Файл: Аппарат государственной власти ( ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определяя сущность судебной власти, а также принимая ее как самостоятельную ветвь власти государственной, мнения ученых разделились на два лагеря: одни отождествляют судебную власть с органом, ее осуществляющим, то есть с судом; другие - с полномочиями, с самим осуществлением правосудия[13].

Исходя из смысла имеющихся норм права, судебная власть - это ветвь государственной власти в Российской Федерации, осуществляемая только судами, действующая независимо от законодательной и исполнительной властей, обеспечивающая господство права и защиту прав граждан.

Учитывая изложенное, можно дать следующее определение судебной власти. Это самостоятельная ветвь государственной власти, содержащая в себе властные полномочия по осуществлению правосудия, обеспечению верховенства закона и справедливости в Российской Федерации, разрешению конфликтов, возникающих в обществе, осуществляемая только судами, не зависящая от законодательной и исполнительной власти, выступающая гарантом равновесия властей.

Система судов определяется нормами законодательства. Общая схема содержит в себе следующие суды:

- Верховный;

- Высший арбитражный;

- Конституционный.

Нормы Конституции РФ устанавливают порядок работы Верховного и Конституционного судов. Конституционные или уставные органы в российских субъектах входят в структуру Конституционного суда.

В подчинении Верховного Суда РФ находятся органы общей юрисдикции:

- суды округов, автономные, краевые, областные инстанции;

- судебные органы столицы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

- ВС республики;

- военные инстанции.

Отделы, входящие в общую юрисдикцию, разбирают производства, подпадающие под действие Гражданского, Уголовного, Арбитражного кодексов и устава об административных правонарушениях. Низшую инстанцию системы составляют мировые судьи, заведующие участками в районах. Это первая ступень для разбора вышеперечисленных производств с некоторыми ограничениями[14].

Пределы полномочий устанавливают пункты закона, регламентирующего работу мировых судей. Реформа значительно разгрузила районные инстанции, предоставив право представителям участков выдавать приказы по представленным заявлениям и свидетельствам.

Суд как орган судебной власти обладает независимостью. Он работает соответственно с конституционными нормами и федеральными законами России. Верховный Суд занимается разбирательствами по всем процессуальным кодексам. Это Высший орган ветви. Он выполняет функции апелляции, кассации и надзора постановлений нижестоящих судебных составов. ВС РФ разъясняет нижестоящим инстанциям применение законодательных актов. Его полномочия установлены ФКЗ, описывающим уклад работы Конституционного суда.


Законодательством предусмотрены полномочия, которыми обладают суды субъектов РФ. Они разбирают дела по первому обращению, по апелляционной и кассационной жалобам и в порядке надзора. Районные суды рассматривают производства, инициированные впервые или по апелляционной жалобе. Эти органы являются вышестоящим над мировым судьей, который осуществляет судопроизводство на своём участке.

Военный суд как орган судебной власти находится в расположении военной части или флота. К его судебному составу обращаются как в первую, вторую или надзорную инстанцию.

Создание конституционных или уставных представительств в субъектах производится для контроля соответствия нормативных актов госорганов принятому субъектом уставу. Их обязанностью является также трактовка конституционных законов субъекта. Эти инстанции финансируются из бюджетов территорий. Оспаривание их решения в других инстанциях невозможно[15].

Группу арбитражных судов составляют следующие инстанции по убыванию полномочий:

- Высший арбитражный;

- инстанции округов Российской Федерации;

- арбитражные апелляционные;

- арбитражные субъектов.

Полномочия представителей арбитражной системы распространяются на рассмотрение экономических разбирательств, защиту интересов ИП и организаций. Арбитраж в субъекте действует в первой инстанции и рассматривает экономические споры. Он также разбирает дела, по которым появилась новая информация.

Апелляционный арбитраж уполномочен рассмотреть постановление по заявлению соискателей или заново провести слушание с появившимися фактами[16].

Таким образом, на наш взгляд, необходимо отметить, что судебные органы представляют собой независимую ветвь государственной власти. Компетенция данного органа выражается в решении правовых споров, при помощи деятельности судебных органов по реализации правосудия. Суд рассматривает и разрешает дело в соответствии с законом, с принципом справедливости, правосознанием и внутренним убеждением судей, членов судебных коллегий (присяжных, арбитражных заседателей).

