Файл: Аппарат государственной власти ( ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе формирования России как современного демократического государства был проделан огромный путь.

Так, в постсоветской России более двадцати лет происходили трансформационные изменения во всех сферах жизни страны. Правящей элитой был избран навязанный вариант трансформации российского общества, юридически закрепленный в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году.

Необходимо отметить, что до принятия Конституции в 1993 году, основные законы в России носили общий характер, и фактически отсутствовала четкая процедура изменения Конституции и принятия нового основного закона. Без решения этих проблем стабильность конституционного строя и правовой системы страны не была возможной. Нерешенность данного вопроса привела к тому, что в период с 1989 по 1993 год в Конституцию Российской Федерации 1978 года было внесено более 300 поправок. Исходя из этого, многие ее положения противоречили друг другу.

Современная Конституция России оказалась внутренне противоречивой, поскольку в полном объеме реализовала западную концепцию прав личности, но, в то же время, закрепляла достаточно авторитарную модель президентской власти[6].

Итак, путь формирования России, как демократического государства, прежде всего, характерен отказом от вертикального построения законодательной и представительной власти, которое базировалось на жесткой плановости и централизме. Также, были выделены органы местного самоуправления.

Во-вторых, строился институт президентства и классического парламентаризма и был признан принцип разделения власти. Государственная идеология стала запрещена.

Посредством Конституции была закреплена правомочность экономического разнообразия, политического и идеологического плюрализма, непоколебимость частной собственности и предпринимательства, а также свобода человека на выбор места жительства, времени и вида своей трудовой деятельности.

Конституцией РФ была установлена система органов государственной власти, которая строилась на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения власти.

В том случае, если в СССР теория разделения властей считалась буржуазной, реакционной, и, вследствие этого - отрицалась, а государственная власть воспринималась как единое целое, то в новой Конституции механизм государственной власти на высшем уровне являлся разделенным и был представлен президентом, двухпалатным парламентом - Федеральным Собранием (Государственная Дума и Совет Федерации) и судами - Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным[7].


Рассмотрим систему законодательных и исполнительных органов власти, которые характеризуют новую российскую государственность.

Президентом, который является главой государства, занято главенствующее положение в системе государственных органов. Так, он является гарантом Конституции, прав и свобод гражданина, определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и на международном уровне, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами государства.

В Российской Федерации законодательная власть принадлежит парламенту - Федеральному Собранию, состоящему из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации, в свою очередь, состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации, по два человека от каждого.

Совет Федерации исполняет следующие функции. Во-первых, им утверждаются изменения границ между субъектами Российской Федерации, а также указы президента о введении военного и чрезвычайного положения.

Во-вторых, в его компетенцию входят вопросы о возможности использования Вооруженных сил за пределами территории Российской Федерации.

В-третьих, им назначаются выборы президента, а также его отрешение от должности и назначаются на должность судьи высших судов Российской Федерации, Генеральный прокурор и заместитель председателя Счетной палаты[8].

Советом Федерации в сфере законодательства одобряются или отклоняются федеральные законы, которые были приняты Государственной Думой.

Первая Государственная дума была избрана вместе с Советом Федерации 12 декабря 1993 года сроком на два года, в соответствии с положениями принимаемой Конституции.

В составе Государственной Думы на профессиональной постоянной основе работают 450 депутатов. Так, им запрещено заниматься какой-либо другой оплачиваемой деятельностью, кроме, творческой, преподавательской и научной. Для совместной деятельности и в целях выражения общей, единой позиции по вопросам, которые рассматриваются Думой, депутатами образовываются депутатские группы и фракции.

Перед Государственной Думой основной задачей стоит рассмотрение и принятие федеральных законов. Президент имеет полномочия досрочно распустить Государственную Думу.

В Российской Федерации исполнительную власть представляет Правительство Российской Федерации, которое состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров.


Так, в связи с принятием новой Конституции РФ, Президентом России Б.Н. Ельциным был издан указ: «О преобразовании и реорганизации Совета Министров - Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым Совет Министров - Правительство Российской Федерации было преобразовано в Правительство Российской Федерации. При этом сокращалось число людей, служащих в Правительстве, а также количество министерств, государственных комитетов и ведомств. Часть государственных комитетов преобразовывались в министерства.

В полномочия Президента входит и формирование правительства. Так, им назначается, при учете согласия Государственной Думы, председатель правительства. Премьер предлагает Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти и предложения по персональному составу Правительства.

