Файл: Роль мотивации в поведении организации (Виды и методы мотивации персонала организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала организации
1.1. Понятие, сущность и значение мотивации персонала
1.2. Виды и методы мотивации персонала организации
Глава 2. Современное состояние мотивации персонала МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок»
2.1. Анализ мотивации персонала организации
В современных условиях возрастает роль инновационного подхода к мотивации. Однако непременным остается одно условие: для повышения эффективности работы персонала система мотивации должна быть комплексной.
Глава 2. Современное состояние мотивации персонала МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок»
2.1. Анализ мотивации персонала организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Лесовичок» является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного образования.
Организационая структура МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» представлена на рисунке 4. В МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» организован линейный тип организационной структуры. Сущность данной организационной структуры заключается в том, что управляющие воздействия на объект могут передаваться только одним лицом – руководителем.
Рисунок 4. Организационная структура МБДОУ «Детский
сад № 3 «Лесовичок»
Он получает официальную информацию только от непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта и несет ответственность за его работу перед Учредителем.
Комплектование работников МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» осуществляется в соответствии со структурой и штатным расписанием Учреждения. Работники МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» принимаются на работу по трудовому договору. На лиц, работающих в учреждении, распространяется законодательство о труде Российской Федерации.
В штатное расписание Детского сада включены:
Всего педагогических работников – 10. По штату – 31 единица. Из них:
‑ Заведующая – 1.
‑ Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе – 1.
‑ Заместитель заведующего по хозяйственной части – 0.
‑ Старшая медицинская сестра – 1.
‑ Медицинская сестра – 0.
‑ Делопроизводитель – 1.
‑ Заведующий хозяйством – 1.
‑ Шеф-повар ‑ 0.
‑ Старший воспитатель – 0.
‑ Педагог-психолог – 1.
‑ Воспитатель – 8.
‑ Учитель-логопед – 1.
‑ Учитель-дефектолог – 0.
‑ Музыкальный руководитель – 1.
‑ Инструктор по физической культуре – 0.
‑ Педагог дополнительного образования – 0.
‑ Помощник воспитателя – 1.
‑ Младший воспитатель – 5.
‑ Кладовщик – 1.
‑ Кастелянша – 1.
‑ Оператор стиральных машин – 1.
‑ Техник по ремонту оборудования – 0.
‑ Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту здания – 1.
‑ Оператор хлораторной установки – 0.
‑ Грузчик – 1.
‑ Уборщик служебных помещений – 0.
‑ Повар 2 квалификационный разряд – 0.
‑ Повар 3 квалификационный разряд – 0.
‑ Повар 4 квалификационный разряд – 0.
‑ Повар 5 квалификационный разряд – 3.
‑ Повар 6 квалификационный разряд – 0.
‑ Подсобный рабочий – 1.
‑ Сторож – 2.
‑ Дворник ‑ 1.
Результаты аттестации специалистов МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок»: Специалисты высшей категории – 1. Специалисты первой категории – 5. Специалисты второй категории – 4. Не аттестован – 4.
Весь персонал МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» имеет должностной оклад. Оклады утверждаются штатным расписанием МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок». По общему требованию действующего трудового законодательства.
Для того чтобы более наглядно увидеть изменение размеров должностных окладов, была составлена таблица (Приложение 3). Проанализировав данные таблицы можно сделать вывод, что численность работников с 2018 по 2019 год уменьшилась на 3 штатные единицы, фонд заработной платы за исследуемый период уменьшился на 5,7%, размер средней заработной платы увеличился на 4,8%.
Проведем анализ средней заработной платы персонала МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» по категориям: руководители, специалисты, рабочие за 2018-2019 гг. (рисунки 5‑7).
Рисунок 5. Анализ средней заработной платы руководителей МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» за 2017-2019 гг. (руб.)
Проанализировав данные рисунка 5 можно сделать вывод, что, средняя заработная плата руководителей за три года увеличилась на 10,9%.
Рисунок 6. Анализ средней заработной платы специалистов МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» за 2017-2019 гг. (руб.)
Проведя анализ данных, можно сделать вывод, что, средняя заработная плата специалистов в 2019 году увеличилась на 0,3% по отношению к 2017 году, но в сравнении с 2018 годом снизилась на 11,1%.
Рисунок 7. Анализ средней заработной платы рабочих МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» за 2017-2019 гг. (руб.)
Проанализировав данные рисунка 7, можно сделать вывод, что, в сравнении с 2017 годом в 2018 году заработная плата рабочих увеличилась на 1,8%, и снизилась на 13,7% в 2019 году.
Как видно из представленных данных, уровень должностных окладов, установленных в МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок», находится в прямой зависимости от должности, занимаемой работником и, соответственно, от значимости работника, включая уровень ответственности.
К тому же в 2017 году была введена новая система оплаты труда (НСОТ). В которой был полностью пересмотрен расчет заработной платы работникам Муниципальных Образовательных Учреждений. Материальные методы мотивации в МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок»:
‑ В детском саду разработано и внедрено в практику Положение «Об условиях, размерах и порядке осуществления стимулирующего характера», которое определяет общий порядок начисления и выплаты премий работникам за основные результаты деятельности Детского сада по итогам работы календарного месяца.