Суд независим от законодательной власти, но важно учитывать тот факт, что принимая решение на базе законодательных актов, изданных законодательством, суд ограничивается основаниями и процедурами, которые устанавливает закон. Именно поэтому в отношениях между тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной - признается приоритет законодательной власти.


Следовательно, судебная и законодательная власть похожи по своей природе и взаимосвязаны между собой. Судебная власть дает оценку законодательной деятельности, может корректировать положения законодательства при рассмотрении конкретных дел, тем самым ориентируя законодателя на разработку и принятие конкретных правовых предписаний. Но влияние законодательных органов на судебные также является актуальным. Это можно объяснить тем, что законодательные органы устанавливают правила, по которым функционируют судебные органы, законодательная власть принимает участие в формировании судейского корпуса.

Вопрос определения места прокуратуры в современной системе органов государственной власти РФ является спорным, что обусловлено двояким толкованием ее правовой природы. В первую очередь, прокуратура рассматривается как одна из самостоятельных ветвей власти.

С другой стороны, прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей власти, а занимает особое место в системе государственных органов. В главе 7 Конституции РФ наряду с судебными органами ст. 129 статус прокуратуры закреплен в общих чертах и указано, что она составляет централизованную систему, деятельность которой определяется федеральным законом[17].

Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, а также органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Достижение законности и правообеспеченности возможно только при наличии независимого и централизованного внешнего органа власти, наделённого полномочиями для выявления нарушений и их устранений.

Правовая система России относится к романо-германской правовой системе и является полифункциональной, так как в ней присутствуют многообразные надзорные направления деятельности. В постсоветский период конституционно-правовой статус прокуратуры был существенно изменен в России, а также в ряде бывших республик Советского Союза (Армении, Молдове, Казахстане и др.). После того, как ст. 129 Конституции РФ была перемещена в главу 7 («Судебная власть»), это вызвало возмущение среди ученных, поскольку прокуратуру невозможно считать составляющей механизма судебной власти. Она не осуществляет правосудие, а полномочия прокуратуры намного шире прерогативы судебной власти[18].

Целью осуществления деятельности прокуратуры в РФ является обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, соблюдение охраняемых законом интересов общества и государства. Среди надзорных функций прокуратуры можно выделить надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, а также администрациями органов и учреждений, отвечающих за исполнение наказания и др. органами. Важная роль прокуратуры связана с уголовным преследованием, которая осуществляется в рамках Уголовно-процессуального кодекса РФ. Прокуратура координирует деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью[19].


Таким образом, изменения в Конституции правового статуса прокуратуры не повлекли за собой расширение или ликвидацию функций прокурорских работников. Несмотря на включение данного органа в судебную или исполнительную систему в странах СНГ, она сохранила свою полифункциональность, что мешает отнести прокуратуру к одной из существующих ветвей власти.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти и является самостоятельным и независимым государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением норм Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, следует сделать следующие выводы. Любое государство осуществляет свою разнообразную деятельность через государственные органы, каждый из которых является частью государственного аппарата. Государственный аппарат чаще всего определяют как совокупность или систему государственных органов, с помощью которых выполняются задачи и функции государства. Иными словами, государственный аппарат - это взятые в единстве все государственные органы, которые, выполняя собственные функции, обеспечивают выполнение функций государства в целом.

Дефиницию государственной власти в РФ целесообразно определить следующим образом: это особый вид власти, который в исключительном порядке решает общие социальные проблемы через систему специально созданных государственных органов, наделенных соответствующими полномочиями.

В системе разделения властей законодательная власть занимает особую нишу, поскольку именно эта ветвь власти устанавливает правила поведения, по которым и во исполнение которых работают другие ветви государственной власти, обеспечивается конституционная законность и устанавливается правопорядок. Считается, что законодательная власть - это первичная власть и одной из ее целей деятельности является формирование идеализированного правопорядка. Органы законодательной власти своей целью имеют реализацию правотворческой функции, путем принятия общеобязательных правил поведения, ориентироваться на которые в своей деятельности должны все граждане, общественные объединения, а также все органы государственной власти.

