Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель(Сущность понятия «менеджмент»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу основных направлений теоретических обобщений и разработок, получивших распространение в России, относятся:

-Реинжиниринг - перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления.

-Системотехника - прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем, а также сложных справочно-информационных систем.

-Ситуационное управление - метод решения сложных задач, оперативного управления, заключающийся в принятии управленческих решений по мере возникновения проблем в соответствии со складывающейся экономической ситуацией.

-Концепция внутренних рынков объединений и корпораций, работающих на конкурсной основе.

-Теория альянсов — ассоциативные формы организации и управления.

-Развитие и использование интеллектуальных ресурсов.

-Проблемы доверия к управленческому аппарату, к принимаемым этим аппаратом решениям.

-Постановка и решение задач управления персоналом. [16]

Основные особенности развития российской модели менеджмента отобразим схематично[12].:

основные особенности развития российской модели менеджмента

Недостатки нормативно-правовой базы предпринимательства

Велик разрыв в доходах руководства компаний и рядовых менеджеров

По отношению к 2001-2002 гг. уровень профессионализма российских менеджеров значительно вырос

Культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и которые, как показывает исторический опыт развития, и не нужно изменять

Рисунок 3 - Особенности развития российской модели менеджмента

1.3 Цели и задачи менеджмента

Конечная цель менеджмента, как определенной области деятельности, состоит в обеспечении прибыльности, или доходности в деятельности фирмы. Этого можно достичь путем рациональной организации процесса производства, развития технической и технологической базы, а также эффективного использования кадрового потенциала, что предусматривает повышение квалификации, развитие творческой активности и лояльности каждого работника.

Прибыльность предприятия показывает на сколько эффективно организована ее производственная и сбытовая деятельность. Экономический эффект достигается путем оптимизации расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование и максимизации доходов от результатов производства - выпуска продукции и оказания услуг. [7]


Менеджмент обязан создавать условия для успешной деятельности компании руководствуясь тем, что прибыль - не основная причина создания фирмы, а результат ее эффективной деятельности, который в конечном итоге определяется конкурентным рынком. Прибыль дает возможность для функционирования фирмы, так как стабильный капитал позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией товаров и услуг на рынке. Ситуация на рынке не стабильна, так как постоянно меняется законодательство, идет конкурентная борьба как в отрасли так и в стране в целом. Условия торговли товарами и услугами на мировом рынке также постоянно изменяются. Большой отпечаток здесь накладывают политические проблемы в мире, а также вопросы санкций в отношении России и ответных контрсанкций. Отсюда наблюдается постоянное наличие риска. Менеджмент в таких условиях ставит своей целью постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем. Для этого требуются немалые резервные денежные средства и определенная степень свободы и самостоятельности у менеджеров в хозяйственной деятельности с целью быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям на рынке. [12]

В условиях конкуренции на рынке, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаром и услуг пользующихся спросом у потребителей. Для этого должны быть в наличии материальные и трудовые ресурсы. Это позволит обеспечить рентабельность компании и ее стабильное положение на рынке.

Менеджеры решают определенные задачи и ищут пути обеспечения их определенными ресурсами.

Задача, решаемая менеджментом

Пути решения задач

Обеспечение автоматизации производства

Найм работников, обладающих высокой квалификацией

Постоянный поиск и освоение новых рынков

Проведение маркетинговых исследований

Стимулирование работы сотрудников фирмы

Создание лучших условий труда и установление более высокой заработной платы

Контроль за эффективностью деятельности фирмы

Координация работы всех подразделений фирмы

Рисунок 3 - Задачи, решаемые в менеджменте[20]

Задачи менеджмента постоянно усложняются, трансформируются в связи с ростом масштабов производства, которые в свою очередь требуют наличия больших объемов ресурсов - материальных, финансовых, трудовых и др.


