Файл: Финансы в макроэкономической системе (Анализ современной финансовой политики России в системе макроэкономического регулирования).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы финансов в макроэкономической системе
1.1. Понятие финансовой системы
1.2 Финансовая политика и ее характеристики
2 Анализ современной финансовой политики России в системе макроэкономического регулирования
2.1 Элементы и звенья финансовой политики в России
2.2 Проблемы, возникающие при реализации финансовой политики России
2.3 Анализ системы государственных и муниципальных финансов РФ
2.4 Анализ системы финансов хозяйствующих субъектов в РФ
3.1 Проблемы организации и осуществления финансового контроля
Доходы бюджетов федеральных и территориальных государственных внебюджетных фондов увеличились соответственно на 837,7млрд.руб. и 171,4 млрд.руб. Также возросли доходы бюджетов субъектов РФ на 402,5млрд.руб.
Расходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 2538,5млрд.руб. При этом наиболее значительно возросли расходы федеральных государственных внебюджетных фондов. Доля этих расходов возросла на 2,5%. Расходы федерального бюджета возросли на 779,3млрд.руб. Расходы территориальных бюджетов и территориальных внебюджетных фондов увеличились соответственно на 126,4млрд.руб. и 140,9млрд.руб.
Также наблюдается рост дефицита консолидированного бюджета РФ – если в 2017 году он составлял всего 845,6млрд.руб., то в 2018 году – уже 2813,7млрд.руб.
Таким образом, можно сделать вывод о перераспределении доходов и расходов между уровнями и звеньями бюджетной системы РФ в пользу внебюджетных фондов и территориальных бюджетов, что будет способствовать повышению экономической активности на местах.
Однако отрицательным является рост дефицита бюджета, что негативно сказывается на стабильности финансовой системы РФ.
Далее проанализируем исполнение федерального бюджета на основании данных Федерального казначейства РФ. Данные для анализа представлены в таблице 3.
Согласно данным таблицы, в 2017 году федеральный бюджет РФ был исполнении с профицитом 666,6млрд.руб. В 2018 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 2048,1млр.руб. Причинами этого явилось сокращение доходов федерального бюджета на 1035млрд.руб. при одновременном росте расходов на 1679,2млрд.руб.
Таблица 3 Доходы и расходы Федерального бюджета РФ в 2017-2018гг
2017г |
2018г |
Отклонение |
||||
Млрд.руб. |
% |
Млрд.руб. |
% |
Млрд.руб. |
% |
|
1.Доходы бюджета - всего |
14488,20 |
100 |
13452,7 |
100 |
-1035,50 |
- |
В т.ч. 1.1.Налоговые и неналоговые доходы |
14377,40 |
99,2 |
13218 |
98,3 |
-1159,40 |
-1,0 |
Из них: -налоговые доходы |
7912,80 |
54,6 |
8583,50 |
63,8 |
670,70 |
9,2 |
-неналоговые доходы |
6464,60 |
44,6 |
4634,50 |
34,5 |
-1830,10 |
-10,2 |
1.2.Безвозмездные поступления |
110,8 |
0,8 |
234,7 |
1,7 |
123,90 |
1,0 |
2.Расходы |
13821,60 |
0,00 |
15500,80 |
0,00 |
1679,20 |
- |
3. Дефицит (-), профицит (+) |
666,60 |
100,00 |
-2048,10 |
100,00 |
-2714,70 |
- |
По структуре доходов федерального бюджета можно сделать вывод, что наибольшую долю в доходах бюджета составляют налоговые доходы. В анализируемом периоде доля их увеличилась и составила 63,8%. Соответственно сократилась доля неналоговых доходов бюджета с 44,6% до 34,5%.
Далее проанализируем структуру доходов федерального бюджета РФ в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов на основании данных Минфина РФ.
Данные для анализа представлены в таблице 4.
Таблица 4 Структура доходов федерального бюджета РФ в 2017-2018гг.
2017 года |
2018 года |
Отклонение |
|
Доходы, млрд.руб. |
14488,20 |
13452,7 |
-1035,50 |
Нефтегазовые доходы, млрд.руб. |
7533,9 |
6040,3 |
-1493,60 |
в % к доходам |
52 |
44,9 |
-7,10 |
Ненефтегазовые доходы, млрд.руб. |
6954,3 |
7412,4 |
458,10 |
в % к доходам |
48 |
55,1 |
7,10 |
Согласно данным таблицы, в структуре доходы федерального бюджета большую долю составляют ненефтегазовые доходы – 55,1% в 2018 году. Увеличение доли ненефтегазовых доходов является положительным фактором, однако снижение нефтегазовых доходов ставит в сложное положение российскую экономику.
Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках, вследствие чего ограничены бюджетные возможности для увеличения расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны.
Далее проанализируем расходы федерального бюджета РФ по данным таблицы 5.
Как показывают данные таблицы, в 2018 году по сравнению с 2017 годом расходы федерального бюджета РФ увеличились на 1679,2млрд.руб. при этом значительно возросли расходы на национальную оборону – на 1102,1млрд.руб., доля этой статьи расходов увеличилась на 5,5%. Также значительно возросли на расходы на социальную политику – на 912,2млрд.руб., доля этой статьи увеличилась на 3,3%. Расходы на ЖКХ увеличились на 22,4млрд.руб.
