Файл: Понятие менеджмента. Менеджер и предприниматель(Сущность понятия «менеджмент»).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность понятия «менеджмент»
1.2 Основные этапы развития управления в России
2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Понятие и сущность предпринимательства
2.2 Виды и формы предпринимательской деятельности
3. МЕНЕДЖМЕНТ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ
3.1 Общие черты менеджера и предпринимателя
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время трудно обозначить более важную и в тоже время разностороннюю область деятельности, чем управление, или менеджмент, от применения которого существенно зависят и предпринимательская деятельность, и развитие высокотехнологичного производства, и уровень услуг, оказываемых населению.
На сегодняшний момент в экономике страны предпринимательский сектор занимает очень весомое положение и его значение в РФ продолжает расти. Предпринимательство - неотделимая часть современной быстро изменяющейся системы ведения хозяйственной деятельности, без которого экономика и социум в целом не могут естественным образом действовать и развиваться.
Предпринимателем называют человека, который уже организовал или собирается организовать какое-то собственное дело, субъекта, располагающего для этого необходимыми средства (собственные или заемные). Предпринимателем будет считаться собственник как микро- предприятия, так и управляющий акционерным обществом, а также руководитель концерна или корпорации.
Термин «менеджмент» в понимании большинства людей означает достижение намеченных целей, с использованием для этого труда, интеллекта и мотивов поведения сотрудников компании.
Менеджмент - это такая область знания людей, которая способствует осуществлению функций по руководству сотрудниками в организациях разной направленности деятельности. В тоже время, менеджмент как собирательное от термина «менеджер» - это специфическая категория людей, социальный слой, осуществляющий работу по управлению.
Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс деятельности организации или учреждения и включает в себя: управление маркетингом, управление производством, управление персоналом, управление финансовой деятельностью.
Любая вновь созданная организация потерпит крах, если в ней не будет обеспечен рациональный уровень управления. Также и уже действующая организация - коммерческая фирма, завод, медицинский центр - быстро приходит в упадок, если ее руководство сопротивляется инновациям. В каждой фирме обязательным условием эффективной работы должно стать развитие системы управления, чтобы не только удержаться на плаву, но и увеличить прибыли и дальше развивать предпринимательское дело. Поэтому данная тема курсовой работы актуальна на сегодняшний момент.
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность, выявить основные черты менеджера-руководителя и предпринимателя, проанализировать общие черты и различия предпринимательства и менеджмента.
Чтобы достигнуть поставленную цель в курсовой работе нужно решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты предпринимательства и определения менеджмента;
- выявить цели и задачи менеджмента;
- рассмотреть виды деятельности предпринимателей в современных условиях;
-сопоставить общие черты и выявить различия менеджмента и предпринимательства.
Объектом изучения в курсовой работе служит менеджмент и предпринимательство.
В курсовой работе представлены следующие разделы: введение, 2 теоретические части, заключение и список источников информации.
В первой части курсовой работы рассмотрен теоретический материал по основам менеджмента. Также дана характеристика понятию «менеджмент», рассмотрены важные периоды в развитии управленческой мысли в России, проанализированы цели и задачи менеджмента.
Во второй части курсовой работы дана характеристика видов и форм предпринимательской деятельности.
В третьей части работы приведены общие черты и различия между предпринимательством и менеджментом.
В курсовой работе для получения, обработки отправной информации использовались различные методики и приемы: наблюдение, монографический, экономико-статистический, математический и другие.
Теоретической и научной основой послужили труды отечественных ученых Виханского О.С., Наумова А.И., Веснина В.Р., Бусыгина А.В. и многих других, нормативные и законодательные документы, данные информационной сети «Интернет».
1. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Сущность понятия «менеджмент»
Менеджмент (англ. management) - это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
В практический и научный оборот термин «менеджмент» был введен американцами и в упрощенном понимании людей означает способность управляющего добиваться поставленных целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей [1].
Менеджмент - это специально создаваемая система управления компанией с целью повышения эффективности ее деятельности. Необходимо различать объекты и субъекты менеджмента. Объект менеджмента – это фирма, компания, а субъект - это менеджеры организации. Менеджеры выполняют различные функции в зависимости от должностных обязанностей. Различают менеджеров по производству, менеджеров по работе с кадрами, менеджеров по рекламе, менеджеров по продажам и др. Независимо от функциональных задач, все менеджеры решают общую проблему - получение максимальной выгоды от всех доверенных в их распоряжение ресурсов.
Так как управленцев объединяют общие стратегические цели и задачи, то менеджеры вносят различный вклад в их достижение в зависимости от занимаемой должности и уровня ответственности.
В крупных компаниях можно встретить три ярко выраженных уровня управления: высший менеджмент, менеджмент среднего звена и менеджмент нижнего звена. Обязательно нужно учитывать также то, что делегируемые менеджеру полномочия и, значит, степень ответственности находятся в зависимости от особенностей его деятельности. Топ-менеджеры отвечают за конечные результаты работы фирмы, и ее стратегическое развитие. Различают также линейных руководителей, которые управляют определенными видами ресурсов. Если же менеджер отвечает за управление одним ресурсом или определенной сферой деятельности, то это - функциональный менеджер. [11]
При анализе менеджмента стоить обратить пристальное внимание на его взаимосвязь с управлением. Управление кем-то - это базис, на котором возник менеджмент [12].
