Файл: Роль мотивации в поведении организации (Виды и методы мотивации персонала организации).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала организации
1.1. Понятие, сущность и значение мотивации персонала
1.2. Виды и методы мотивации персонала организации
Глава 2. Современное состояние мотивации персонала МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок»
2.1. Анализ мотивации персонала организации
‑ изобразительная деятельность (рисование: предметное, сюжетное, декоративное; лепка, аппликация);
‑ конструирование (развитие у детей умения устанавливать связи между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; выделение основных частей и характерных деталей конструкций);
‑ музыкальное воспитание (слушание, пение, песенное творчество, музыкально-игровое и танцевальное творчество);
‑ физическое воспитание (физкультурно-оздоровительная работа, воспитание культурно-гигиенических навыков, физическая культура).
Наряду с занятиями будет проводиться активная игровая деятельность:
‑ сюжетно-ролевые игры;
‑ подвижные игры;
‑ театрализованные игры;
‑ дидактические игры.
Планируется работать по программам воспитания, образования и развития детей, одобренных Министерством образования РФ. Образовательная программа «Окружающий мир» по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью детей 4-7 лет в группах развивающего обучения.
Срок реализации программы: 3 года. Основная цель программы ‑ расширить кругозор ребёнка, развить познавательную активность. Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы.
Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее.
Программа занятий для дошкольников«Развитие речи».
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.
Данный курс нацелен на развитие связной речи ребенка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.
Программа обучения по математике «Математические ступеньки».
Цикл «Математические ступеньки» делится на 4 этапа обучения и представлен следующими пособиями:
‑ Математика для дошкольников 4‑5 лет.
‑ Я считаю до 5 (тетрадь).
‑ Математика для дошкольников 5‑6 лет.
‑ Я считаю до 10 (тетрадь).
‑ Математика для дошкольников 6‑7 лет.
‑ Я считаю до 20 (тетрадь).
‑ Геометрические фигуры. Альбом упражнений для детей 5‑7 лет.
‑ Цвет и форма. Моделирование из геометрических фигур.
2. Управление карьерой, как фактор нематериальной мотивации персонала в МБДОУ «Детский сад № 3 «Лесовичок». Конечно, одного только материального стимулирования недостаточно для формирования активной положительной мотивации работников детского сада.
Кроме того, данная организация является муниципальной (то есть ограниченной не только в самих финансовых средствах, которые в основном субсидируются из муниципального бюджета, но и в свободе их использования), поэтому здесь все же в большей степени возможно использование нематериальных форм и методов мотивации.
Даже если муниципальное образовательное учреждение не может предложить больших заработных плат, регулярных премий, и стремительных продвижений по карьерной лестнице, существуют и другие способы мотивации. Руководителю предлагаются способы мотивации, если и требующие денежных затрат для их осуществления, то очень незначительных.
За счет грамотного использования методов нематериальной стимуляции (стабильная работа, отсутствие рисков, комфортные условия труда, карьерный рост) значительно снижается вероятность возникновения кризиса. Во второй главе работы был проведен анализ системы мотивации сотрудников, который выявил проблему карьерного роста персонала учреждения.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Удовлетворение потребностей педагогов в личностном росте и самореализации достигается через разработку и принятие программы развития каждого педагога, перспективное планирование, выстраивание его профессиональной карьеры. Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.
Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.
Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями ‑ желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Мотивационные условия, которые являются производными для успешной самореализации педагога:
‑ перед педагогами on должны быть on поставлены привлекательные on цели, достижение on которых требует on наличия новых on знаний;
‑ педагог on должен постоянно on включаться в on новые для on себя on виды деятельности, on работать в on новых условиях, on использовать новые on средства, менять on круг on общения;
‑ педагог on должен иметь on широкий и on разнообразный круг on общения;
‑ в on МДОУ должна on быть «конкурентная» on социальная профессиональная on среда, стимулирующая on педагога к on постоянному совершенствованию;
‑ результаты on профессионального развития on должны являться on в ДОУ организационной on ценностью;
‑ педагог on должен быть on уверен, что on способен обучиться on новым методам on работы и on адаптироваться к on изменениям;
‑ педагог on должен быть on уверен в on возможности on получения качественной on информации, необходимой on для удовлетворения on потребностей on в его on профессиональном on развитии;
‑ в on МДОУ должно on оказывать педагогу on необходимую on и востребованную on им самим on помощь в on решении проблем on профессионального развития;
‑ педагог on в процессе on контроля и on оценки своей on работы on должен регулярно on получать адекватную on обратную информацию on об уровне on своего профессионализма;
‑ педагог on должен быть on уверен в on получении on внутреннего (удовлетворенность, on достижение желаемых on целей и on др.) и on внешнего on (статус, признание on коллег, получение on значимой работы, on высокого разряда, on повышения заработной on платы и on др.) вознаграждения. on Это вознаграждение on должно являться для on него ценным, on удовлетворять его on потребности;
‑ педагог on должен быть on уверен, что on данное вознаграждение on нельзя получить on без профессионального on развития;
‑ статус on педагога в on коллективе должен on зависеть от on уровня on его компетентности on и on образованности.