Напротив, значительно сократились расходы на национальную экономику – на 901,9млрд.руб., доля расходов на эту статью сократилась на 8,2%.
Расходы на общегосударственные вопросы увеличились на 266,7млрд.руб., соответственно доля этой статьи возросла на 1,1%.
Таблица 5 Расходы федерального бюджета РФ в 2017-2018гг. [22]
Показатели |
2017г |
2018г |
Отклонение |
|||
Млрд.руб. |
% |
Млрд.руб. |
% |
Млрд.руб. |
% |
|
Расходы бюджета- всего |
13821,6 |
100 |
15500,8 |
100 |
1679,2 |
- |
В т.ч. Общегосударственные вопросы |
834,7 |
6,0 |
1101,4 |
7,1 |
266,7 |
1,1 |
Национальная оборона |
2079,1 |
15,0 |
3181,2 |
20,5 |
1102,1 |
5,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2046,1 |
14,8 |
1966 |
12,7 |
-80,1 |
-2,1 |
Национальная экономика |
3062,9 |
22,2 |
2161 |
13,9 |
-901,9 |
-8,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
119,6 |
0,9 |
142 |
0,9 |
22,4 |
0,1 |
Охрана окружающей среды |
46,4 |
0,3 |
49,7 |
0,3 |
3,3 |
0,0 |
Образование |
638,3 |
4,6 |
610,6 |
3,9 |
-27,7 |
-0,7 |
Культура, кинематография |
97,8 |
0,7 |
89,2 |
0,6 |
-8,6 |
-0,1 |
Здравоохранение |
535,6 |
3,9 |
516,2 |
3,3 |
-19,4 |
-0,5 |
Социальная политика |
3352,4 |
24,3 |
4264,6 |
27,5 |
912,2 |
3,3 |
Физическая культура и спорт |
71,1 |
0,5 |
72,9 |
0,5 |
1,8 |
0,0 |
Средства массовой информации |
74,8 |
0,5 |
82,1 |
0,5 |
7,3 |
0,0 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
415,9 |
3,0 |
581,9 |
3,8 |
166 |
0,7 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
446,9 |
3,2 |
682 |
4,4 |
235,1 |
1,2 |
Сократились расходы на такие сферы, как образование – на 27,7млрд.руб., культура – на 8,6млрд.руб., здравоохранение – на 19,4млрд.руб.
Таким образом, по структуре расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что средства распределяются недостаточно эффективно. Так, отрицательным является значительное сокращение расходов на национальную экономику, что конечно отрицательно сказывается на финансовой системе РФ,
Далее проанализируем исполнение бюджетов субъектов РФ по данным Министерства финансов РФ. Данные представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ в 2017-2018гг.
Показатель |
2017г. |
2018г. |
Отклонение |
1.Доходы, всего, млрд.руб. |
8 905,7 |
9 308,2 |
402,5 |
В т.ч. 1.1.Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ, млрд.руб. |
1 670,8 |
1 616,7 |
-54,1 |
Доля от общих доходов бюджета, % |
18,8 |
17,4 |
-1,4 |
1.2.Собственные доходы, млрд.руб. |
7 234,9 |
7 691,4 |
456,5 |
Доля от доходов бюджетов, % |
81,2 |
82,6 |
1,4 |
2.Расходы, всего |
9 353,3 |
9 479,7 |
126,5 |
3.Дефицит (-), профицит (+) |
-447,6 |
-171,6 |
276,0 |
Согласно данным таблицы, доходы бюджетов субъектов РФ в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличились на 402,5млрд.руб. Расходы увеличились на 126,5млрд.руб. за счёт опережающего увеличения доходов над расходами, дефицит бюджетов субъектов РФ сократился на 276млрд.руб., что является очень благоприятным показателем.
По структуре доходов бюджетов субъектов РФ можно сделать вывод, что основную долю доходов составляют собственные доходы, причём доля их в рассматриваемом периоде несколько увеличилась: если в 2017 году она составляла 81,2%, то в 2018 году – 82,6%. Это также можно оценить положительно, поскольку такая динамика свидетельствует о росте самостоятельности бюджетов субъектов РФ.
Далее проанализируем состояние муниципальных финансов на основе анализа бюджетов по данным Минфина РФ. Данные представлены в таблице 7.
Согласно данным таблицы, доходы бюджетов муниципальных образований в 2018 году по сравнению с 2017 годом сократились на 11,6млрд.руб. Расходы сократились на 2,9млрд.руб. За счёт опережающего сокращения доходов по сравнению с расходами, дефицит бюджетов муниципальных образований увеличился на 8,7млрд.руб. и составил 63,3млрд.руб.
Таблица 7 - Доходы и расходы бюджетов муниципальных образований РФ в 2017-2018гг.