Менеджмент, как группа менеджеров конкретной организации, это функциональный орган, задающий лидерство, указывающий направление, генерирующий и воплощающий решения в жизнь. Менеджмент должен разрабатывать направление движения организации, которой он руководит. Его обязанностью является установление целей компании и аккумулирование ресурсов для достижения желаемых результатов, которые затем организация предоставит обществу [17].
Использование методик современного менеджмента позволяет предприятиям и организациям намечать этапы своего будущего развития. А. Файоль, как один из известных исследователей проблем управления концентрировал внимание на том, что управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, наслаждаться, координировать и контролировать [12].
1.2 Основные этапы развития управления в России
Российский бизнес прочно интегрировал в мировую экономику, но он имеет свою национальную специфику российского менеджмента.
Развитие управления в России проходило в несколько этапов, наряду с развитием российского государства. [20]
Началом развития управления в России можно считать XVII в., время начала процесса объединения разрозненных земель и княжеств. На территории России появились зачатки общегосударственного рынка.
В образовании системы государственного управления важная роль отводится А.Л. Ордину - Нащокину (1605-1680 гг.), который предпринял попытки организации городского самоуправления в западных приграничных городах России. А.Л. Ордин - Нащокин считается одним из первых российских управленцев, заостривший вопрос о необходимости развития не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента. [20]
Огромный вклад в развитие отечественного управления внесли реформы Петра Первого по совершенствованию управления экономикой:
Рисунок 1 - Преобразования Петровских реформ
Законодательные акты Петра I - по сути это был государственный менеджмент.
Прогрессивными на тот момент являются управленческие идеи И.Т. Посошкова (1652-1726 гг.). В его идеях нашли отражение такие позитивные моменты, как разделение богатства на вещественное и невещественное. Под вещественным подразумевалось богатство государства (казны) и народа, под невещественным - эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Основная роль в улучшении управления экономикой И.Т. Посошковым отводилась государству. Ему должна быть отведена решающая роль в управлении хозяйственными процессами.
В трудах А.П. Волынского (1689-1740 гг.) нашли свое отображение идеи государственного управления. В.Н. Татищев, российский историк, экономист и государственный деятель (1686-1750 гг.) особое значение придавал управлению финансовой политикой. Он считал, что государство обязано не пассивно наблюдать за хозяйственными процессами, а активно регулировать их в интересах России. [16]
Во второй половине XVIII в. управленческие идеи развивались в духе реформ Екатерины II. Для совершенствования системы управления страну разделили на 50 губерний, каждая из которых возглавлялась губернаторами. В это же время создавалось «Учреждение для управления губерний Российской империи», разделяя каждую губернию на 10 – 12 уездов.
В процессе правления Александра I с целью упорядочения звеньев управленческого аппарата учредили министерства. В 1861 году Александром II была осуществлена крестьянская реформа, в 1864 году земская реформа и в 1870 году городская реформа. Экономически управление проявлялось в то время в образовании артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств, которые являлись основой экономической жизни. [16]
К началу XIX в. высшая власть в стране осознавала невозможность управления государством старыми методами и понимала необходимость скорейших преобразований.
Особую роль в развитии управления в России сыграл М.М. Сперанский (1772-1839 гг.). Он был сторонником конституционного строя, однако понимал, что Россия не готова пока отойти от монархии, поэтому необходимо постепенное реформирование государственного строя путем замены системы управления и введения новых норм и законодательных актов.
В начале XX в., большие преобразования в управлении проводились под руководством таких выдающихся государственных деятелей, как С.Ю. Витте (1849-1915 гг.) и А.С. Столыпин (1862-1911 гг.). Программа реформ А.С. Столыпина была рассчитана на 20 лет и должна была затронуть все области государственного управления. Основной упор делался на децентрализацию управления Россией.
После Октябрьской революции 1917 г. в поисках некапиталистических форм управления на микро - и макроуровнях Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) осуществил ряд мер:
Меры по поиску некапиталистических форм управления
введение рабочего контроля
создание Высшего совета народного хозяйства
образование местных органов экономического управления
Рисунок 2 – Меры поиска форм управления в России
Прерванные Первой мировой и Гражданской войнами Отечественные исследования в области управления производством и научной организации труда были возобновлены в начале 20-х г.г. после окончания Первой мировой и Гражданской войн. В том числе были сформулированы «основные законы научной организации производства и труда НОТ».
В те годы существовало около 10-ти научно-исследовательских институтов НОТ и управления, тысячи бюро, секций и лабораторий НОТ — первичных ячеек массового рационализаторского движения; по проблемам управления и НОТ выходило около 20-ти журналов. [11]
В развитии советской управленческой мысли самыми плодотворными были 20-е гг., когда еще допускались определенная самостоятельность исследований и свобода творчества. В эти годы среди ученых достаточно четко обозначились две основные группы концепций управления: организационно-техническая и социальная.
В 30-50-х гг. каждая организация являлась всего лишь «винтиком» в сложном механизме планового управления народным хозяйством и отраслями.
В 80-х гг. прошлого столетия начался новый этап развития отечественной управленческой мысли, который заключался в разработке концепций системы управления экономикой в условиях перехода к рыночной экономике.
Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий.
Государственное управление в настоящее время понимается как сфера практической деятельности по решению проблем государственной организации и регулирования общественной жизни. Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы контроля рационального использования природных ресурсов и т. п. [20]
На государство возлагается задача заполнения внерыночных зон хозяйствования. Здесь в первую очередь имеются в виду: экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Именно таким путем государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций.