Файл: Современные политические режимы ( Основные подходы к определению понятия политического режима ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1 Основные подходы к определению понятия политического режима
1.2 Соотношение политического и государственно-правового режима
1.3 Признаки политического режима
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
2.1 Демократические политические режимы
2.2 Антидемократические политические режимы
ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом, принадлежат к категории превалирующих среди основных вопросов, изучаемых в науках, предмет которых связан с сущностью государства. В своем многообразии сами государства очень непохожи друг на друга: от демократических до деспотических, - они различаются, в первую очередь, совокупностью используемых ими приемов и методов осуществления власти, обусловливающей множество других отличий.
Политический режим, состоящий из совокупности приемов и методов осуществления власти, отражает характер взаимоотношений государства и личности, олицетворяет собой порядок взаимодействия структуры управляющих и управляемых. Наиболее тонкая связь между государством и личностью, какую только можно проследить в данном масштабе, проявляется в политическом режиме государства и определяет круг отношений, вытекающих из заданной системы управления.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что политический режим - характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы. Поскольку последняя является одним из уровней гражданского общества, постольку глубинные социально-экономические и культурные основы этого общества обусловливают характер государства не непосредственно, а запечатлеваясь в особенностях политического режима как содержании политической системы.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с политическим режимом государства.
Предмет исследования – понятие, признаки и виды современных политических режимов государства, научные труды авторов, исследовавших вопросы политических режимов и их виды.
Целью исследования данной курсовой работы является изучение понятия, особенностей и современных видов политических режимов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и особенности политического режима;
- дать характеристика основных видов современных политических режимов;
- проанализировать особенности политического режима современной России.
Методология исследования включает как общие методы научного познания, так и специально-правовые методы исследования. Среди общих методов в наибольшей степени использовался диалектический метод, который предполагает объективное и всестороннее изучение всех явлений и процессов в их взаимодействии и развитии. Среди частноправовых методов использовались формально-юридический и сравнительно-правовой методы, посредством применения которых был исследован политический режим государства и его виды.
Структура курсовой работы содержит введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА
1.1 Основные подходы к определению понятия политического режима
До настоящего времени дискуссия относительно определения термина «политический режим» остается актуальной, несмотря на наличие в юридической литературе многочисленных исследований в этой области.
Тем более что в разные времена в дефиницию «политический режим» учеными вкладывались дифференцированные значения. Это обусловливается сложностью самой конструкции понятия, рассматривающегося как в теоретическом, так и в практическом аспекте.
Кроме того, продолжающиеся до настоящего времени споры по поводу разграничения данного явления с иными, близкими по значению, например, с государственно-правовым режимом, требуют изложения множественности подходов к определению термина «политический режим».
Так, политический режим определяется как совокупность политических отношений, средств и методов, применяемых властями, отношений государства и общества, форм идеологии, социальных, классовых взаимоотношений, состояния политической культуры.[7, с. 118]
Нередко в юридической литературе можно встретить утверждение относительно того, что политический режим представляет собой одну из составных частей формы государства. [21, с. 1618]
Напротив, Ю.В. Попова акцентирует внимание на том, что политический режим характеризует собой не форму государства, а его сущность. [7, с. 383] Однако, как известно, сущность государства отражает суть государственной власти и ее принадлежность.
Государственная власть является единой и неделимой, поскольку у нее единый источник. Государственный механизм осуществляет роль проводника такой власти. И то, каким образом он действует в интересах всего государства, достигая стоящих перед ним целей, какими способами и средствами оперирует, оказывает непосредственное влияние и на форму правления, и на форму государственного устройства. Следовательно, политический режим государства является едва ли не важнейшим элементом его формы, незамедлительно реагируя на все происходящие изменения. Более того, при смене политического режима, как правило, происходит и изменение формы правления, а также формы государственного устройства. Поэтому, рассматривая данную категорию применительно к конкретному государственному образованию, можно получить представление о принципах организации политического устройства общества, о политической направленности, существующей в той или иной стране в данный отрезок времени. Политический режим выражает определенную упорядоченность политической власти, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений, достижение целей государственной власти и реализацию интересов. [14, с. 9]
Таким образом, обозначенные подходы к определению политического режима являются хоть и различными по своему внешнему выражению, но похожими по содержанию, поскольку политическая система и как составная часть формы правления, и как сущность государства выражает суть государственной власти, ее принадлежность государству и ее действие в интересах самого государства.
Однако в юридической литературе можно встретить и иное мнение, например: политический режим выступает общей категорией и включает в себя и форму правления, и форму государственного устройства. Похожую мысль высказывают некоторые западные ученые (например, М. Дюверже). Они отождествляют такие понятия, как «форма правления», «форма государственного устройства» и «политический режим».
