Файл: Финансы в макроэкономической системе (Анализ современной финансовой политики России в системе макроэкономического регулирования).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы финансов в макроэкономической системе
1.1. Понятие финансовой системы
1.2 Финансовая политика и ее характеристики
2 Анализ современной финансовой политики России в системе макроэкономического регулирования
2.1 Элементы и звенья финансовой политики в России
2.2 Проблемы, возникающие при реализации финансовой политики России
2.3 Анализ системы государственных и муниципальных финансов РФ
2.4 Анализ системы финансов хозяйствующих субъектов в РФ
3.1 Проблемы организации и осуществления финансового контроля
2.2 Проблемы, возникающие при реализации финансовой политики России
Финансовая система нашей страны в современных условиях достаточно динамично развивается. Однако уровень ее развития не полностью соответствует постоянно растущим различным потребностям экономики. Она отстает от европейских различных параметров. Финансовая система нашей страны еще не является высокоэффективным механизмом реализации различных инвестиционных программ государства, различных субъектов предпринимательства, а также домашних хозяйств. Сложность и комплексность процессов формирования финансовой системы России требуют разработки специализированных научно-методических различных подходов, то есть, методического обеспечения управления развитием и формированием финансовой системы нашей страны. Данная проблема требует учета различных глобализационных процессов, которые присущи мировой современной финансовой системе. Очевидным является то, что трансформация и изменения финансовой системы нашей страны должны всегда учитывать также прогрессивные основные достижения развитых государств.
Важнейшей сложностью процесса формирования финансовой системы России можно назвать низкую долю определенного небанковского сегмента во всей структуре финансового рынка. Преграда сегодня состоит в поиске различных путей обеспечения достаточно высокого уровня финансовой устойчивости и капитализации небанковских различных финансовых институтов, а также реформировании современной системы надзора за активным функционированием основных субъектов финансового рынка. Высокоэффективное использование возможностей определенного банковско-страхового взаимодействия в итоге будет способствовать непосредственному обеспечению стабильности всей экономики. Можно сказать, что достаточно скромные размеры современного страхового рынка, а также неразвитость пенсионных фондов – это существенные препятствия для активного развития российской финансовой системы.
Еще одной важной проблемой можно назвать проблему развития основного звена современной финансовой системы, то есть, банковского сектора. Хотелось бы отметить, что ускоренные темпы активного развития всего банковского сектора, стремительный рост кредитования на протяжении 2000-2007 гг. демонстрировали постепенный переход экономики нашей страны к намного более зрелому определенному финансовому состоянию. Одновременно данные процессы сопровождались постепенным нарастанием дисбалансов. Это в итоге привело к определенной концентрации валютного и кредитного, процентного рисков в отсутствии высокоразвитых инструментов непосредственного их страхования. В итоге реализация данных рисков в период кризиса практически парализовала активную деятельность банковской системы России. В современных условиях стагнации современного кредитования, сложностей расширения существующей ресурсной базы коммерческие банки в итоге работали с различными убытками по причине: роста уровня конкуренции за различных надежных заемщиков, а это вынуждало учреждения понижать существующие процентные ставки непосредственно по кредитам; понижения доходной базы именно в условиях увеличения стоимости, общего объема различных привлеченных ресурсов; существенно объема потенциально проблемной и проблемной задолженности во всем кредитном портфеле российской банковской системы; существенных затрат на непосредственное формирование резервов по каким-либо активным операциям.
Хотелось бы отметить, что фундаментальным фактором функционирования российской банковской системы можно назвать состояние всего реального сектора экономики России. Разрывы в общих темпах роста основных макроэкономических показателей, ключевых индикаторов современной банковской деятельности в итоге становятся основными потенциальными источниками каких-либо системных рисков. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на российскую финансовую систему, инициирует постепенное нарастание каких-либо негативных ожиданий во всем обществе.
