Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина (История возникновения правовой системы и личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 160

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Правовая система и личность: история возникновения. Основное содержание правового статуса личности

1.1. История возникновения правовой системы и личности

1.2. Основное содержание правового статуса личности

Глава 2. Правовой статус личности: принципы, механизм реализации. Проблемы в социально-экономическом положении и пути их решения

2.1. Принципы правового статуса личности

2.2. Механизм реализации правового статуса личности

2.3. Проблемы между различными группами населения России в социально-экономическом положении и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

21. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. - 633 с.

31. Старостина Юлия. Росстат: реальные доходы населения снизились на 2,3% за первый квартал 2019 года. Ведомство считало их по новой методике // Новая газета. – 2019 г. - № 43. – Ст. 8-9.

Часть 1 статьи 17 Конституции гарантирует права и свободы человека и гражданина, закреплённые как в ней, так и общепризнанных международно-правовых документах. Таким образом, в силу данного положения, а также требований статьи 15 Конституции РФ, международные акты по правам человека, в которых участвует Россия, имеют на её территории непосредственное действие, подлежат соблюдению, исполнению и применению всеми субъектами, подчинёнными российскому законодательству, в том числе (и прежде всего) государственными органами.

В числе этих актов можно указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и многие другие. 14

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 2, ст. 55

В то же время в условиях чрезвычайной ситуации права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться государством. Часть 1 ст. 56 Основного закона РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 15

Ни при каких условиях не могут быть ограничены право на жизнь, достоинство, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести и свобода вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, на жилище, на судебную защиту прав и свобод, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, права человека при уголовном преследовании. 2, ст. 46-54

Наряду с общим конституционным принципом гарантированности каждое субъективное право сопровождается собственной системой гарантий, что создает систему защиты правового статуса человека и гражданина.

5) Принцип равноправия.

В тексте Конституции России понятия «равенство» и «равноправие» встречаются неоднократно, устанавливая важные принципы отношений как между людьми, так и между народами и субъектами РФ.

Термин «равноправие» является юридически более точным, поскольку в нём заложены сразу два начала: «равенство» и «право». Поэтому он указывает не на фактическое равенство, а лишь на равенство прав, равенство перед правом. Поэтому в двух ключевых с точки зрения установления равноправия нормах - в статье 5, говорящей о равноправии субъектов РФ и в статье 19, закрепляющей равенство прав человека и гражданина вне зависимости от перечисленных в ней обстоятельств - говорится не о фактическом, а о юридическом равенстве. 15


Принцип равноправия затрагивает все сферы жизни. Он подразумевает одинаковый подход к решению вопроса о правах и свободах, обязанностях и ответственности всех людей, относящихся к той или иной категории. 18

6) Принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Этот принцип действует в конституционном праве в нескольких аспектах. Первый - это взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений. Если одна сторона правоотношения (физическое лицо или государство) обладает закреплёнными законом правами, то другая выполняет по отношению к ней определённые обязанности, и наоборот.

Второй аспект взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина состоит в следующем. Невозможно жить в обществе и быть свободным от этого общества: для нормального его развития требуется совершение определённых действий, направленных на поддержание благосостояния и защиту этого общества от неправомерных посягательств отдельных лиц. Таким образом, каждый человек несёт обязанности, выполнение которых необходимо для нормального развития общества. 15

2.2. Механизм реализации правового статуса личности

Механизм реализации правового статуса личности - это совокупность правовых и организационных методов, направленных на достижение реальной возможности и условий для наиболее полного самовыражения человека в обществе.

Вопросы защиты прав человека в объединенной Европе призван решать Совет Европы, возглавляемый генеральным секретарем. 22

Россия является государством, которое продолжает осуществлять права и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключённых СССР. Это в полной мере распространяется и на все подписанные Советским Союзом международные документы и ратифицированные им пакты о правах человека. 20

Являясь членом Совета Европы, Россия подписала «Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод». Ныне действующая Конституция России содержит необходимые нормы, признающие приоритет международных стандартов прав человека и международные механизмы их защиты. 2, ст. 17, 15

Изначально Конвенция была задумана для того, чтобы искоренить ужасы Второй мировой войны и навсегда покончить с геноцидом. Конвенция виделась как оплот политического образования Европы после катастрофы 30-х и 40-х годов. Сейчас она достигла уровня конституционного закона Европы благодаря тому, что государства - участники всегда ясно осознавали необходимость создания объединённой системы защиты прав человека. 21


22 ноября 1991 года Верховный Совет принял Декларацию прав, основные положения которой вошли в текст Конституции России. Это свидетельствует о дальнейшем расширении прав и свобод граждан, о их политической раскрепощённости. 22

Парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации возлагается на Парламентского уполномоченного по правам человека. 10, ст. 40

В составе парламента России - Федеральном собрании предусмотрена такая должность. Парламентский уполномоченный назначается Федеральным собранием на совместном заседании его палат только на один срок (5 лет), подотчётен ему и обладает депутатской неприкосновенностью. 22

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. 4, ст. 1

Уполномоченный по правам человека не вправе быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. 4, ст. 16.1

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Генеральному прокурору и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.

Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете». 4, ст. 33

Здесь же следует отметить расширение возможности граждан на обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России. Помимо Конституционного Суда РФ законом предусмотрена возможность создания конституционных (уставных) судов в субъектах федерации. 20

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий. 38

Не подлежат рассмотрению административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке. 3, ст. 218


2.3. Проблемы между различными группами населения России в социально-экономическом положении и пути их решения

Неравенство в социально-экономическом положении между жителями городов и сельской местности, а также среди жителей различных регионов в России носит традиционно исторически длительный характер. В СССР одним из успешных условий построения социализма было решение задачи по преодолению различий между уровнями жизни населения, проживающего в городе и в деревне. Эта задача не решена до настоящего времени. [20]

По данным Росстата, за первые три месяца 2019 года реальные доходы россиян снизились на 2,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. 

Средние денежные доходы населения за первый квартал текущего года составили 29920 рублей. Это на 3,2% больше по сравнению с тем же периодом 2018 года (29001 рубль) и на 20,9% меньше, если сравнивать с последним кварталом прошлого года. 

РБК (российский бизнес-телеканал) уточняет, при расчётах по новой методике доля зарплат в структуре доходов выросла с 41% до 55%, но уменьшилась доля доходов от предпринимательства с 7,6% до 6,3%, собственности (с 5,4% до 4,3%) и ненаблюдаемых доходов (с 26% до 11,5%). [31]

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства от 30 декабря 2017 года № 1702 «О порядке установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» установило по согласованию с Министерством экономического развития и Министерством финансов величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 4 квартал 2018 года на душу населения 10213 рублей, для трудоспособного населения - 11069 рублей, пенсионеров - 8464 рубля, детей - 9950 рублей. [8]

В целом по Российской Федерации нормативно установленного прожиточного минимума на 1 квартал 2019 года были неравномерными и характеризовались следующими показателями[1].

Неравномерное региональное развитие влечёт за собой не только определённые политические риски, но и подавляет экономику. Нередко основной проблемой для придания динамического развития экономики запущенного региона или отрасли требуется переток рабочей силы и выравнивание уровня жизни. Это влечёт за собой большие расходы как со стороны государства, так и со стороны населения. [20]


Внутренняя миграция в России в связи с работой составила:

1) в 2008 году - 10,7 %;

2) в 2009 году - 10,8 %;

3) в 2010 году - 9,8 %;

4) в 2011 году - 13,0 %;

5) в 2012 году - 14,4 %;

6) в 2013 году - 14,5 %;

7) в 2014 году - 13,7 %;

8) в 2015 году - 13,0 %;

9) в 2016 году - 8,7 %. [40]

Существенной причиной внутренней миграции являлось территориальное перемещение в связи с работой. Однако динамика его удельного веса в 2008-2016 годах была неустойчивой и не демонстрировала явной связи с макроэкономической ситуацией. [36, с. 29]

Внешняя миграция в России в связи с работой составила:

1) прибывшие в 2008 году - 9,4 %, в 2016 году - 18,0 %;

2) выбывшие в 2008 году - 6,3%, в 2016 году - 8,4 %;

3) миграционный прирост в 2008 году - 9,9%, в 2016 году - 18,3 %. [40]

Во внешней миграции заметно выше доля перемещения в связи с работой.

Проведённый анализ свидетельствует о необходимости совершенствования методики учёта причин миграции населения, позволяющей получить более детальные, конкретные и сопоставимые в динамике и в разрезе направлений данные об обстоятельствах, вызвавших территориальные перемещения. [36, с. 29-30]

Законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года предусматривается реализация трёх групп мероприятий, планирующих территориальное перемещение населения, а именно:

1) содействие безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) путём предоставления услуг органами службы занятости[2];

2) содействие безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) путём предоставления услуг органами службы занятости[3];

3) содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов для трудоустройства из других субъектов РФ в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. [36, с. 38]

Безработным гражданам при переезде в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости оказывается финансовая поддержка, включающая:

1) оплату стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд работника осуществляется за счёт средств работодателя;

2) суточные расходы за время следования к месту работы и обратно;

3) оплату найма жилого помещения, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение. [5, ст. 22]