Подобный подход мог бы быть вполне объясним до появления в науке самого термина «политический режим», который вошел в речевой оборот только в начале XX века. До этого момента к форме государства сводилась сама природа государственной власти, а позднее — правовое положение ее высших органов. Однако еще такие формы государства, как «деспотия» или «тирания», отражали по своей сути не только форму правления, но и политический режим государства. С появлением в юридической науке термина «политический режим» произошло разделение формы государства на несколько составляющих ее элементов, тем самым у исследователей сформировалась возможность более четкой характеристики государства. При этом, безусловно, политический режим оказывает влияние на форму государства, если не определяет его в целом. Так, вслед за сменой политического режима в государстве зачастую происходит и смена всей структуры государственного аппарата и изменение территориального устройства государства. Однако было бы излишне обобщать данные категории в одну — политический режим, — поскольку развитие каждой страны проходит индивидуально и уместить три элемента формы правления в одно понятие «политический режим», тем самым охарактеризовав его, не будет представляться возможным.
Таким образом, необходимо признать: в юридической литературе наиболее традиционным является отражение политического режима как совокупности способов, средств и методов осуществления государственной власти. Эта точка зрения наиболее четко обозначает сущность института политического режима, а также необходимость в вычленении его в отдельное явление, подвергающееся столь пристальному исследованию. При этом нельзя забывать о том, что политический режим как составная часть формы государства наиболее четко и динамично реагирует на все происходящие вокруг изменения, охватывая не только деятельность государства, но и функционирование других элементов политической системы общества. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим обеспечивает направленность политических отношений; достижение целей государственной власти. [3, с. 48]
Помимо указанных определений политического режима, в научной литературе можно встретить и иные. Например, З.Н. Курдюкова, С.И. Щеглов понимают под политическим режимом систему методов осуществления демократических прав и свобод, отношение органов власти к правовым основам их деятельности. В последнем случае, институт политического режима рассматривается достаточно узко. Основу дефиниции составляют отдельные признаки демократического политического режима и их отражение в деятельности органов государственной власти во взаимодействии последних с правом. При этом недемократические политические режимы этой дефиницией не охватываются.
Таким образом, в результате анализа понятий политического режима мы пришли к следующему выводу: политическим режимом является один из элементов формы государства, который представляет собой совокупность приемов, способов и форм осуществления государственной власти, включая деятельность таких элементов политической системы, как политические партии, общественные организации и др.
1.2 Соотношение политического и государственно-правового режима
Немало ученых воспринимают институт политического режима через систему приемов и способов осуществления государственной власти. Например, М.Н. Марченко определяет данный институт как совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти. [13, с. 4] Более широкое понятие дает Д.Р. Пайгина, упоминая не только о государственной, но и о политической власти. Так, политический режим определяется данным автором как элемент формы государства, характеризующий совокупность методов (приемов и способов) и форм осуществления государственной власти, а также деятельность элементов политической системы (политических партий, общественных объединений и др.). [15 с. 31] Поскольку традиционно принято считать, что политическая власть включает в себя государственную, то наиболее четким является дефиниция, предложенная рядом исследователей, которые данным понятием обозначают систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе. [3, с. 49] Это определение наиболее полно отражает сущность политического режима.
Д.Р. Пайгина раскрывает понятие «государственный режим» через систему приемов и способов осуществления государственной власти. Она утверждает, что данный термин представляет собой систему или совокупность форм, методов, средств и способов властвования, через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование. [15, с. 33]
Государственный режим - это часть политического режима. Это понятие отражает обобщенную характеристику осуществления методов государственной власти при регулировании политических отношений в обществе, исходя из роли различных институтов государства в осуществлении власти, в системе органов государства.
Естественно, что политический режим и государственный режим нельзя противопоставлять.
Их отношение характеризуется диалектическими моментами: второй является частью первой и вместе с тем его основой. В условиях авторитарного политического режима и государственный режим является авторитарным, в условиях демократии - демократическим.
Вместе с тем, между этими видами режимов могут быть и определенные различия.
Так, в результате деятельности массовых организаций трудящихся политический режим может быть более демократическим, чем предусмотренный законодательством государственно-правовой порядок.
С другой стороны, органы государства могут наполнить реакционным содержанием и те политические нормы и институты, которые не имеют открыто выраженного антидемократического характера.
1.3 Признаки политического режима
Как и любая правовая категория, политический режим имеет свои признаки. Признаками политического режима являются:
способ функционирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров;
порядок распределения власти между политическими организациями, выражающими интересы социума;
реализация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; существование системы сдержек и противовесов;
система методов осуществления политической власти (разрешительные - запретительные, убеждение - принуждение);
характер отношения населения к политическому участию: активное, индифферентное, пассивное;
состояние прав и свобод в обществе, признание или непризнание государством неотчуждаемых прав личности;
способы урегулирования социальных и политических конфликтов;