Файл: Финансы в макроэкономической системе (Анализ современной финансовой политики России в системе макроэкономического регулирования).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы финансов в макроэкономической системе
1.1. Понятие финансовой системы
1.2 Финансовая политика и ее характеристики
2 Анализ современной финансовой политики России в системе макроэкономического регулирования
2.1 Элементы и звенья финансовой политики в России
2.2 Проблемы, возникающие при реализации финансовой политики России
2.3 Анализ системы государственных и муниципальных финансов РФ
2.4 Анализ системы финансов хозяйствующих субъектов в РФ
3.1 Проблемы организации и осуществления финансового контроля
Также сократилось число филиалов страховщиков на 278, что составило 5,5%.
В связи с сокращением количества филиалов страховых компаний соответственно сократилась и численность работников страховщиков. В 2018 году по сравнению с 2016 годом численность работников сократилась на 4038человек, что составило 3,1%.
В 2018 году наблюдалось резкое сокращение численности страховых агентов - физических лиц на 103657человек, или на 38,1%.
Однако на фоне сокращения количества и размеров страховых компаний наблюдается увеличение количества заключённых ими договоров. В 2018 году было заключено на 17,2млн.договоров больше, чем в 2016 году, что составило 12,2%.
Также наблюдается стабильный рост страховых премий – в 2018 году их объём увеличился на 21,2%. При этом также увеличились выплаты по договорам страхования – на 25,7%.
Таким образом, за счёт опережающих темпов роста размера страховых выплат по сравнению с ростом размера страховых премий наблюдается увеличение коэффициента выплат на 1,7%. В 2018 данный коэффициент составил 48,1%.
Далее проанализируем финансовые результаты деятельности страховщиков по данным таблицы 10.
Согласно данным таблицы, в анализируемом периоде наблюдается снижение прибыли страховых организаций. При этом динамика неравномерна.
В 2017 году наблюдалось значительное сокращение прибыли, то в 2018 году общая сумма прибыли увеличилась до 79,8млрд.руб. В целом за анализируемый период прибыль страховых организаций сократилась на 1,1%.
Таблица 10 - Финансовые результаты деятельности страховщиков в 2016-2018гг.
Показатели |
2016г |
2017г |
2018г |
Отклонение |
Темп роста, % |
Прибыль прибыльных организаций, млрд.руб. |
80,7 |
61,4 |
79,8 |
-0,9 |
98,9 |
Доля прибыльных организаций в общем количестве страховщиков, % |
89 |
92,9 |
85,6 |
-3,4 |
- |
Убыток убыточных организаций, млрд.руб. |
12 |
16,2 |
17,1 |
5,1 |
142,5 |
Доля убыточных организаций в общем количестве страховщиков, % |
11 |
7,1 |
14,4 |
3,4 |
- |
Дебиторская задолженность, млрд.руб. |
215,5 |
255,6 |
366,9 |
151,4 |
170,3 |
Кредиторская задолженность, млрд.руб. |
107,7 |
137,4 |
164,4 |
56,7 |
152,6 |
Соответственно доля прибыльных организаций страхования в 2018 году сократилась на 3,4% и составила 85,6%.
Отрицательным моментом деятельности страховых организаций является постоянное увеличение убытка. Так, в 2017 году убыток страховых организаций увеличился до 16,2 млрд.руб. В 2018 году убыток увеличился на 0,9млрд.руб. В целом увеличение убытка составило 42,5%.
Доля убыточных организаций в 2018 году по сравнению с 2016 годом увеличилась 3,4% и составила 14,4%.
Отрицательным моментом финансовой деятельности страховых организаций в анализируемом периоде можно отметить значительный рост дебиторской и кредиторской задолженности. Так, в 2018 году объём дебиторской задолженности страховых организаций увеличился на 151,4млрд.руб. по сравнению с 2016 годом, что составило 70,3%.