2017г |
2018г |
Отклонение |
|
Доходы- всего, млрд.руб. |
3508,7 |
3497,1 |
-11,6 |
В т.ч.-собственные доходы, млрд.руб. |
2305,2 |
2258,4 |
-46,8 |
Доля в доходах бюджетов, % |
65,7 |
64,6 |
-1,1 |
-субвенции, млрд.руб. |
1203,5 |
1238,7 |
35,2 |
Доля в доходах бюджетов, % |
34,3 |
35,4 |
1,1 |
Расходы - всего, млрд.руб. |
3563,3 |
3560,4 |
-2,9 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-54,6 |
-63,3 |
-8,7 |
В структуре доходов бюджетов муниципальных образований в РФ наибольшую долю составляют собственные доходы – 64,6% в 2018 году, однако доля эта несколько сокращается. Доля субвенций, напротив, увеличилась на 1,1% и составила в 2018 году 35,4%. Таким образом, можно сделать вывод о низкой самостоятельности бюджетов муниципальных образований.
В целом, по динамике доходов и расходов бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований можно сделать вывод об опережающем увеличении расходов над доходами, что приводит к росту дефицита бюджетов. Это конечно отрицательно сказывается на стабильности финансовой системы РФ и требует определённых мер по стабилизации ситуации.
2.4 Анализ системы финансов хозяйствующих субъектов в РФ
Система финансов хозяйствующих субъектов включает в себя в общем виде финансы финансово-кредитных организаций, финансы страхования и собственно финансы хозяйствующих субъектов сферы производства. Проанализируем основные показатели данных сфер финансов.
Далее проанализируем состояние кредитной сферы финансовой системы РФ. Данные представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Структура и отдельные показатели деятельности кредитных организаций
2016 |
2017 |
2018 |
Отклонение |
Темп роста, % |
|
Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций |
923 |
834 |
733 |
-190 |
79,4 |
Число филиалов действующих кредитных организаций на территории РФ |
2005 |
1708 |
1398 |
-607 |
69,7 |
Объем прибыли (+) / убытков (-), полученных действующими кредитными организациями, млн. руб. |
993585 |
589141 |
191965 |
-801620 |
19,3 |
Объем прибыли по прибыльным кредитным организациям, млн. руб. |
1012252 |
853240 |
735803 |
-276449 |
72,7 |
Удельный вес кредитных организаций, имевших прибыль, в общем количестве действующих кредитных организаций, % |
90,5 |
84,9 |
75,4 |
-15,1 |
- |
Объем убытков (-) по убыточным кредитным организациям, млн. руб. |
18668 |
264098 |
543838 |
525170 |
2913,2 |
Удельный вес кредитных организаций, имевших убыток, в общем количестве действующих кредитных организаций, % |
9,5 |
15,1 |
24,6 |
15,1 |
- |
Как показывают данные таблицы¸ число кредитных организаций в РФ сократилось за трёхлетний период на 190, или на 19,6%. Ещё сильнее сократилось количество филиалов кредитных организаций в РФ – на 607 филиалов, что составило 29,3%.
Объём прибыли кредитных организаций в рассматриваемом периоде сократился на 80,7%. Объём прибыли прибыльных кредитных организаций уменьшился на 27,3%.
Также значительно сократился удельный вес прибыльных кредитных организаций – на 15,1%. Объём убытков, напротив, увеличился в 29раз, а доля убыточных кредитных организаций увеличилась до 24,6%.
Таким образом, динамика показателей состояния кредитных организаций в РФ свидетельствует о нестабильности финансовой системы РФ.
Далее проанализируем основные характеристики страхового рынка. Начнём с оценки динамики основных показателей страхового рынка по данным таблицы 9.
Таблица 9 -Основные показатели системы страхования РФ в 2016-2018гг.
Показатели |
2016г |
2017г |
2018г |
Отклонение |
Темп роста, % |
Количество страховщиков, единиц |
436 |
409 |
395 |
-41 |
90,6 |
Число филиалов страховщиков, единиц |
5081 |
5180 |
4803 |
-278 |
94,5 |
Среднесписочная численность работников страховых организаций, человек |
129460 |
131330 |
125422 |
-4038 |
96,9 |
Средняя численность страховых агентов, человек |
272362 |
180996 |
168705 |
-103657 |
61,9 |
Количество заключённых договоров страхования, млн. |
140,7 |
139,1 |
157,9 |
17,2 |
112,2 |
Страховые премии - всего, млн.руб. |
811105,2 |
901077,9 |
983400,6 |
172295,4 |
121,2 |
Выплаты по договорам страхования- всего, млн.руб. |
376601,8 |
419850,7 |
473469,1 |
96867,3 |
125,7 |
Коэффициент выплат, % |
46,4 |
46,6 |
48,1 |
1,7 |
- |
Согласно данным таблицы, количество страховщиков в анализируемом периоде неуклонно сокращается. Так, в 2018 году по сравнению с 2016 годом количество страховщиков сократилось на 41, или на 9,3%.
Причинами этого является как прекращение деятельности отдельных страховых организаций из-за недостаточности средств для увеличения капитала, а также структурные изменения, в частности, слияния и поглощения страховых организаций более крупными компаниями.