Файл: Органы государственного управления ( Понятие и признаки органов государственной власти).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и признаки органов государственной власти
Глава 3. Виды органов государственной власти
3.1. Система органов законодательной (представительной) власти в Российской Федерации
3.2. Федеральные органы государственного управления (исполнительной власти)
3.3. Судебная власть в Российской Федерации
3.4. Президент РФ в системе органов государственной власти
Введение
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Для построения правового государства необходима хорошо организованная система органов государственной власти.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.
Существуют различные органы государственной власти благодаря которым осуществляется управление государством. Но для достижения демократического развития общества необходимо четкое разграничение органов государственной власти. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.
В данной работе мы рассмотрим понятие и виды органов государственной власти в Российской федерации. В первой главе мы раскроем понятие и признаки органов государственной власти, затем остановимся на их классификации по различным основаниям и в третьей главе рассмотрим виды органов государственной власти в зависимости от основной формы осуществления полномочий: органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.
Целью данной курсовой работы является:
· дать понятия системе органов государственного управления в Российской Федерации;
· описать функционирование органов государственного управления;
Глава 1. Понятие и признаки органов государственной власти
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властны ми полномочиями.
Под органами власти обычно подразумевают те, которые занимаются правотворческой (законодательной) деятельностью (парламенты). Исполнительно-распорядительные структуры (правительства, министерства, ведомства и т. д.) именуются органами управления.
Вместе с тем, несмотря на относительное обособление в рамках государственного аппарата законодательной, исполнительной и судебной ветвей, ни одна из них в демократическом обществе не может обладать верховенством перед другими. Представляющие их органы наделены необходимыми властными полномочиями и образуют единую систему органов государственной власти. Последним термином мы и будем пользоваться в дальнейшем применительно ко всем структурным звеньям аппарата Российского государства.
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
Среди признаков, характерных органам государства выделяют:
1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.
Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.
Государственные служащие непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
Указанные признаки фиксируются, как правило, в специальных нормативно-правовых актах, посвященных конкретным органам государственной власти, каждый из которых можно определить как созданное и действующее в порядке, установленном законодательством, структурно-обособленное звено государственного аппарата, наделенное соответствующей компетенцией по реализации государственно-властных полномочий для осуществления функций государства.
Глава 2. Классификация органов государственной власти Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей
При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.
Учение о власти — один из наиболее сложных и спорных разделов исследований политической и правовой науки на всем протяжении их существования. Не составляют исключения в этом плане и отечественные политология и правоведение. Предметом их внимания в разные периоды развития становились как общие вопросы теории власти, так и различные аспекты содержания, структуры и соотношения понятий "политическая" и " государственная" власть. Однако, как отмечает М.И. Байтин, "вопрос о власти в указанном аспекте стал предметом специальной разработки в советской юридической науке сравнительно недавно, примерно с начала 60-х годов, и нуждается в дальнейшем глубоком изучении"[1].[1]
Прежде чем анализировать позиции различных ученых-юристов относительно содержания государственной и политической власти, представляется необходимым уточнить, что такое власть как общесоциологическая категория. В этом качестве власть присуща любой в той или иной мере организованной общности людей, и действует она как в масштабах всего общества, так и в каждой отдельной образующей его части. Теоретические исследования большинства юристов советского периода, посвященные проблеме власти, основывались на взглядах классиков марксизма-ленинизма, наиболее выпукло, по мнению М.И. Байтина, сформулированных в статье Энгельса "Об авторитете". В ней Энгельс писал: "Авторитет в том смысле, о котором здесь идет речь, означает навязывание нам чужой воли; с другой стороны, авторитет предполагает подчинение". Созвучные цитируемым мысли неоднократно высказывались Лениным.[2]
Неудивительно, что идея господства одного субъекта над другим в том или ином виде присутствует в определениях власти, сформулированных многими советскими юристами. Так, в одном из первых изданий Энциклопедии государства и права В.Н. Максимовский определял власть как "всякое отношение господствующего к подчиненному". Аналогичной позиции придерживались М.А. Аржанов, писавший, что "свойством всякой власти является прежде всего способность властвующего принудить подвластных следовать его воле", Б.М. Лазарев и А.И. Лукьянов, определявшие власть как "способность подчинять поведение и деятельность людей воле всего общества, группы людей или отдельного человека".[3] В том же духе высказывался и ряд других авторов. Очевидно, что чрезмерное выпячивание таких свойств власти, как насилие, господство, стремление к подчинению, объясняется заданностью теоретического подхода, характерного для прошлого периода развития отечественной науки и вытекающего из доминировавших в советской науке теоретических взглядов Маркса, Энгельса и Ленина с их преувеличенным вниманием к вопросам классовой борьбы, подчинением этой идее всех выстраиваемых ими конструкций. Такой подход, приемлемый для периодов революционной смены политических режимов, переходов от одной общественно-экономической формации к другой, вряд ли может быть универсальным для любой политической ситуации, особенно мирного, спокойного развития.