Общий объём кредиторской задолженности в 2018 году увеличился на 56,7млрд.руб., или на 52,6%.
Таким образом, можно сделать вывод о снижении эффективности деятельности страховых организаций, об ухудшении их финансового состояния, что соответственно также негативно отражается на стабильности финансовой системы РФ.
Далее проанализируем финансовое состояния предприятий РФ по данным таблицы 11.
Таблица 11 Финансовое состояние хозяйствующих субъектов сферы производства в РФ
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Отклонение |
Сальдо прибылей и убытков, млрд.руб. |
7824 |
6854 |
4347 |
-3477 |
Удельный вес прибыльных организаций, % |
70,9 |
69,0 |
67,0 |
-3,9 |
Удельный вес убыточных организаций, % |
29,1 |
31,0 |
33,0 |
3,9 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,28 |
1,25 |
1,21 |
-0,07 |
Коэффициент финансовой автономии, % |
48,2 |
45,3 |
40,1 |
-8,1 |
Как показывают данные таблицы, хозяйствующие субъекты в РФ находятся в сложном финансовом положении. Несмотря на то, что сальдированный финансовый результат представляет собой прибыль, этот результат неуклонно сокращается: в анализируемом периоде он уменьшился на 3477млрд.руб. Доля прибыльных организаций сократилась на 3,9% и составила в 2018 году 67%. Доля убыточных организаций соответственно увеличилась до 33%.
Также сократились показатели платёжеспособности и финансовой устойчивости. Так, коэффициент текущей ликвидности уменьшился на 0,07 и составил 1,21. При нормативе данного коэффициента не меньше 2, такая динамика свидетельствует о трудностях с платёжеспособностью предприятий РФ. Коэффициент финансовой автономии также сократился в анализируемом периоде на 8,1% и составила всего 40,1%. Это свидетельствует о снижении финансовой устойчивости предприятий и увеличении их зависимости от внешних кредиторов.
Таким образом, можно сделать вывод о снижении эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, что также негативно отражается на состоянии финансовой системы страны.
Итак, анализ состояния финансов хозяйствующих субъектов показал, что практически во всех сферах экономики наблюдается спад и имеются трудности функционирования предприятий и организаций.
На сегодняшний день на современном этапе развития экономики РФ в состав ее финансовой системы входят следующие элементы: кредит (он может быть как государственный, так и муниципальный или же банковский); бюджетная система, которая состоит из государственных, а также местных муниципальных образований; внебюджетные целевые муниципальные и государственные фонды; финансы страхования; финансы учреждений, предприятий, а также организаций. Важно подчеркнуть, что в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. формирование устойчивой и полноценной финансовой системы является одной из приоритетных задач для поддержания высоких темпов роста национальной экономики.
С целью стабилизации финансовой системы в РФ необходимо реализовывать эффективную финансовую политику.
3 Анализ проблемы и перспектив финансового контроля как одной из основных формы функционирования финансовой в макроэкономической системе в Российской Федерации
3.1 Проблемы организации и осуществления финансового контроля
Основной проблемой осуществления финансового контроля является наличие большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих эту деятельность, которые определенным образом дублируют функции государственных органов, перекладывают ответственность и содержат ряд коллизий, в которых по-разному трактуются тождественные понятия, предлагаются разные классификации форм контроля, контрольных органов, что приводит к определенной путанице между органами, на которых возложенная обязанность осуществления финансового контроля и роста негативной тенденции относительно финансовых правонарушений и экономических преступлений. Ко второй группе следует отнести проблемы правового характера. Действующее в Российской Федерации бюджетное и финансовое законодательство имеют немало пробелов и слабых мест, что приводит к распространению махинаций и мошенничества в сфере бюджетных денег и государственного имущества [13, С.28]
Одной из причин таких юридических коллизий есть недостаточное участие контролирующих органов в процессе разработки новых и совершенствования существующих нормативно-правовых актов относительно государственного финансового контроля, формирования, распределения и использования бюджетных средств, осуществления мероприятий с предотвращения финансовых нарушений.
