Файл: Понятие и границы суверенитета государства ( Суверенитет государства в современных условиях ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Иными словами, суверенитет Российской Федерации закрепляется в следующих трех положениях:

– Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность всей территории;

– Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России;

– суверенитет Российской Федерации распространяется на всю территорию.

Все субъекты Российской Федерации в равной мере обладают правом заключать внутрифедеративные договоры, в том числе о разграничении предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти, а также участвовать в международных и внешнеэкономических связях, как это установлено федеральным законом.

На всех субъектах Федерации в равной мере распространяется обязывающая сила принципа территориальной целостности. Границы между субъектами могут быть изменены лишь с их взаимного согласия, а утверждение такого изменения возложено на Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Все субъекты Федерации в равной степени обладают конституционными гарантиями своего статуса. Статус любого субъекта может быть изменен лишь по взаимному согласию Российской Федерации и конкретного субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

2.2. Проблемы суверенитета в Российской Федерации и пути их решения

В первой главе курсовой работы были рассмотрены различные интерпретации понятия суверенитет. Несмотря на различные интерпретации понятия суверенитета как свойства или признака государства, в основных чертах все они сводятся к следующему [25]:

- суверенитет — это свойство государства, выражающееся в верховенстве и независимости государственной власти, не признающей над собой высшей или конкурирующей на территории данного государства другой власти;

- суверенитет не отчуждается, ибо отчуждение суверенитета означает исчезновение самого государства;

- суверенитет неделим, ибо никакая структура государства не может быть отмечена какой-либо долей суверенитета;

- суверенитет един, ибо на одной и той же территории не могут сосуществовать две или несколько независимых властей.

Ситуация с определением роли и значения суверенитета и его составляющих осложняется усиливающимися процессами глобализации. В частности, нарастает тенденция к пересмотру базовых принципов категории суверенитет как неотъемлемого атрибута государства. В свете подобных тревожных тенденций, пожалуй, федеральному центру стоит больше внимания уделять проблемам укрепления внешнего суверенитета России.


Всесторонний анализ существующих подходов к пониманию «государственный суверенитет» позволяет выделить следующие позиции.

1. Государственный суверенитет в Конституционном правовом смысле - верховенство и независимость государственной власти в стране и за рубежом, которые проявляются в способности самого государства решить все внутренние и внешнеполитические задачи, осуществление своих полномочий по отношению ко всем субъектам права в пределах территориальной юрисдикции.

2. Государственный суверенитет как категория международного права является постулатом международных отношений. Современное международное право основано на основополагающих принципах уважения государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела, суверенное равенство государств, признание нерушимости границ, неприменение насилия или угрозы насилия, урегулирование споров мирным путем Этот подход обеспечивает наиболее полную реализацию большинством государств своих национальных интересов, возможностей независимого развития внутригосударственной и межгосударственной политики, социальные, экономические и культурные отношения.

3. Суверенитет не зависит от формы государства и является динамичной характеристикой государства. Он может быть подорван и утрачен, что влечет за собой снижение качественных характеристик реализации функций государства в наиболее важных сферах общественной жизни или полную утрату способности государства осуществлять самостоятельное управление делами общества и государства. В силу этого государственный суверенитет нуждается в защите [12].

4. Существует система внешних индикаторов - признаков, свидетельствующих об ослаблении и подрыве государственного суверенитета. Задача компетентных государственных структур - своевременно обнаружить и зафиксировать эти признаки, выявить подготовку конкретных антигосударственных сценариев и принять ответные меры реагирования: ослабить воздействие или нейтрализовать угрозообразующие факторы, инициировать адекватные механизмы защиты государственного суверенитета [12].

В современной российской юридической науке проблеме суверенитета уделено значительное внимание. Субъектами федерации ставится вопрос: может ли суверенитет Российской Федерации быть разделен между федерацией и ее субъектами, и могут ли быть признаны республики в составе Федерации суверенными [3].

В Конституции Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 3 носителем и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ [1]. Эта норма позволила официальным властям занять позицию, согласно которой суверенитет РФ един и неделим. Считается, что Конституция РФ не допускает какого-либо другого носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо другого суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет изначально, исторически принадлежит федерации в целом [2].


Таким образом, на вопрос о том, кому принадлежит суверенитет в Российской Федерации, кто же обладает свойством суверенитета как независимого, верховного, неделимого института, свободного в использовании всей совокупности властных полномочий внутри Федерации и вне ее границ, ответ может быть только один — единое, суверенное Российское федеративное государство.

Государственно-правовые отношения между Российской Федерацией и ее субъектами строятся на основе Конституции России, которая устанавливает федеративное устройство страны, ее состав и статус ее субъектов (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов). Выражением суверенитета Российской Федерации является единое конституционное пространство, в рамках которого сосуществуют конституционно-уставные и правовые системы всех частей государства.

В то же время, официальная позиция субъектов РФ отражает теорию разделенного суверенитета, на которой основаны передовые федерации в мире, такие как США и Швейцария. Идея и практика признания за республиками суверенитета и «неограниченности суверенитета союзных республик» имеет корни в советской теоретической и официальной доктрине сочетания суверенитета СССР и суверенитета союзных республик [4].