Исполнительная власть представляет собой совокупность органов, в компетенцию которых входит правоприменительная деятельность. Органы исполнительной власти дополняют законодательную в части соблюдения принятых норм. Они являются своего рода «блюстителями» порядка.


Судебные органы представляют собой независимую ветвь государственной власти. Компетенция данного органа выражается в решении правовых споров, при помощи деятельности судебных органов по реализации правосудия. Суд рассматривает и разрешает дело в соответствии с законом, с принципом справедливости, правосознанием и внутренним убеждением судей, членов судебных коллегий (присяжных, арбитражных заседателей).

Суд независим от законодательной власти, но важно учитывать тот факт, что принимая решение на базе законодательных актов, изданных законодательством, суд ограничивается основаниями и процедурами, которые устанавливает закон. Именно поэтому в отношениях между тремя ветвями власти - законодательной, исполнительной и судебной - признается приоритет законодательной власти.

Следовательно, судебная и законодательная власть похожи по своей природе и взаимосвязаны между собой. Судебная власть дает оценку законодательной деятельности, может корректировать положения законодательства при рассмотрении конкретных дел, тем самым ориентируя законодателя на разработку и принятие конкретных правовых предписаний. Но влияние законодательных органов на судебные также является актуальным. Это можно объяснить тем, что законодательные органы устанавливают правила, по которым функционируют судебные органы, законодательная власть принимает участие в формировании судейского корпуса.

Прокуратура не входит ни в одну из ветвей власти и является самостоятельным и независимым государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением норм Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Аверьянов В. Б. Содержание деятельности аппарата государственного управления и его организационные формы / В. Б. Аверьянов // Сов. государство и право. - 1988. - № 6. – С. 60-68.
  3. Алексеев С.С. Государство и право: Учебник / С.С. Алексеев. – М.: Проспект, 2017. – 782 с.
  4. Алексеев В.Б. Процессуальный статус прокуратуры и судебная власть / Алексеев В.Б., Колибаб К.Е. // Организация управления в органах прокуратуры. – 2016. – С. 95–96.
  5. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник / Д.Н. Бахрах. - М.: Эксмо, 2008. - 528 c.
  6. Безруков А.В. Роль законодательной власти в системе разделения властей и механизме обеспечения правопорядка в России / А.В. Безруков // Современное право. – 2015. – № 6. – С. 25 - 29.
  7. Енгибарян Р.В. Теория государства и права: учебное пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 560 с.
  8. Ломовский В. Какой власти принадлежит прокуратура // Российская юстиция. – 2017. – №9. – С. 21.
  9. Мандрыка Н.Н. Судебная власть и доктрина правового государства в разных правовых системах / Н.Н. Мандрыка // Российский судья. – 2016. – № 7. – С. 51 - 54.
  10. Нечкин А.В. Структура правительств стран Содружества Независимых Государств / А.В. Нечкин // Российский юридический журнал. – 2016. – № 3. – С. 68 - 76.
  11. Ноздрачев А. Ф. Современная правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти: анализ практики, оценка правовых форм, предложения и рекомендации /А.Ф. Ноздрачев //Законодательство и экономика. – 2014. – № 11. – С. 8-15.
  12. Пиголкин А. С. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 516 с.
  13. Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Под ред. Л.Т. Бакулина. – М.: Статут, 2017. – 344 с.
  14. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров /Т.Н. Радько. - М.: Проспект, 2015. - 608 с.
  15. Серков П. П. Полифункциональность правосудия: реальность или интерпретации правовой действительности? // Журнал российского права. – 2016. – № 12. – С. 162-174.
  16. Сиротюк А. З. Судебная система и система органов судебной власти Российской Федерации: проблемы разграничения и определения элементов // Российское правосудие. – 2018. – № 2. – С. 38-45.
  17. Теория государства и права в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. П. Альбов [и др.]; под общей редакцией А. П. Альбова, С. В. Николюкина. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 134 с.
  18. Хачатрян Т.С. Судебная система Российской Федерации: понятие и структура // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. № 3(8). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 84-88.
  19. Чашин А. Н. Судебная система и судебная реформа. – М. : Дело и сервис, 2014. – 96 с.