Файл: Аппарат государственной власти ( ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Сущность и принципы функционирования государственного аппарата
1.2. Современная модель государственной власти
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Органы законодательной и исполнительной власти
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день структура и функции государственного аппарата в теории государства и права являются широко обсуждаемыми вопросами. Необходимо изучение данных проблем для формирования наиболее эффективного и удобного государственного аппарата для каждого конкретного государства.
Аппарат государственной власти продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма аппарат государственной власти вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида аппарат государственной власти выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
Развитие институтов государственной власти, да и сам факт поддержания управляемости социальных процессов обусловлены востребованностью государственных институтов обществом, тем обстоятельством, насколько эти институты соответствуют ожиданиям общества.
В современных условиях большое значение имеет успешность работы государственного аппарата. Четкая структуризация органов государственной власти является гарантом эффективной реализации основных задач и функций государства, с ее помощью возможно упорядочить и организовать средства государства, позволяющие достичь целей, поставленный представителями власти.
Кроме того, решающее значение приобретает идея совершенствования структуры органов государственной власти, потому что это позволяет укрепить ее и обеспечить формирование устойчивых отношений между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации.
Интерес к власти вообще и государственной в особенности остается стабильным на протяжении длительного времени. Внимание к этим проблемам вызвано тем, что в настоящее время продолжается формирование фундаментальных основ исследования механизма управления государства, принципов организации власти, поиск оптимальной модели государственного аппарата.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие по поводу структуры и функций аппарата государственной власти.
Предмет курсовой работы составляют нормативные акты, регламентирующие статус аппарата государственной власти.
Целью курсовой работы является комплексное и всестороннее изучение аппарата государственной власти.
Достижение поставленной цели обусловило решение ряда исследовательских задач:
- рассмотреть сущность и принципы функционирования государственного аппарата;
- изучить современную модель государственной власти;
- охарактеризовать органы законодательной и исполнительной власти;
- проанализировать судебную власть и прокуратуру.
Методологическую основу курсовой работы составили диалектический и логический методы познания, функциональный и системный подходы, а также ряд частно-научных методов: сравнительно-правовой, формально-логический и другие методы научных исследований.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
1.1. Сущность и принципы функционирования государственного аппарата
Государство в своей сути содержит определенную форму государственного аппарата.
Под государственным аппаратом понимают систему управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, при помощи которых государство исполняет свои основополагающие функции.
Различные органы государственного аппарата в границах своих полномочий призваны распоряжаться ресурсами всего общества с целью отстаивания интересов каждого гражданина в отдельности.
К основным принципам государственного аппарата следует отнести:
- конституционность и законность действий государственных органов;
- ответственность аппарата перед избирателями за результаты своей работы;
- деидеологизация государственного аппарата и сотрудников;
- демократизм - суть его в возможности широких слоев населения принимать участие в принятии и обсуждении законов;
- гуманизм - отношения государства и человека основываются на человеколюбии, уважении к личности каждого;
- равноправие - все граждане, вне независимости от национальной, половой, религиозной или другой принадлежности равны перед законом и судом;
- справедливость - в регулировании отношений преимущество отдается средствам убеждения.
В системе государственной власти можно выделить три основные ветви. Это органы:
- законодательной власти (парламент страны, представительные органы в субъектах и муниципальных образованиях);
- исполнительной власти (правительство страны, исполнительные органы в субъектах и муниципальных образованиях);
- судебной власти, надзорных и иных контролирующих ведомств[1].
В государственном аппарате выделяют административные образования: департаменты, правления и комитеты, специальные отделы и др. В ходе работы данных структурных единиц осуществляется квалифицированная подготовка решений.
Работа в государственном аппарате в связи с особой ее значимостью и важностью для страны и общества предполагает наличие специального статуса неприкосновенности для лица, принимающего политические решения (например, неприкосновенность президента, главы правительства, генерального прокурора, судьи, депутатов и иных категорий лиц из политической элиты). Работник государственного аппарата получает статус государственного служащего. Такой статус предполагает, с одной стороны, некоторые ограничения правомочий субъекта по распоряжению собственным временем, с другой - наличие особых льгот и систем зашиты. На государственной службе отдельно выделяется институт отставки, когда после определенного срока службы лицо может претендовать на почетную пенсию.