В функции Правительства Российской Федерации входит разработка и предоставление бюджета Государственной Думе. Правительство призвано обеспечивать проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Также, им проводится единая государственная политика в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Отдельными отраслями руководят министерства и ведомства, которые, в свою очередь, подчинены Правительству Российской Федерации. Они, совместно с Правительством, образуют систему федеральных органов исполнительной власти, в которую входят: федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, российские агентства и федеральные надзоры.

Министерство Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, которым проводится государственная политика и осуществляется управление в установленной сфере деятельности.

Деятельность законодательной власти, не может осуществляться «оторвано» от исполнительной и судебной власти. Она функционирует на территории Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на региональном уровнях. Чтобы подробно изучить связь между ветвями власти, можно рассмотреть эту связь на федеральном уровне.

Направление совокупности разделения властей и функционирования законодательной власти, устанавливается Конституцией Российской Федерации, а также другими законами Российской Федерации. Рассматривая органы исполнительной власти, можно сказать, что они имеют свою иерархичную систему, базирующуюся на подчинении нижестоящих органов вышестоящим[9].


В отношении законодательной власти, подобного сказать нельзя, так как такая система для неё не характерна, в ней законодательные органы базируются на положение закона, соответственно и на подчинении закону. Также их отличительной особенностью является их численность. В составе Федерального Собрания насчитывается 450 депутатов, а в отношении исполнительных органов насчитывается более сотни тысяч человек. Взаимосвязь законодательной власти с другими властями зависит от формы правления и государственного режима. Так, в президентских республиках, абсолютных и дуалистических монархиях, главенствующее место в стране занимает глава государства и правительство, а глава, в свою очередь, соотносит его с собой как равное. В парламентских формах основное место занимает законодательная власть, именно она формирует правительство, а статус главы государства не имеет значения.

Направление, которое показывает взаимное функционирование исполнительной и законодательной власти - это концепция делегированного законодательства и регламентарной власти. Возможность делегирования законодательных полномочий возникает в разных ситуациях. Данное явление применяется при срочном правовом регулировании отношений, если при этом парламент перегружен, а решение данной проблемы не вызывает дискуссий, то в данном случае возможно подзаконное регулирование такого решения. Конституционный Суд РФ установил, что нельзя делегировать те полномочия, для реализации которых Конституция РФ предусматривает принятие закона[10].

Например, законом определяется перечень сведений, составляющих государственную тайну (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ), порядок выборов Президента РФ и Государственной Думы (статьи 81 и 96 Конституции РФ), статус столицы Российской Федерации (ст. 70 Конституции РФ). Регулирование таких вопросов нельзя делегировать исполнительной власти, а упомянутая позиция Конституционного Суда РФ существенно уточняет концепцию делегированного законодательства в России. При осуществлении делегированных прав органы исполнительной власти не имеют право выходить за рамки делегирования и нарушать сроки реализации полномочий[11].

Говоря о регламентарной власти, то она не применяется на территории Российской Федерации, но предпосылки для ее применения существуют. Она определяется изданием исполнительной властью актов, имеющих законную силу. Таким образом, во взаимной деятельности с исполнительной властью, законодательные органы имеют контрольные полномочия.


Таким образом, на наш взгляд, необходимо отметить, что в системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть - это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательных правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государственной власти.

Исполнительная власть представляет собой совокупность органов, в компетенцию которых входит правоприменительная деятельность. Органы исполнительной власти дополняют законодательную в части соблюдения принятых норм. Они являются своего рода «блюстителями» порядка.

2.2. Судебная власть и прокуратура

Ст. 10 Конституции РФ установлено, что судебная власть - это самостоятельная ветвь государственной власти в Российской Федерации, независимая от законодательной и исполнительной. Несмотря на значительную роль судебной власти в функционировании государственного управления законодательного ее определения нет. Вместе с тем, установление точного значения судебной власти необходимо как для уяснения ее сущности, так и определения ее конкретных функций.

В настоящее время в России продолжается судебная реформа, в рамках которой меняется как строение судебной системы Российской Федерации в целом, так и отдельные ее звенья (суды) отчасти меняют свою сущность. При таких обстоятельствах важно понимать, что из себя представляет судебная власть - отдельный институт государственного управления обществом или лишь государственной власти[12].

Часть отечественных ученых пришли к выводу, что судебная власть - одна из функций законодательной власти. Однако, в современных условиях нельзя говорить о судебной власти как о функции высшей власти - судебная власть достаточно обособлена от других ветвей, неделима, осуществляется только судами (число которых ограничено). За вмешательство в правосудие законом предусмотрены несколько уровней ответственности, включая уголовную.