Обобщая все сложности формирования и активного развития финансовой системы России можно выделить такие проблемные моменты, как:
- фрагментарное и несовершенное, непоследовательное определенное правовое поле активного функционирования всех участников российской финансовой системы;
- полное отсутствие своего собственного опыта непосредственной организации каких-либо финансовых институтов;
- достаточно ограниченный выбор основных финансовых инструментов;
- отставание в активном развитии сфер и сегментов российской финансовой системы.
Очень важным фактором экономического развития можно назвать процесс глобализации. Международный опыт указывает на то, что для достаточно успешной интеграции современных национальных экономик во все мировое пространство требуется достаточно прочная определенная институциональная база, которая дает возможность управлять всей экономической деятельностью. Именно от успешности постепенной интеграции российской финансовой системы в современную мировую финансовую систему зависит разрешение вопросов, а также задач национального экономического роста.
Таким образом, для приспособления к совершенно новым условиям, сегодня требуется продолжительное время, кропотливая и трудоемкая работа, которая должна в итоге стать основным предметом глубокого и целостного анализа непосредственно на уровне государства.
В условиях кризиса российская экономика стоит на грани дефолта и финансовая система нуждается в реформах. Но прежде, чем делать изменения, требуется определить основные проблемы. В основе российской рыночной экономики лежит опыт развитых стран, который не учитывал исторических и ментальных особенностей России. Это привело к невысокой эффективности национальной финансовой системы. В целом, современная экономическая система России, находящаяся под гнетом санкций со стороны западных держав, не проявляет признаки того, чтобы гарантировать экономический подъем собственными финансовыми ресурсами.
В наши дни, обществу ежедневно приходится сталкиваться с большим разнообразием финансовых отношений, среди которых и разнообразные и ежедневные финансовые операции. Очевидно, что для роста экономики государства, для удачного функционирования всей рыночной экономики, нужно наличие стойкой финансовой системы, которые будет представлять собой совокупность взаимосвязанных частей финансовых отношений. Таким образом, надежная и крепкая финансовая система – одна из важнейших задач государства. Она является основой для всей национальной экономики и играет важнейшую роль в ней.
Современный финансовый рынок РФ сегодня ведет себя как целостный финансовый актив с прочими рынками. В ближайшем будущем прогнозируется дальнейшее сохранение зависимости динамики финансового рынка РФ от движения цен на зарубежных рынках, поведения всех глобальных инвесторов. Определенный среднесрочный прогноз развития всей финансовой систем РФ основывается на экстраполяции тенденций, которые сформировались в 2000-е годы. Данный прогноз не предполагает каких-либо глубоких посткризисных изменений в политике, а также модели функционирования финансовой системы РФ. Вообще в среднесрочной перспективе будет в дальнейшем продолжена глобализация финансов, а также сформируется так называемая мультиполярная финансовая архитектура при сохранении некоторой доминирующей роли англо-саксонской модели. Может увеличиться финансовая глубина, а также секьюритизация мировой экономики, будет активно развита международная система финансового регулирования. Все это означает для РФ возможность длительной, а также пронизанной существенными рисками трансформации своего статуса именно как сырьевой экономики, которая теряет свою технологическую базу, и ядерной сверхдержавы, которая поддерживает особенно затратную военную инфраструктуру, в совершенно новую индустриальную экономику. Данная экономика обеспечит достаточно устойчивый экономический рост и национальную безопасность, в том числе и за счет ядерной компоненты, и высокое качество жизни.
В дальнейшем продолжится переход РФ в категорию намного более зрелых финансовых систем. Будет происходить постепенное преодоление среднего уровня развития формирующихся рынков. Самым ближайшим аналогом РФ по оценке конкурентоспособности и в дальнейшем останется Бразилия. Ключевые параметры финансовой системы РФ и в дальнейшем останутся в пределах, которые характерны для срединной позиции кластера развивающихся рынков. Можно сказать, что прогнозируется определенный рост финансовой глубины, а также монетизации экономики. В дальнейшем продолжится диверсификация финансовой структуры, а повышенная инфляция так и останется встроенным компонентом экономики.