В связи с введением новой системы оплаты труда разработано Положение «Об оплате труда служащих Муниципального Бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 3 «Лесовичок»», которое регулирует порядок оплаты труда работников Детского сада и направлено на поддержку, развитие и стимулирование инновационного труда каждого работника по обеспечению высокого качества результатов деятельности Детского сада.
Рассмотрим, как в детском саду применяется один из материальных способов мотивации – премия. Для определения размера начисления и выплаты премии используются специальные показатели коэффициентов трудового участия (КТУ) конкретного работника МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок». К числу специальных показателей для персонала Детского сада относятся:
‑ пропущенных дней 1 ребенком по болезни;
‑ отсутствие задолженности по родительской плате;
‑ участие в подготовке и проведении мероприятий Детского сада;
‑ участие в подготовке и проведении городских мероприятий;
‑ работа в постоянно действующих комиссиях (аттестационная, экспертная профсоюзная), творческих группах, советах, стажерских, площадках;
‑ коэффициент наполняемости детского сада;
‑ взаимозаменяемость;
‑ личные достижения работника (курсы повышения квалификации, аттестация, обучение в учебном заведении, юбилейная дата).
К числу специальных показателей для младшего обслуживающего персонала относятся:
‑ коэффициент наполняемости детского сада;
‑ пропущенных дней 1 ребенком по болезни;
‑ участие в организации воспитательно-образовательного процесса;
‑ отсутствие нарушений санитарно-гигиенического режима;
‑ участие в подготовке и проведении мероприятий Детского сада;
‑ работа в постоянно действующих комиссиях;
‑ выполнение срочных и особо важных работ.
Основанием для лишения премии либо снижения ее размера за дисциплинарный проступок является следующее:
‑ совершение работником прогула (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
‑ появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
‑ неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей.
Проведенный анализ системы мотивации сотрудников МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок» показывает, что размер заработной платы и премирования сотрудников поставлен в зависимость от результатов их трудовой деятельности, стажа, категории и других различных показателей.
Нематериальные методы мотивации МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок». Среди методов социально-психологического стимулирования, используемых в организации следует назвать:
‑ организацию праздников;
‑ бесплатные путевки в санатории, детские оздоровительные лагеря для детей профсоюзных работников;
‑ грамоты, благодарственные письма;
‑ конкурсы;
‑ возможность личной самореализации;
‑ выражение признательности со стороны детей и их родителей;
‑ публичная похвала на совещании или педсовете;
‑ социальный пакет.
Также в Детском саду существуют нематериальные методы мотивации, влекущие за собой материальные, такие как:
1. Аттестация сотрудников на более высокую квалификацию, что влечет за собой повышение заработной платы или повышение в должности.
Аттестация педагогических работников – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников образовательного учреждения.
Целью аттестации является обеспечение педагогическим работникам образовательных учреждений, возможности повышения уровня оплаты труда, стимулирующей их профессиональный рост и непрерывное повышение квалификации и результативности труда.
Основанием для проведения аттестации педагогических работников желающим пройти аттестацию, является заявление работника. Затем данное заявление передается в аттестационную комиссию. С учетом целей аттестации, можно говорить о ее составных частях ‑ оценке труда и оценке персонала.
1. Оценка труда дает возможность оценить количество, качество и интенсивность труда работников.
2. Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности работника к выполнению именно того вида деятельности, которым он занимается, а также реальных возможностей для оценки перспектив роста.
Присвоение званий происходит на основе документальных материалов: стаж работы, характеристика, документ об окончании курсов повышения квалификации, анализа педагогической деятельности и результатов работы.
Квалификационная категория ‑ квалификации, соответствующий нормативным критериям, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности. Квалификационные категории присваиваются исключительно за непосредственную работу с детьми.
В центре аттестационного процесса находится аттестационное собеседование ‑ встреча руководителя с аттестуемым сотрудником, в ходе которой происходит обсуждение результатов работы сотрудника за истекший период, дается оценка этой работы, как руководителем, так и самим сотрудником, утверждается план работы сотрудника на перспективу.
Аттестационное собеседование играет очень важную роль в аттестационном процессе, поэтому оно требует тщательной подготовки, как от сотрудника, так и от руководителя.
Наиболее старым и самым распространенным методом аттестации является метод стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале.
Данный метод отличается простотой, малыми издержками и общедоступностью. Чтобы аттестовать сотрудника с помощью метода стандартных оценок, руководителю не требуется ни специальной подготовки, ни значительных затрат времени или других ресурсов. Использование данного метода обеспечивает также единообразие аттестации всех сотрудников.
Однако метод стандартных оценок страдает рядом серьезных недостатков. Во-первых, аттестацию проводит один человек ‑ руководитель, что предполагает высокую степень субъективной и односторонней оценки. Во-вторых, стандартная шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого отдельного работника, что может повлиять на качество оценки.
В то же время и при данном методе не удается полностью преодолеть субъективизм оценок. Одновременно, такой метод является и более дорогостоящим.
Другая довольно распространенная разновидность методов оценки аттестуемых сотрудников ‑ сравнительные методы. При их использовании руководитель сравнивает одного сотрудника своего подразделения с другими. При ранжировании руководитель «выстраивает» своих сотрудников в сравнительную цепочку ‑ от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период.