Файл: Понятие и границы суверенитета государства ( Суверенитет государства в современных условиях ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понятие государственного органа начали использовать в XIX в., когда на почве распространения идей народного суверенитета и разделения властей сложилось представление о государстве как средстве осуществления власти, принадлежащей народу. Это средство (механизм) рассматривалось как таковое, которое объективно имеет сложную организацию, элементами которой являются государственные органы. Еще Ш. Монтескье, опровергая практику функциональной неделимости государственной власти во времена феодального абсолютизма, рассматривал классификацию государственных органов по смыслу предлагаемой им концепции разделения властей [16].

Авторы учебников выделяют две стороны государственного суверенитета [4]:

- внешнюю сторону, которая по своей сути выражает независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне;

- внутреннюю сторону, которая выражает верховенство и полноту государственной власти в отношении всех других организаций в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории.

Таким образом, суверенитет государства – неотъемлемое свойство каждого государства, обязательное условие его международной правосубъектности. Суверенитет - это присущее государству верховенство права на его территории и независимость в международных отношениях.

В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т. п. Однако высшей властью, чьи решения для всех граждан, организаций и учреждений являются обязательными, только государство.

Государство имеет высшую власть в своих пределах, потому что оно само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не имеют права вмешиваться во внутренние дела. Государство имеет суверенитет независимо от размера территории, населения, политического режима.

Верховенство права означает:

  • его безусловное распространение на всех граждан и все социальные структуры общества;
  • монопольная возможность применения таких средств влияния (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которые не имеют других субъектов политики;
  • осуществление власти в определенных формах, в первую очередь права (право, правоприменение и правоприменение);
  • прерогатива государства признать действия других участников политики незначительными, если они не соответствуют положениям государства.

Государственный суверенитет включает в себя основные принципы, такие как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если иностранное государство или внешняя сила нарушают границы этого государства или заставляют его принимать решение, которое не отвечает национальным интересам его народа, то они говорят о нарушении его суверенитета. И это явный признак слабости этого государства, неспособности обеспечить суверенитет и национально-государственные интересы.

Термин «суверенитет» имеет для государства то же значение, что и термин «право и свобода» - для человека. Суверенитет государства включает в себя экономические, политические и правовые аспекты.

Экономической основой государственного суверенитета владение территории, определенной собственности, культурных ценностей и так далее.

Политическая основа суверенитета-существование стабильного, устоявшегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются Конституции, законы, декларации, общепринятые принципы международного права, закрепляющие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Как знак государства он характеризует суверенитет как особый субъект политических отношений, главный компонент политической системы общества.

1.3. Юридические свойства и направления осуществления государственного суверенитета

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества. В юридической литературе выделяют неотъемлемые юридические свойства суверенитета: верховенство, единство, независимость государственной власти [15] (см.Приложение А).

1. Первое юридическое свойство государственного суверенитета - верховенство государственной власти, т.е. ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов [5]. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов.


Кроме всего прочего, сущность верховенства государственной власти выражается в том, что оно определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает правоспособность, общий правопорядок, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан [15].

2. Второе юридическое свойство государственного суверенитета - единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.

Иными словами, исключается двоевластие и признается единственная легитимность и высшая юридическая сила законов, издаваемых высшими органами государственной власти на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права, и свободы граждан.

В то же время, единство государственной власти заключаются в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все необходимые для осуществления функций государства полномочия, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам, при одних и тех же обстоятельствах, взаимоисключающие правила поведения [18].

3. Третьим важнейшим свойством суверенной государственной власти является ее независимость, т.е. самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Кроме того, независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются в таких моментах, как:

- прерогатива, т.е. возможность отмены и признания любого незаконного проявления другой общественной власти ничтожным, а также возможности закрепления государственной властью любого проявления общественной власти;

- универсальность, т.е. обязательность решений государственной власти для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране;

- наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Такая самостоятельность государственной власти должна обеспечиваться отсутствием зависимости (политической, финансовой и др.) государственных органов от кого бы то ни было внутри и вне пределов государства. Иногда государственный орган трактуется как определенным образом организованная группа людей, которые действуют в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвуют в реализации определенных функций. Существуют и другие определения понятия «государственные органы».


Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции.

Следует обратить особое внимание на то, что все вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера.

В работах современных авторов стали появляться суждения, что власть каждого государства ограничена и обусловлена извне – зависимостью его от международного общения, изнутри – от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться [22].

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства, которые позволяют отличить страну от других публично-правовых союзов.

В юридической литературе выделяют также основные направления осуществления государственного суверенитета (согласно нормам конституционного права) [12]:

- обеспечение верховенства закона на всей территории государства;

- обеспечение нормального функционирования налоговой и финансовой системы;

- сохранение территориальной целостности;

- защита экономической системы;

- обеспечение эффективной работы аппарата управления.

Осуществление государственного суверенитета происходит на всей территории государства, на основе действующего законодательства посредством деятельности исполнительно-распорядительных и правоприменительных органов.

Итак, подводя итог первой главы, можно сделать вывод, что государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

2. Государственный суверенитет Российской Федерации: проблемы и пути совершенствования

2.1. Основные характеристики государственного суверенитета Российской Федерации

Конституция РФ 1993 г. содержит новые подходы к суверенитету государства [1]. В Конституции РФ закреплен принцип суверенности Российской Федерации, выступающей в государственно-правовом и международно-правовом отношениях в качестве единственного носителя верховной власти Российского государства.


Основные характеристики государственного суверенитета согласно ст. 4 Конституции РФ [1]:

- государственный суверенитет, согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, находит свое выражение в верховенстве на всей территории Российской Федерации Конституции РФ и в том числе федеральных законов [1];

- верховенство государственной власти на территории РФ выражается в том, что в рамках ее территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

- международно-правовыми аспектами суверенитета РФ являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях. Часть 3 ст. 4 Конституции РФ возлагает на Федерацию обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории [1]. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН;

- независимость РФ в международных отношениях означает, что государство выступает в международных отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта. В отношении Российской Федерации никакое другое государство не может издавать обязательные распоряжения, а также распространять свою власть на территорию Российской Федерации;

- суверенитет Российской Федерации не является неограниченным. Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий международным организациям, так как верховенство власти ограничивается нахождением Российской Федерации в различных международных организациях: Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств. Статья 79 предусматривает, что Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами [1].

Такая передача разрешается Конституцией РФ, которая ограничивает это право государства двумя условиями: участие в межгосударственных объединениях возможно, если оно не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации [1];

- государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту - Российской Федерации. На единство суверенитета РФ не влияет федеративное устройство России. В федеративном государстве суверенитет не делится между Федерацией и ее субъектами, а происходит разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъекта Федерации. Субъекты Российской Федерации - республики - хотя и называются в Конституции РФ (ст. 5) государствами, не могут быть ими признаны, так как не обладают суверенитетом: на своей территории по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения органы исполнительной власти республики подчиняются федеральным органам исполнительной власти[1]. Республики не являются субъектами международного права, то есть не могут самостоятельно (от своего имени) вступать в отношения с иностранными государствами;