Прогнозируется расширение разрыва в динамике реального, а также номинального эффективных валютных курсов, продолжится политика вывода так называемой «избыточной» ликвидности в эксцессивные международные резервы. В дальнейшем сохранится сверхконцентрация финансовых ресурсов, институтов, операционной деятельности в Москве именно как финансовом центре РФ.
Двигателем финансовой системы РФ является финансовый рынок. Хотелось бы отметить, что эволюция современного финансового рынка в России, в целом, имеет достаточно многообещающие направления.
Таким образом, основной целью активного развития различных финансовых рынков, современной банковской системы в долгосрочной и среднесрочной перспективе можно назвать формирование высокоэффективной и конкурентоспособной на всем мировом уровне финансовой системы, которая может обеспечить достаточно высокий уровень инвестиционной активности во всей экономике, активную финансовую поддержку определенной инновационной деятельности.
2.3 Анализ системы государственных и муниципальных финансов РФ
Современная структура финансовой системы Российской Федерации представлена в таблице 1.
Таблица 1 Структура финансовой системы РФ
Сфера финансовой системы |
Звенья финансовой системы |
Финансы государственные и местные |
Федеральный бюджет РФ Бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты Государственные специальные внебюджетные фонды; Государственный кредит. |
Финансы хозяйствующих субъектов |
Финансы коммерческих предприятий (организаций); Финансы государственных и муниципальных предприятий; Финансы некоммерческих предприятий и организаций; Финансы общественных организаций и объединений |
Кредитно-банковская система |
Центральный Банк РФ (Банк России); Сбербанк России ВТБ; Коммерческие банки (акционерные и кооперативные) |
Система государственных финансовых учреждений |
Министерство финансов РФ; Федеральное казначейство; Финансовые органы субъектов РФ; Министерство РФ по налогам и сборам |
Система страхования |
Социальное страхование Личное страхование Имущественное страхование Страхование ответственности Страхование рисков |
В целом, укрупнено можно выделить в составе финансовой системы РФ две основные сферы- сферу государственных и муниципальных финансов и сферу финансов хозяйствующих субъектов. Сфера государственных и муниципальных финансов характеризуется в первую очередь бюджетной системой.
Общее представление о состоянии сферы государственных финансов можно получить по данным о доходах и расходах консолидированного бюджета РФ, которые включают в себя доходы и расходы бюджетов государства и внебюджетных фондов.
Проанализируем их динамику по данным Государственной статистики РФ.
Таблица 2 Доходы и расходы консолидированного бюджета РФ [22]
2017г |
2018г |
Отклонение |
||||
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% |
|
ДОХОДЫ – всего, в т.ч. |
32799,5 |
100 |
33369,9 |
100 |
570,4 |
|
Федеральный бюджет |
14496,9 |
44,2 |
13655,7 |
40,9 |
-841,2 |
-3,3 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов |
7979,4 |
24,3 |
8817,1 |
26,4 |
837,7 |
2,1 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
8905,7 |
27,2 |
9308,2 |
27,9 |
402,5 |
0,7 |
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
1417,5 |
4,3 |
1588,9 |
4,8 |
171,4 |
0,4 |
РАСХОДЫ – всего, в т.ч. |
33645,1 |
100 |
36183,6 |
100 |
2538,5 |
0,0 |
Федеральный бюджет |
14831,6 |
44,1 |
15610,9 |
43,1 |
779,3 |
-0,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов |
8005 |
23,8 |
9496,9 |
26,2 |
1491,9 |
2,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
9353,3 |
27,8 |
9479,7 |
26,2 |
126,4 |
-1,6 |
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
1455,2 |
4,3 |
1596,1 |
4,4 |
140,9 |
0,1 |
Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов |
1455,2 |
4,3 |
1596,1 |
4,4 |
140,9 |
0,1 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-845,6 |
- |
-2813,7 |
- |
-3659,3 |
- |
Как показывают данные таблицы, доходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 570,4млрд.руб. При этом доходы федерального бюджета уменьшились на 841,2млрд.руб.