Условия, on необходимые для on профессиональной самореализации on личности педагога:
1. Дифференцированный on и индивидуальный on подход в on методической работе on с on педагогами.
2. Условия on для внедрения on инноваций в on практику работы on детского сада, on перехода к on инновационному on режиму.
3. Мотивационная on среда для on вовлечения педагога on в on самостоятельную и on творческую исследовательскую on работу.
4. Психологическая on поддержка педагога. on Организация on комнаты психологической on разгрузки, тренинги on на развитие on рефлексии, on самосознания, самооценки. on Возможность неформального on общения в on ДОУ, on традиции коллектива.
5. Включение on педагогов в on управленческую деятельность. on Развитие аналитических on способностей, on инициативности.
6. Делегирование on полномочий с on целью повышения on ответственности.
Процесс on самореализации on включает:
1. Адаптация on в профессии on (20‑24 on года). Первичное on ознакомление on с профессией.
2. Выбор on собственной стратегии, on стиля педагогической on деятельности (до on 30 on лет).
3. Экспериментирование on с педагогическими on технологиями (до on 40 лет).
4. Внесение on творческих элементов on в выбранную on технологию.
5. Разработка on и внедрение on авторских программ on и on проектов.
6. Подведение on итогов профессиональной on карьеры и on подготовка on её завершения on (50 on лет).
7. Готовность on перехода к on неслужебной деятельности on (60‑65 on лет).
Профессиональная on самореализация тесно on связана с on понятием on карьерный рост. on Под карьерой on понимается склонность on человека к on реализации себя on в профессиональной on деятельности.
Удовлетворить on потребность педагога on в on профессиональной самореализации on и одновременно on решить эти on вопросы в on интересах on самого образовательного on учреждения позволяет on планирование on карьеры.
Составляющие on карьеры.
1. Личностная on составляющая:
‑ мотивация on самого работника on на карьеру, on стремление on к самореализации on через повышение on квалификации, которая on выражается on в желании on продвинуться по on службе и on повысить свое on материальное благосостояние;
‑ наличие on у педагога on личностных качеств on (способности on к достижению on в избранной on области профессиональной on деятельности, on уровень притязаний, on самооценка, лояльность on к собственному on месту on работы);
‑ социальное on признание педагога on со стороны on профессионального окружения: on одобрение как on стремления к on продвижению, так on и on используемых для on этого средств on и методов, on высокая оценка on престижности и on социальной значимости, on избранных работником on целей профессионального on роста.
2. Ценностная on составляющая:
‑ общепринятые on социальные ценности: on человеческое on достоинство, гражданский on долг, материальное on благополучие, а on также on определенные ценностные on нормы поведения on в on организации;
‑ ценность on или престижность on для человека on самой on карьеры;
‑ ценность on организации, в on которой педагог on трудится.
3. Производственная on составляющая:
‑ цели on и задачи, on которые в on перспективе будет on решать образовательное on учреждение;
‑ планируемые on изменения, в on том числе on новые on образовательные технологии, on направления в on деятельности;
‑ предполагаемо on расширение или on уменьшение on размеров организации;
‑ требования on к качеству on работы педагога on и on руководителей учреждения on в on дальнейшем;
Планирование on карьеры предполагает on работу с on собой, самооценку on своих достижений, on самоанализ собственной on деятельности успехов on и on неудач, самоорганизацию on по выполнению on намеченных целей, on глубокий on самоанализ жизненных on целей, и on определение того, on что действительно on хочется.
Планирование on карьеры позволяет on решать проблему on мотивации on педагога в on профессиональной самореализации, on делает процесс on повышения on собственного уровня on прозрачным и on привлекательным. Достижение on более on высокого профессионального on уровня повышает on авторитет педагога on в on профессиональной среде, on в глазах on родителей, формирует on положительный имидж on успешного профессионала.
Планирование on карьеры как on самореализация в on профессиональной деятельности on неразрывно связаны on с личностной on сферой мотивами on и потребностями. При on планировании профессиональной on карьеры в on МДОУ, on должны учитываться on следующие on моменты:
‑ Индивидуальные on личностные качества on (уровень on притязаний, ценностные on ориентации, общительность, on мотивация к on успеху, on творческие способности). on Для этого on проводится тестирование on и диагностика, on по результатам on которой составляется on индивидуальный психологический on портрет педагога. on Для развития on личностных качеств, on сплочения коллектива on проводятся тренинги.
‑ Уровень on профессиональных навыков, on качественное on исполнение должностных on обязанностей, ответственность, on интересы в on профессиональной деятельности.
Для on повышения профессиональных on знаний, умений и on навыков чаще on всего используются: on внутреннее обучение on (семинары, консультации, on мастер-классы, наставничество, on деловые игры), on внешнее обучение on (курсы on повышения квалификации, on получение высшего on профессионального образования, городские методические on объединения, работающие on по определенной on теме), участие on в различных on профессиональных конкурсах on (на различных on уровнях), самообразование.
‑ Кого on руководитель учреждения on хочет продвинуть on по on служебной лестнице, on включить в on кадровый резерв on руководителей учреждений on или старших on воспитателей, видит on в качестве on исследователя, on руководителя творческой on группы (этот on момент обсуждается on на совещании on со on старшим воспитателем).