Файл: Органы государственного управления ( Понятие и признаки органов государственной власти).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и признаки органов государственной власти
Глава 3. Виды органов государственной власти
3.1. Система органов законодательной (представительной) власти в Российской Федерации
3.2. Федеральные органы государственного управления (исполнительной власти)
3.3. Судебная власть в Российской Федерации
3.4. Президент РФ в системе органов государственной власти
В-третьих, различие между рассматриваемыми видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Оба вида власти, как это было отмечено выше, используют достаточно широкий комплекс методов властного воздействия. Различие состоит лишь в том, что субъекты политической власти не могут непосредственно использовать метод гоcударственно-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти.
И наконец, различаются они объемом своих полномочий. Только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления (субъектов политической власти) ограничены конкретной территорией, подвластной данному органу.
В завершение следует заметить, что политическая и государственная власть имеют много общего. Помимо общего источника в лице многонационального народа оба вида власти имеют публичный характер, общие цели — управление делами общества и государства и близкие по характеру методы их реализации. В демократическом правовом государстве они реализуют волю своих субъектов в рамках, установленных законом. Однако условия формирования в Российской Федерации такого государства, становление в ней гражданского общества ставят правовую науку перед необходимостью глубже исследовать институты политической и государственной власти, четче разграничивать эти понятия, "разводить" их содержание.
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:
По территории действия выделяют федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.
Первые реализуют свои полномочия на всей территории России, вторые — в границах соответствующего субъекта.
В зависимости от основной формы осуществления полномочий различают органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.
Основной формой деятельности законодательных (представительных) органов является издание нормативно-правовых актов (законов), исполнительных — оперативная деятельность по социальному управлению, судебных — разрешение споров, возникающих между участниками общественных отношений, защита их прав.
Условность классификации заключается в том, что, во-первых, она не полностью охватывается принципом разделения властей, в рамках которого сложно определить точное место. Во-вторых, исполнительные и судебные органы в пределах их компетенции тоже могут издавать соответствующие юридические нормы, что сближает их деятельность с нормотворческой деятельностью органов законодательных.
На уровне федерации законодательная власть представлена федеральным Собранием; исполнительная — Правительством; судебная — Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом.
В субъектах Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы называются по-разному (например, в Челябинской области — это Законодательное Собрание и администрация, в Московской — областная Дума и Правительство, и т. п.). Судебную власть в них осуществляют Конституционные суды. Верховные суды и Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, а также краевые, областные, городские арбитражные суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов.
По порядку принятия решений государственные органы делятся на единоначальные - поясняем (например: Президент России, глава областной администрации) и коллегиальные (Федеральное Собрание, Правительства (Советы Министров) и т. д.).
По способу формирования различают первичные органы, избираемые непосредственно населением (например, органы законодательной власти), и производные, в формировании которых население прямого участия не принимает (суды, прокуратура и др.).[5]
Первичные, создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (выборные представительные органы) или возникают в порядке наследования при монархической форме правления.[6]
Производные образуются первичными органами, которые и наделяют их необходимыми полномочиями.
Глава 3. Виды органов государственной власти
3.1. Система органов законодательной (представительной) власти в Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы государственной власти в Российской Федерации в соответствии с провозглашенным Конституцией принципом разделения властей самостоятельны. Они образуются на федеральном уровне, в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах — субъектах федерации.[7]
Несмотря на конституционную обособленность законодательной и исполнительной власти современная система представительных органов в России окончательно не установилась. Она противоречива и характеризуется двумя основными тенденциями: корпоративной и парламентской.
Корпоративная организация законодательных (представительных) органов государственной власти возникла на основе известного принципа социалистической демократии “Советы — работающие корпорации”[8]. Суть его составляет соединение законодательной и исполнительной государственной работы, слияние управления с законотворчеством. Этот принцип впервые получил отражение в Конституции РСФСР 1918 г., которая провозгласила высшим органом РСФСР Всероссийский Съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) — высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, который объединяет и согласует работу по законодательству и управлению (ст. 31, 32).
