Файл: Современные политические режимы ( Основные подходы к определению понятия политического режима ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще одним критерием выделения антидемократических режимов, нередко встречающимся в юридической литературе, может служить роль идеологии в жизни общества. Идеология — это система оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. В государствах с тоталитарным политическим режимом официальной признается только одна идеология — государственная, она же является идеологией правящей партии. Все иные идеи и выражения воспринимаются как противоречащие государственной политике, а равно — антинародными и подлежащими немедленному упразднению. [22, с. 29]

Тоталитаризм представляет собой тип общества, политического режима, политической системы, в котором политическая власть осуществляет полный контроль не только над обществом в целом, но и над каждой личностью, в частности, посредством систематического применения насилия, угроз насилия, навязывания целей официальной и единственной в государстве идеологии.

Тоталитарный тип политической системы и политического режима возник в XX веке. Понятие тоталитаризма в политическую сферу ввел Бенито Муссолини, характеризуя свое движение.

Сущность такого типа политического режима как тоталитарный можно определить как систему абсолютного и полного контроля государства за всеми сферами жизни общества в целом, а также за каждым индивидом в отдельности.

К признакам тоталитарного политического режима можно отнести следующие:

1. Единая и единственная политическая партия в государстве. Данная характеристика является одной из самых важных составляющих тоталитаризма. Именно единственная политическая партия, которая сосредотачивает в своих руках всю власть, все механизмы контроля не только над политикой, но и над экономикой, культурой, наукой и так далее является основой для всего существования тоталитаризма как одного из видов политического режима.

2. Наличие в государстве единственной разрешенной идеологии. Данный признак тоталитарного политического режима также имеет важное значение, так как людьми, верящими одну идею, соблюдающими все, что она предусматривает, а также стремящимися к воплощению данной идеи в жизнь гораздо легче управлять, чем теми, кто имеет совершенно противоположные взгляды, непохожие мысли.

3. Монополия государства на средства массовой информации, экономику, культуру, религию. Данный признак заключается в том, что государство контролирует абсолютно все сферы жизни общества, пресекает все возможные оппозиционные действия на корню.


4. Отчуждение общества от политической власти. Данный признак заключается в том, что население страны никаким образом не участвует в политической жизни государства, однако оно не осознает этого, так как в политическом сознании формируется представление о единстве, слиянии власти и народа.

5. Абсолютная «правовая» регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом». Данный признак отражает своеобразный вид контроля государства над обществом, в силу которого население страны может вести себя только так, как указывает государство, издавая нормативные правовые акты.

6. Государственная власть формируется бюрократическим способом, окружена ореолом тайны и недоступна для общества. Данный признак предполагает, что установление государственной власти, смена лидера, изменение государственных органов каким-либо образом не зависит от воли народа или от его согласия на это.

7. Основным, доминирующим методом управления является насилие, принуждение и террор.

8. Права и свободы человека и гражданина носят декларативный характер, являются формальными, гарантии их реализации фактически отсутствуют. Данный признак тесно связан с предыдущими признаками, так как права граждан на жизнь, тайну личной жизни, переписки и так далее постоянно нарушаются вследствие постоянного контроля государства над каждым индивидом как членом общества. Право гражданина на жизнь нарушается насилием, террором со стороны государства, которые являются методами управления.

9. Экономической основой выступает крупная собственность: общинная, государственная, монополистическая. Данный признак определяет, что все земли, здания и другие виды имущества принадлежат государству, то есть являются государственной собственностью. [16, с. 65]

Яркими примерами тоталитарного политического режима являются фашистские режимы Германии во времена Гитлера, Италии во времена Муссолини, коммунистический режим Ленина и Сталина в СССР, Мао Цзэдуна в Китае. В настоящее время тоталитарный режим сохранился в Северной Корее и на Кубе.

Следует заметить, что проблема тоталитаризма занимает отдельное место к политико-правовой мысли. В настоящее время одним из наиболее заметных трудов в этой области является произведение X. Арендт «Истоки тоталитаризма», в котором по сравнению со многими другими работами, посвященными тоталитарной проблематике, границы определения тоталитаризма сужаются и подчеркивается, что до XX века данный тип режима не имел аналогов в истории.


Альтернативой тоталитарному политическому режиму является авторитарный политический режим.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, которым является представитель партии, класса, элитной группы, при минимальном участии народа.

Данный режим является своего рода компромиссом между тоталитаризмом и демократией, он обладает рядом признаков тоталитаризма, но отличается их мягкостью.

К признакам авторитарного политического режима относят:

1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов власти.

2. Принцип разделения государственной власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную - игнорируется. Зачастую государственную власть осуществляет президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы государственной власти.

3. Представительные органы власти могут существовать, но их роль в политической сфере жизни общества незначительна. Однако на данном признаке заметно, что население в лице представительных органов может принимать участие в управлении государством, хоть и незначительно.

4. Суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы. Данный признак предполагает, что судебные органы осуществляют свою деятельность, направленную на осуществление правосудия, но наряду с ними осуществлять такую деятельность могут и иные государственные органы.

5. Сужена или совсем отсутствует сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц. Данный признак отражает то, что население государства может участвовать в выборе граждан, которые будут осуществлять управление государством, входить в состав государственных органов, но данное право является ограниченным.

6. В качестве методов управления доминируют командные, административные, в то же время массовые репрессии не применяются, отсутствуют террор, жесткие и насильственные методы.

7. Сохраняется частичная цензура, существует «полугласность». Данный признак отражает то, что населению, средствам массовой информации дается определенная свобода в выражении своих мыслей, идей и взглядов.

8. Отсутствует единая идеология. Данный признак означает, что могут присутствовать и иные идеи, которым люди имеют полное право следовать, в которые верят. В данном случае, четко отражается отличие тоталитаризма от авторитаризма. Если в тоталитаризме государство оправдывает свои поступки стремлением к высоким целям, установленным единой идеологией, то в авторитаризме основной целью применения командных методов является не стремление к единой цели, а соблюдение дисциплины. [26, с. 105]


Стоит отметить, что выделяют несколько типов авторитарного политического режима, к которым относят: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти.

При партийном режиме монопольная власть осуществляется какой-либо из политических партий государства. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государ­ства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия).

Военные режимы стали возникать после Второй мировой войны и являются достаточно массовой разновидностью авторитарных режимов. После окончания войны настал период освобождения развивающихся стран от колониальной зависимости и формирования национальных государств. Военные оказывались в традиционных обществах наиболее сплоченной группой населения, способной объединить общество.

В современное время военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью.

Национальный авторитаризм возникает в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее время такие системы характерны для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан).

Корпоративные режимы представляют собой власть бюрократических или криминальных группировок, совмещающих в себе власть и собственность и на основе этого контролирующих процесс принятия решений. Наиболее распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является государственное предпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. [24, с. 305]

Режимы личной власти персонализируют все политические отношения в глазах общества. Это может привести к гражданской диктатуре, то есть к сосредоточению всей власти в руках одного гражданского лица. Примерами режима личной власти являются Индия при Ганди, Испания при Франко и другие.

Авторитарные режимы не следует рассматривать как орудие выражения интересов меньшинства. Современные авторитарные режимы используют достаточно широкую палитру ресурсов, а не только средства принуждения и политические репрессии. Авторитаризм чаще использует экономические стимулы: создание возможностей роста благосостояния для широких слоев обще­ства, проведение эффективной социальной политики. Практическая эффективность ряда авторитарных режимов (например, в Южной Корее, Сингапуре, Тайване) позволила им не только заметно повысить уровень жизни населения, но и привлечь на свою сторону широкие слои общества.


Посттоталитарным режимом называют политический режим, который устанавливается в стране, имеющей тоталитарный политический режим, после ухода тоталитарного лидера. Данный режим утрачивает ряд признаков тоталитарного режима и не обладает признаками авторитаризма или демократии. В силу этого он считается гибридным политическим режимом. Именно такой режим установился в СССР после смерти И.В. Сталина (1953 г.) и просуществовал до распада СССР (1991 г.).

Султанизм - политический режим, наиболее близкий абсолютной монархии. Это крайняя форма родового господства султанов, которые подчиняют себе всю власть в государстве.

Примером политического режима, называемого султанизмом, является Центральноафриканская республика при императоре Бокассе I (1921 – 1996 гг.).

Политическим режимом, который в настоящее время встречается чаще всего и является государственным режимом большинства стран выступает демократия, то есть «власть народа». [24, с. 306]

Таким образом, существует несколько классификаций политического режима. Наиболее общим является деление политических режимов на демократические и антидемократические (авторитарный и тоталитарный политические режимы). Стоит учитывать, что авторитарный политический режим является своеобразным компромиссом, переходным политическим режимом между демократией и тоталитаризмом. Если при тоталитаризме государство осуществляет полный контроль над всеми сферами жизни общества, а при демократии, напротив, обеспечивает население страны правами, обязанностями и предоставляет ему целый ряд свобод, не предоставить которые по определению не может, то при авторитаризме государство контролирует общественную жизнь, в то же время предоставляя населению определенную свободу в действиях. В исторической практике нередко складывается ситуация, когда бывает сложно однозначно определить тип политического режима, но все же наиболее существенным отличием между авторитаризмом и тоталитаризмом можно назвать степень контроля государства за обществом. При авторитарном режиме, совершенно очевидно, выходят из-под контроля некоторые, не столь принципиальные для государства, сферы общественной жизни - как сфера личной свободы и частично - экономическая. Но при этом политическая сфера всегда целиком и полностью находится под контролем государства. Сам факт наличия в государстве авторитарного режима свидетельствует о переходном состоянии, в зависимости от режима предыдущего типа, - это будет либо движение к тоталитаризму, либо к демократии.