Очевидно, что в такие периоды возможны и властеотношения, которые исходят из авторитета власти, добровольного ее признания объектом властного воздействия. На наличие таких отношений указывали И.Е. Фарбер и В.А. Ржевский, отмечая, что понятия властеотношения и принудительной власти неправильно характеризуют суть власти в общенародном государстве. [2][3]Однако в пользу своих доводов они не представили веских аргументов и были подвергнуты критике М.И. Байтиным. Думается, что дефиниции так называемого общенародного государства вряд ли составляют исключение в марксистской теории властеотношений, но все же в обществе можно найти такие отношения, которые построены не на подчинении власти, а на добровольном ее признании. К таковым, по мнению автора, можно отнести отношения в эгалитарной семье, контрактно-договорные отношения в производстве и экономических сообществах, признание международных соглашений методом консенсуса и некоторые другие. Авторитет власти в этом случае не требует подчинения, а предполагает добровольное согласие с волей властного субъекта, восприятие его решения как своего собственного.
Если разгрузить понятие власти от узкоклассовых оценок, то можно выделить ряд атрибутивных ее свойств как общественного явления, незаслуженно обойденных вниманием исследователей. Во-первых, власть в широком смысле — это возможность для реализации воли по меньшей мере одного из субъектов властеотношения. Такой характер отношений основан на наличии в них двух субъектов, обладающих неравными по объему правами и обязанностями. При этом властеотношения могут быть представлены как в виде относительных правоотношений, в которых обе стороны определены законом и наделены взаимными правами и обязанностями, так и в виде абсолютных правоотношений, в которых четко определена лишь одна из сторон, а в качестве второй (пассивной стороны) может выступать любое лицо, обязанности которого ограничиваются требованием не нарушать правомочий активной стороны.
Во-вторых, наличие воли одного из субъектов властеотношения предполагает, что активный субъект наделен сознанием (коллективным или индивидуальным), в том числе способностью к абстрактному мышлению, которое позволяет прогнозировать ход событий и планировать свои действия. Отсюда вытекает программно-целевой характер власти. В-третьих, поскольку возможность осуществления власти ставит стороны властеотношений в неравное положение (в том числе и в правовом отношении), следовательно, активный субъект побуждает пассивный к совершению каких-либо действий, которые сам не может или не желает совершать.
Очевидно, что власть — это реальная (не всегда легитимная) возможность обладающего ею субъекта привести общественные отношения (объект властного воздействия) в какое-либо новое, заранее определенное и запрограммированное состояние. Это означает, что всякое властное воздействие в идеале предполагает сознательное предопределение планируемого конечного результата. Набор используемых в этих целях методов может быть чрезвычайно разнообразен: экономическая заинтересованность объекта властного воздействия, моральный авторитет власти, страх перед ней, физическое или иное принуждение, добровольное согласие исполнять ее решение и т.д.
Изложенная концепция носит обобщенный характер и определяет понятие власти в широком смысле. Здесь речь идет о власти, действующей повсеместно: в семье, обществе, государстве, трудовом коллективе и т.д. Нас же интересует содержание понятия государственной и политической власти. Исходной точкой для теоретических построений в этой области, так же как и в рассмотренной выше ситуации с общесоциологическим определением власти, для отечественной правовой науки стали взгляды классиков марксизма-ленинизма. В статье Маркса "Морализирующая критика и критизирующая мораль" мы находим прямое указание на тождество понятий "государственная " и "политическая" власть ".[4] Такой подход в этом вопросе стал определяющим для многих советских ученых-юристов. Следует заметить, что в условиях авторитарного режима вышеозначенная трактовка соответствует действительности, поскольку и общественные организации, и государственные органы являются носителями одной господствующей идеологии, став