию, определить ее значение для всего общества на основе содержания самой функции. К самым значимым признакам функций государства можно отнести:

1) устойчиво сложившуюся предметную деятельность государства в наиболее важных сферах жизни общества;

2) связь между социальным назначением государства и характеристикой его сущности;

3) направление деятельности государства на достижение целей посредством выполненных задач;

4) формы реализации функций государства.[10]

1.3 Методы осуществления функций в государстве

Формы реализации функций государства являются внешним выражением его деятельности. Методы являются способом функционирования государства. Профессор В.М. Сырых выделил две формы реализации функций государства: правовые и неправовые. В правовых формах рассматривается механизм правового регулирования, которым и располагает государство.К неправовым формам относятся контрольная, идеологическая, воспитательная, информационно-техническая и другие виды деятельности государства. Но как таковых четких критериев для данной классификации не существует, так как, например, осуществление контрольной деятельности государства происходит за счет норм права.

Наиболее распространенной классификацией основных форм осуществления функций государства является классификация профессора М.И Байтина, который выделяет правовые и организационные формы. Среди правовых распространены законодательная, управленческая, судебная и контрольно - надзорная. Они тесно связаны с изданием юридических актов. Организационные формы в основном осуществляются в пределах уже существующих актов и являются фактическими действиями, которые способствуют осуществлению изданных юридических актов. К таким формам относится создание определенных государственных органов, их структурных подразделений, обеспечение их работы материальными средствами, подбор специализированных кадров, технического персонала в сфере услуг, делопроизводство, статистику и др.[11]


На протяжении достаточно длительного периода времени в теории государства и права среди управленческих методов выделялись лишь методы убеждения и принуждения. Они характеризуются своим эффективным воздействием на развитие общественных отношений, поэтому государство не

отказывается от их использования. Но все-таки со временем управление обществом усложняется и требуется разнообразие управленческих методов, так как вышеназванные методы не всегда эффективны и имеют положительный эффект. Выделяют 5 основных методов, которые помогают государству осуществлять свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования;

2) метод принуждения, необходимый при нарушении государственно-правовых предписаний;

3) метод рекомендаций, т.е. желательный, рекомендательный вариант поведения с точки зрения государства. Здесь же преобладает метод поощрения, который побуждает следовать рекомендательному методу, стимулирующему полезную деятельность в обществе;

4) метод договорного регулирования приобретает весьма универсальное значение в условиях демократического государства, так как распространяется на все сферы общественных интересов (частную и публичную);

5) методы надзора и контроля. Государство дает право лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, осуществляет деятельность по применению стандартов продукции, работы, услуг, обеспечивает сертификатами, подтверждающими их качество. Прокурорский надзор за исполнением законов и иных нормативных правовых актов физическими лицами, государственными органами, должностными лицами, общественными организациями играет большую роль в обеспечении законности, тем самым выполняя охранительные функции прав и свобод человека и гражданина;

6) метод информационного влияния на общество, то есть с помощью донесения до населения о принятых государством решениях, ведения идеологической работы, целенаправленно регулируя информационные потоки и т.д. Данный метод относится к косвенным методам воздействия на сознание и деятельность людей(средства массовой информации, социальные сети).Хотя, в век информатизации, когда среднестатистический гражданин проводит значительную часть времени в Интернете, социальных сетях, данный метод становится все более действенным. Благодаря информационному влиянию возможно ускорение развития различных социальных конфликтов, а также их локализация и смягчение.

Таким образом, следует отметить, что существует возможность выделения и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, которые в значительной степени воздействуют на функционирование государства.


2. Виды функций государства

2.1 Классификация функций государства

Подробное изучение эволюции государственных функций необходимо в целях упорядочения всего государственно-правового материала, который был накоплен теорией государства. Существует большое количество классификаций функций государства. В основном базовыми критериями для классификации служат: объекты воздействия и сферы государственной деятельности; территориальный масштаб деятельности; методы государственного воздействия на отношения в обществе; само содержание функций; продолжительность их осуществления; правовые формы, в которые они обволакиваются, и др.

По условиям возникновения функции государства можно подразделить на функции, которые вытекают из классовых конфликтов, (подавление сопротивлений низших классов) и функции, выражающиеся в общественных потребностях (обеспечение правопорядка, экологическая безопасность и др.).

По времени действия они подразделяются на постоянные, осуществляемые от имени государства не зависимо от этапа его существования(например, охрана государственных границ) и временные, условие появления которых вызвано особенными условиями развития общества, а прекращение связано с их исчезновением.

По своей значимости функции подразделяются на главные и производные. Главные – это те функции, которые обладают приоритетом на каком-либо этапе. А именно: экономическая, социальная, экологическая функции. К производным относятся те функции, которые носят сопутствующий или обслуживающий характер, это например финансовый контроль, имеющий вспомогательную природу по отношению к экономической и социальной функциям, а так же к функции обеспечения правопорядка и законности.

Одной из основных можно назвать классификацию, которая базируется на принципе разделения властей. То есть функции можно разделить на: законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенностью этой классификации является то, что в ней отражается механизм реализации государственной власти. Классифицирующиеся функции реализуются в основном не одним органом, а их совокупностью, которые принадлежат к одной из ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной. Конституции РФ закрепляет разделение властей, как один из основных принципов конституционного строя государства. В связи с этим, данной классификации функций государства присуще конституционное обоснование.