Принцип—“Советы—работающие корпорации” был положен в основу организации и деятельности не только ВЦИК. но и Верховных Советов СССР и РСФСР, а после выборов 1990 г. — Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, Верховных Советов республик, краевых, областных Советов. Принимая правовые акты, Советы всех ступеней были призваны непосредственно, а также через свои органы и депутатов организовывать их исполнение. Считалось, что при этом ликвидируется свойственная парламентаризму независимость депутатов от избирателей, оторванность их от населения. Депутатская работа не являлась профессиональной. Депутаты избирались населением и осуществляли свои полномочия, не порывая. с производственной или служебной деятельностью. Они непрерывно были связаны с избирателями, трудовыми коллективами, общественными организациями, периодически отчитывались о своей работе и работе Советов перед избирателями, несли ответственность перед ними. Это обеспечивало близость каждого Совета и всей системы представительных органов власти к народу.
Анализируя особенности представительных органов власти социалистического государства, В. И. Ленин отмечал, что они тем и отличаются от [7]буржуазных парламентов, что депутаты Советов “должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями”[9].[8]
Осуществляя государственную власть. Советы народных депутатов обеспечивали практическое единство законодательства, управления и контроля.
Парламентская организация законодательных (представительных) органов государственной власти Федерации и ее субъектов стала развиваться после прекращения в сентябре 1993 г. функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, полномочий народных депутатов[10].[9] Акт Президента — противоречил действовавшей в то время Конституции. Это подтвердил Конституционный Суд РФ решением от 28 сентября 1993 г. [11][10] Впоследствии Президент приостановил деятельность Конституционного Суда, а также прекратил осуществление полномочий Советов народных депутатов всех уровней, кроме республиканских[12].[11] Советы в краях, областях, автономной области, автономных округах и городах республиканского значения заменялись представительными органами (собраниями, думами и т. д.) в составе 15—50 депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной основе. Срок полномочий представительных органов устанавливался в два года, а сами полномочия ограничивались: их исполнительные и распорядительные функции передавались соответствующей администрации; бюджеты утверждались по согласованию с руководителем администрации; в случае самороспуска или неработоспособности советов из-за отсутствия необходимого кворума их функции поручались администрации.
Конституция России, принятая в декабре 1993 г., наделила законодательные (представительные) органы исключительным правом принятия законов, утверждения бюджета, предоставила возможность контролировать деятельность правительства и Других исполнительных органов, ратифицировать международные договоры и т. д. Начался нелегкий процесс повышения роли представительных органов, расширения их компетенции, углубления принципа разделения властей, укрепления законодательной власти.
Выборы (формирование) законодательных органов государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляются на разных принципах.
Федеральные формируются на основе Конституции и федеральных законов. Органы законодательной власти субъектов Федерации избираются в соответствии с региональным законодательством. Во втором случае выборы, как правило, проводятся по одномандатной мажоритарной системе. Может использоваться и смешанная система выборов. Однако в настоящее время она допускается лишь на экспериментальной основе с согласия Центральной избирательной комиссии. Указанное ограничение не распространяется на проведение выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти республик.
3.2. Федеральные органы государственного управления (исполнительной власти)
Органы государственного управления именуются в законах органами исполнительной власти.
Согласно Конституции эту власть Российской Федерации осуществляет Правительство России[13],[12]с участием министерств и иных федеральных органов (комитетов, агентств, департаментов, служб, управлений) [14].[13]
Правительство России состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатели правительств республик в составе России входят в федеральное правительство по должности.
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели. Если она трижды не согласится с предложенной кандидатурой. Президент может распустить Думу, определить время проведения новых выборов и самостоятельно назначить Председателя Правительства.
Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он же предлагает главе государства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В соответствии со ст. 113 Конституции Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу, руководствуясь принципами федерализма, разделения властей, гласности.
Компетенция Правительства
В пределах своей компетенции Правительство организует исполнение норм Конституции, конституционных и федеральных законов, других актов Федерального Собрания, указов Президента. Контролирует исполнение этих актов, принимает меры к устранению допущенных нарушений.