Файл: Современные политические режимы ( Основные подходы к определению понятия политического режима ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Особенности политического режима современной России

В ст.1 Конституции Российской Федерации [1] закреплены положения, дающие право характеризовать Россию как демократическое государство. Россия находится на пути построения демократического государства.

Как правило, к смене политического режима в стране чаще всего приводит смена политической системы государства, что произошло в России в результате революции 1917 года. Однако в ряде случаев одна и та же политическая система в разное время, в зависимости от обстоятельств, продиктованных временем, может функционировать в различных политических режимах. В этом смысле в различных обличьях выступала советская система: при Сталине был тоталитарный режим, авторитарно-тоталитарный при Хрущеве и Брежневе, авторитарно-либеральный, выраженный в использовании командных методов государственного управления и реформах, проводимых в целях предоставления гражданам большего количества прав и свобод, при Горбачеве.

Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде назвать демократическим. На сегодняшний день в России еще сохранились традиции тоталитаризма. До сих пор определенная часть населения России воспринимает тоталитарную власть как норму. Это объясняется тем, что для России тоталитарная власть на протяжении XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением.

Вместе с тем, нынешняя политика России отличается от тоталитарной. Это подтверждается следующими конституционными положениями:

в России отсутствует единая, навязываемая и контролируемая государством идеология;

наличие многопартийности;

не вмешательство государства в личную жизнь граждан, осуществимы свобода мысли, слова, совести, вероисповедания;

работает принцип гласности.

Политический режим современной России, находится в переходном состоянии, его новое политическое качество полностью еще не состоялось. Следует сказать, что содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Россию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. [25, с. 270]

Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее народ на деле все больше отстранен от реальной власти. Ведь свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут отражать его волю, поскольку в них обычно участвует незначительная часть избирателей.


Можно выделить четыре основные причины, которые определяют низкую электоральную активность россиян: это неверие в честность выборов, неверие в то, что выборы реально влияют на жизнь страны, области и города, мнение о том, что результаты выборов являются предсказуемыми, а также то, что россиян не интересует политика.

Несмотря на настороженное отношение к результатам выборов, необходимость проведения волеизъявления у граждан не вызывает сомнений. 85% жителей нашего муниципального образования уверено, что президента нужно избирать на всеобщих выборах, 50% настаивает на прямых выборах губернатора и глав городов и районов области.

Политическая власть, осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, а имеющий место политический режим не может себя изолировать от некоторых черт современной либеральной демократической политики таких, как критика со стороны СМИ, парламентский надзор, а также выборов.

В то же время политика 1990-х гг. основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночной экономики, и имела двоякий характер: отсталая командное управление старого типа и бюрократическое регулирование экономики; и передовая, направленная на подлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинение политики закону и свободные выборы. Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практику прошлого, хотя и в радикально новых формах.

Рождающаяся новая общественно-политическая реальность несет в себе сложный сплав частично преодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого.

Эти особенности характеризуют неизбежный переходный период, так как для становления действительного демократического режима важна не просто политизация, сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активных политических сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающий дальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.

Политическая интеграция в постсоветской России происходит на уровне режима, а не на уровне политической системы. Политическая система регулируется конституционными нормами, законами, судебными решениями, а режим действует в зависимости от личных связей, покровительства и попытками сохранить свою автономию.

Политические институты создаются, но политические процессы остаются не институционализированными, так как в их основе лежат личные связи. Чем более институционализирована политическая система, тем более упорядочено государство, которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. [25, с. 271]


Таким образом, кризис российского государства, помимо прочих факторов, был частично вызван возникновением постсоветского режима. Легитимность режима основывается не на том, чем режим является, а на том, что он представляет. В России форма проведения реформ подорвала значительную часть их содержания.

Политический режим 1990-х гг. имел двоякую направленность: с одной стороны, стремление к демократии, международной интеграции, менее бюрократизированной и подлинно рыночной экономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многие черты прошлого.

Корнями постсоветского политического режима являются, с точки зрения исследователей, особенности российской политической культуры – патернализм, этатизм и т. д.

Особенность заключается также в том, что неформальные отношения стали новым политическим порядком.

Это сосуществование режимной политики и демократического режима создает институты, которые формально являются демократическими, но несут ответственность только перед самими собой.

В то же время, институты демократии сохраняют способность независимого функционирования и являются фундаментом перехода к демократическому режиму.

Режимная политика обусловлена ограниченной политической активностью общества, что подорвало общее представление о демократизации, которая трансформирует активную гражданскую позицию в массовую демократию.