Третья группа состоит из проблем методологического характера. Одна из них - отсутствие базовой методологии проведения государственного финансового контроля (специфических процессуальных норм) и слабость ее теоретических и методологических основ, что влечет массовые нарушения в России.
Рядом с тем, отсутствие специфических процедурных стандартов осуществления государственного финансового контроля приводит к бессистемности и хаотичности в подходах контролирующих органов к трактовке аналогичных правонарушений и определению ответственности за них.
Кроме того, к данной группе проблем следует отнести необеспеченность комплексности контроля, т.е. соответствия предыдущего, текущего, следующего.
За результатами диагностики функционирования современной системы государственного финансового контроля в России выявлено, что на сегодня государственный финансовый контроль преимущественно осуществляется контролирующими органами в виде проверок и ревизий и профилактической функции он практически не выполняет. Ведь органы системы государственного финансового контроля в основном констатируют факты правонарушения и применяют мероприятия по их устранению. Таким образом, предыдущий и текущий контроль просто нивелируются.
Четвертой группой причин слабости действующей системы государственного финансового контроля являются проблемы кадрового потенциала.
Через низкий уровень заработной платы, условия труда и наличие значительного количества командировок наблюдается неукомплектованность контролирующих органов кадрами. Также существуют проблемы в организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров, что является следствием нехватки необходимых учебников, несовершенства методической литературы, необеспеченность приобретения будущими работниками надлежащего практического опыта во время подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Следовательно, с учетом всех рассмотренных недостатков системы осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации, требуется совершенствование ГФК по представленным направлениям (Рис. 1.). Данный комплекс направлений совершенствования правового регулирования ГФК следует отразить в законе федерального значения «О государственном финансовом контроле в РФ», принятие которого положило бы основу формирования единой системы нормативно-правового регулирования ГФК.
Рисунок 1. Проблемы и направления совершенствования правового регулирования государственного финансового контроля в Российской Федерации [29, С. 65]
Однако, с учетом продолжающейся практики нецелевого, неэффективного и нерационального использования средств бюджетной системы РФ очевидна необходимость не только совершенствования организационно-правового регулирования государственного финансового контроля, но и активизации контрольно- надзорных функций государства за исполнением финансового законодательства РФ. Где особая роль в обеспечении законности в сфере публичных финансов отводится органам прокуратуры. Поскольку, органы прокуратуры от имени Российской Федерации в силу постоянного и систематического осуществления надзора за соблюдением положений Конституции РФ и исполнением требований законов, действующих на территории государства, включая, в том числе нормативно-правовые акты в области осуществления государственного финансового контроля, осуществляют:
- надзор за соблюдением финансового законодательства в системе ГФК;
- обеспечение правопорядка;
- укрепление законности;
- защиту прав и свобод всех участников финансовой деятельности государства в рамках финансово-бюджетных правоотношений;
- корректировку контрольной деятельности органов ГФК в рамках полномочий установленных законом по проверке законности деятельности соответствующих органов власти и их должностных лиц;
- исключение избыточного административного давления со стороны контрольных органов;
- координацию планов реализации деятельности по организации и проведению совместных с органами ГФК надзорных и контрольных мероприятий.
При этом финансово-правовые средства органов прокуратуры направлены на выявление, устранение и предупреждение нарушений законодательства в области осуществления ГФК, что указывает на особую роль Прокуратуры РФ в контрольно-надзорных правоотношениях, возникающих в сфере финансовой деятельности государства. О чем свидетельствуют численные показатели результативности надзорной
деятельности органов прокуратуры в системе ГФК в разы превышающие аналогичные показатели деятельности органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля, на которые в соответствии с законодательством РФ непосредственно возложены контрольные функции в системе осуществления ГФК (Рис.2.).