Также государственная служба предполагает создание специального порядка, установленной законом формы и процедуры замещения и отстранения от должности специалистов на конкретных должностях в государственных интересах.
Государственный аппарат является важнейшим и неотъемлемым механизмом любого государства. Суть любого государственного аппарата заключается наделении властными полномочиями специальных субъектов для реализации ими полномочий органов государственной власти.
В литературе выделяются две подсистемы государственных органов (в зависимости от их места в государственном аппарате):
- подсистема высших органов государства (государственная дума, президент, правительство и т. д.);
- подсистема органов правопорядка (суды, органы прокуратуры), силовые структуры (армия, полиция, федеральная служба безопасности и др.)[2].
Таким образом, на наш взгляд, необходимо отметить, что государственный аппарат чаще всего определяют как совокупность или систему государственных органов, с помощью которых выполняются задачи и функции государства. Иными словами, государственный аппарат - это взятые в единстве все государственные органы, которые, выполняя собственные функции, обеспечивают выполнение функций государства в целом.
1.2. Современная модель государственной власти
Содержание концепции государственной власти напрямую зависит от методологической логической основы, ее анализа и, прежде всего, от сущности феномена власти. Поэтому понятие власти как социального явления ученые считают причиной в рассмотрении любых государственно-правовых явлений.
Вообще, понятие власти - неоднозначное и является объектом рассмотрения и изучения учеными разных отраслей, как юридической науки, так и в сферах философии, социологии, политологии.
В социологии речь идет об общественной власти, философии - «о власти над объективными законами общества», в юриспруденции - прежде всего о государственной власти.
Так, в самом общем виде власть - это способность и возможность регулировать деятельность людей, оказывая влияние на их интересы.
В зависимости от объекта регулирования власть можно разделить на: политическую, экономическую, идеологическую;
- в зависимости от субъекта реализации власти - на государственную власть и самоуправления;
- в зависимости от механизма реализации и организации - демократического и диктатуру;
- по сфере применения - на экономическую, государственную и т.д.
Государственная власть - это организация и осуществление политической власти в РФ государством, его органами и должностными лицами в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией и законами РФ[3].
В. Аверьянов отмечает, что государственная власть является способностью государства принимать обязательные решения и добиваться их выполнения.
Сущностными признаками, присущими государственной власти, по мнению В.Аверьянова являются:
1) властно-волевой характер;
2) набор средств, с помощью которых осуществляется влияние на поведение людей и социальные группы;
3) наличие государственного механизма (аппарат управления и аппарат принуждения);
4) легитимность (признание государственной власти правомерной решать и управлять общественными делами, как со стороны населения государства, так и со стороны международного сообщества);
5) легальность («законность и официальность государственно-властной деятельности»);
6) управленческие функции[4].
Д.Н. Бахрах отмечает, что государственная власть является разновидностью социальной власти, которая имеет следующие характерные признаки:
- является средством социального управления;
- представляет собой отношения между людьми, их организациями;
- эти отношения обеспечивают проявления и доминирование властной воли;
- осуществляется с помощью определенных видов, средств и методов воздействия[5].
Итак, можно сделать вывод, что государственная власть понимается учеными как «волевые отношения», «государственно-властные полномочия», «определенная организация, которая обеспечивает жизнедеятельность общества».
Конечно, каждый из подходов к определению государственной власти имеет право на свое существование, и объясняется это, прежде всего фактом, что феномен государственной власти - достаточно сложное и нестабильное явление, которое требует постоянного исследования и совершенствования.
На наш взгляд, необходимо отметить, что государственная власть является «человеческим феноменом», то есть сложным явлением, которое не может считаться идеальным; изучается на основе человеческого опыта, но остается окончательно не познанным, поскольку до сих пор не существует и не создано идеальной модели государственной власти.
Народ каждого государства имеет свои личные, особые требования, потребности, период исторического, социального развития и становления. Поэтому и государственная власть в каждом государстве должна быть совершенно организованной и соответствующей именно этой стране.
Считаем нецелесообразным наполнять дефиницию государственной власти перечислением ее признаков и составляющих элементов, поскольку дефиниция призвана оказывать объемное и совершенное представление о понятии, в данном случае - государственной власти.
По нашему мнению, дефиницию государственной власти в РФ целесообразно определить следующим образом: это особый вид власти, который в исключительном порядке решает общие социальные проблемы через систему специально созданных государственных органов, наделенных соответствующими полномочиями.