В сегодняшних условиях хозяйствования цели и задачи менеджмента существенно изменились. В первую очередь это связано с бурным ростом крупных промышленных фирм на международном рынке. Они объединяют свои капиталы, разрастаются до масштабов транснациональных корпораций. Крупный капитал развивает новые формы информационных коммуникаций и технологий. [12]

Менеджмент должен уметь быстро приспосабливаться к новым условиям международной конкуренции, причем как в краткосрочном, так и в долгосрочной периоде. Поэтому появилась потребность в развитии стратегического менеджмента, который сочетает в себе разработку и реализацию долгосрочных планов развития фирм в изменяющейся внешней среде с одновременным решением задач управления фирмой. Для решения задач стратегического менеджмента необходимо принципиально новое технологического обеспечение процессов управления, использование цифровых технологий, искусственного интеллекта.

Менеджеры крупных компаний в современных условиях вынуждены одновременно решать большой круг вопросов, касающихся деятельности производственных подразделений, сбыта, сервиса. Время требует от менеджеров быть профессионалами, а не просто управляющими. А это обеспечивается наличием профессиональных знаний, высокой компетентностью как в вопросах планирования, маркетинга, финансов, управления персоналом, его мотивации так и в области знания технологий производственного процесса и внедрения инноваций. [4].

2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Понятие и сущность предпринимательства

Статья 2, части 3 Гражданского кодекса РФ дает определение предпринимательству. «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированном в этом качестве в установленном законом порядке» [5].

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции[2]:

берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли


Предприниматель

организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их поведения



новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела

человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса



Рисунок 4 - Сущность предпринимательской деятельности

Существуют также другие, более узкие определения предпринимательства. В середине XX века появилось понятие предпринимательства как деятельности, которая направлена на осуществление смелых и трудных проектов, связанных со стремлением сделать что-то новое или улучшить существующее. В настоящее время его определяют как частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск. [11]

С учетом различных определений предпринимательства могут быть сформулированы следующие основные мотивы предпринимательской деятельности: [19]

Рисунок 5 - Мотивы предпринимательской деятельности

Согласно российскому законодательству предпринимательская деятельности распространена во всех сферах общественного производства, включая оборонно-промышленный комплекс и развитие космоса. Сюда относится производственная, непроизводственная, торгово-посредническая, инновационная, кредитно-финансовая и другая деятельность. Ограничениями предпринимательской деятельности являются: требования экологии, сохранения здоровья населения, пожарная безопасность.

Занятие предпринимательской деятельностью не требует разрешения, т.е. действует не разрешительный, а регистрационный принцип организации предпринимательского дела.

По отдельным видам деятельности необходимо получить лицензию. Это биржевая, банковская, экспортно-импортная деятельность, деятельность инвестиционных фондов, валютные операции и другие [14].

За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом. Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.


Развитие предпринимательства тесно связано со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую организационно-техническую и физическую или географическую обстановку. Экономическая ситуация обусловливает наличие платежеспособного спроса, возможности покупки тех или иных видов товаров. Она включает также рынок труда, наличие свободных рабочих мест, избыток или недостаток рабочей силы. Сюда относятся также наличие и доступность денежных средств. На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация [8].

Соблюдение законов, своевременная уплата налогов, следование общечеловеческим этическим нормам - необходимые условия предпринимательской деятельности [11].

Занятие конкретной предпринимательской деятельностью предполагает наличие определенных условий:

Условия для занятий предпринимательской деятельностью

стартовый капитал

свободный рынок, обеспечивающий движение всех факторов производства, открытость и доступность рынка для всех

свободное ценообразование

правовая защищенность и гарантии в отношении собственности, доходов, прав и свободы предпринимателей

знания, практические навыки, культурное развитие

благожелательное общественное мнение

правильный выбор организационно-правовых форм и географического расположения предприятий

подробная информация о конкурентах

Рисунок 6 - Условия для занятий предпринимательской деятельностью

Предпринимательская деятельность может осуществляться юридическими и физическими лицами, с применением и без применения наемного труда. Количество наемных работников не ограничивается. Различие между юридическими и физическими лицами состоит в том, что юридическое лицо отвечает по долгам только активами своего баланса. Физические лица отвечают по долгам всем своим имуществом [14].

2.2 Виды и формы предпринимательской деятельности

Во всем мире предпринимательская деятельность обладает следующими признаками, по которым ее можно выделить из всех остальных видов экономической деятельности:

Признаки предпринимательской деятельности

Предпринимателю присуща имущественная и организационная самостоятельность