Нынешние политические партии заняты тем, что осуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсы на межэлитную борьбу.[25, с. 271]

В ходе их развития коммуникативные функции возьмут на себя представители общественных объединений в нарождающемся гражданском обществе.

Кроме этого, по мере развития рыночных отношений, предприниматели сами добиваются большей независимости от бюрократии для защиты своих личных и имущественных прав в рамках независимой системы законов.

Правительство, назначаемое президентом и только ему подотчетное, в любой момент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразности или вследствие «подковерной» борьбы. Согласно Конституции Российской Федерации Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства, основанного не на выборах, а зачастую на личном отношении руководителей ветвей власти субъектов федерации к назначаемым персонам.

При этом, законодательная власть Федерального Собрания в свою очередь ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.


В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этой связи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих государства и тотальной экономии на оплате труда.

Для усиления в России демократических тенденций необходимо проведение ряда реформ, которые имели бы положительный результат для большинства людей: реформы административно-государственного аппарата; создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса; пенсионной реформы; реформы здравоохранения и образования. К сожалению, проводимые в последнее время реформы не всегда приносят положительный результат (например, пенсионная реформа, реформы здравоохранения и образования и др.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное в данной курсовой работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

В теоретико-правовой науке для характеристики методов осуществления государственной власти по отношению к населению используются два понятия - «политический режим» и «государственно-правовой режим».

Разграничение их смысловой нагрузки привело к обширной дискуссии между учеными и юристами, мнения которых значительно разнятся. Одни ученые считают, что государственный режим является составной частью политического режима, другие отождествляют данные понятия, а третьи рассматривают политический режим и государственный режим как совершенно разные понятия.

Наиболее удачным является определение политического режима, согласно которому он представляет собой способ взаимодействия государства с населением страны, выражающийся в общем характере применяемых властью методов управления обществом.

Политический режим имеет ряд признаков, к числу которых относят: механизмы властвования, способы урегулирования социальных и политических конфликтов, политический и юридический статус и роль армии в обществе и другие.

Существует несколько классификаций политического режима. Наиболее общим является деление политических режимов на демократические и антидемократические (авторитарный и тоталитарный политические режимы).

В настоящее время в большинстве стран политическим режимом является демократический политический режим. Демократия представляет собой способ функционирования политической системы, организации жизни общества, основанный на признании народа единственным источником власти государства, на его праве участвовать в выборах государственных и муниципальных органов, в решении государственных и общественных дел и наделении граждан обширным количеством прав и свобод.


К существенным признакам демократии относят участие граждан в политической жизни общества, наличие развитого гражданского общества, легитимность государственной власти, политический плюрализм, выборность органов государственной власти, гласность, провозглашение прав и свобод человека и гражданина и другие.

Выделяют несколько видов демократии: прямую (непосредственную), плебисцитарную и представительную.

Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений. Одним из методов осуществления населением прямой демократии является его участие в референдуме.

Сущность плебисцитарной демократии заключается в том, что она предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением или отрицанием вынесенного руководителем государства или государственным органом проекта закона или какого-либо решения. При данной форме демократии решение населения не имеет обязательного характера.

Представительная демократия в широком смысле включает в себя все выбранные органы, включая законодательные и исполнительные. В узком смысле представительная демократия включает в себя выборные органы парламентского типа на государственном и региональном уровнях, которые и являются представительными.

Необходимо учитывать, что авторитарный политический режим является своеобразным компромиссом, переходным политическим режимом между демократией и тоталитаризмом.

Если при тоталитаризме государство осуществляет полный контроль над всеми сферами жизни общества, а при демократии государство обеспечивает население страны правами, обязанностями и предоставляет ему целый ряд свобод, то при авторитаризме государство контролирует общественную жизнь, предоставляя населению определенную свободу в действиях.

В России на законодательном уровне, прежде всего в Конституции Российской Федерации, установлены основы демократического политического режима, к числу которых можно отнести народовластие, формирование представительных органов посредством участия населения в выборах, местное самоуправление, конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина и гарантия их осуществления, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Однако, несмотря на то, что на законодательном уровне политическим режимом в Российской Федерации является демократия, фактически Россия находится в переходном периоде от тоталитаризма к демократии, не все нормы демократического политического режима, установленные в Конституции РФ, подлежат реальному осуществлению. С учетом этого считается, что политический режим Российской Федерации на данный момент выражает авторитарные тенденции, так как авторитаризм - промежуточный политический режим, частично соединяющий в себе признаки и тоталитарного, и демократического политических режимов.