Несмотря на однозначное установление единства суверенитета на всей территории России и международно-правовое признание суверенитета только за единым федеративным государством и отказ от признания суверенитета субъектов Федерации, независимо от того, признают ли себя суверенными в своих конституциях субъекты Федерации, в российской юридической литературе и государственно-правовой практике ряда субъектов Федерации идея суверенитета республик имеет идеологических сторонников, а в ряде республик она зафиксирована на конституционном уровне (в конституциях республик, основанных на Декларациях о государственном суверенитете, провозглашалось, что они — суверенные государства).

Россия, находясь с 1922 г. в составе СССР, фактически утратила свой суверенитет. Восстановление суверенитета РСФСР (это государство было суверенным с 1917 г. по 1922 г.) было осуществлено 12 июня 1990 г., когда I Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.

«Парад суверенитетов» в 1990 году во время распада СССР и стремление обеспечить свою независимость в первую очередь по отношению к СССР юридически способствовал «обоснованию» разрушительных политических притязаний местных элит, серьезно дестабилизировал политическую обстановку в процессе распада СССР. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России.


Декларация о государственном суверенитете РСФСР стала актом определения новой личности Российского государства отдельной от личности СССР. Таким образом, по отношению к РСФСР новая Россия является государством-продолжателем, а по отношению к СССР - правопреемником, таким же как и остальные 14 республик.

Положение о том, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах.

В отличие от всех конституций СССР и РСФСР, которые пусть и формально, но обстоятельно обозначали мнимые характеристики автономных республик как государств, Конституция Российской Федерации не содержит положений, характеризующих республики как государства.

Во избежание подобных прецендентов Конституция Российской Федерации, исходя из общепризнанных норм международного права и мировой конституционной практики, определяя Россию как федеративное государство, состав ее субъектов и их статус, не содержит положения о суверенитете республик.

В России, таким образом, сложилась ситуация, характерная сочетанием двух суверенитетов в рамках одного государства. Это сочетание проявляется в том, что суверенитет федеративного государства охватывает, покрывает собой суверенитет входящих в него республик, тоже объявивших о своем суверенитете.

Сам по себе такой подход вполне приемлем при условии, что им не нарушаются исторически сложившееся государственное единство народов Российской Федерации, целостность ее территорий.

Актуальность вопроса обусловлена тем, что проблема суверенитета в федеративном государстве - важнейший аспект практической политики, так как от концептуального его решения зависит характер властных отношений федерации и ее субъектов, а также характер и способы разделения власти по вертикали [24].

Федерализм является средством соединения, а не разделения унитарного государства. Государственный суверенитет делится между федерацией и ее членами, соответственно закрепленной в Конституции доле государственной власти.

Раздел суверенитета может проводиться путем распределения компетенции между законодательными органами федерации и ее субъектов. Кроме того, разграничивается компетенция между главами государств, администрациями и судебными органами обоих уровней. Для этого применяют различные принципы разграничения компетенции.

Однако, суверенизация регионов, получившая начало в Федеративном договоре, породила и другое негативное явление – множество законодательных актов субъектов Федерации, которые противоречат и федеральным законам, и Конституции. Субъекты Федерации во избежание развала страны просто обязаны привести свое законодательство в соответствие с федеральным.


Обобщая вышесказанное, именно федеративная идея может стать решением многих проблем разделения суверенитета, вследствие противоборства между двумя противоположными тенденциями: стремлением к глобализации и развитием национальной, региональной самобытности во всех ее проявлениях.

Согласно нормам общего конституционного права, основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются [18]:

- обеспечение верховенства государственного закона на всей территории государства;

- обеспечение территориальной целостности;

- защита экономической системы;

- обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;

- обеспечение нормального функционирования аппарата управления.

Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства [16].

Модернизация России невозможна без учета составляющих ее регионов. В модели безопасности региона, безусловно, важной является проблема расширенной самостоятельности административно-территориальных образований в решении местных вопросов при разумном сочетании интересов региона и государства.

Установление степени государственного контроля над регионами является необходимостью для функционирования стабильного, относительно однородного государства.

Подводя итог второй главы, можно сделать вывод, что несмотря на многовековую разработку юристами категории «суверенитет», теория суверенитета продолжает нуждаться в осмыслении и конкретизации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог курсовой работы, можно сказать, что ее цель достигнута.

Раскрыты основы суверенитета государства в современных условиях, выявлены проблемы поддержания суверенитета на примере Российской Федерации, а также предложены пути решения указанных проблем.

Решены задачи курсовой работы:

- раскрыта основы суверенитета государства в современных условиях (понятие, правовое содержание, основные характеристики и юридические свойства);

- по результатам анализа выявлены проблемы поддержания суверенитета в Российской Федерации;

- разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию суверенитета Российской Федерации.

Завершая анализ проблем суверенитета в Российской Федерации, необходимо перейти к выводам:

1. Сегодня стоит целый ряд проблем, требующих дальнейшей разработки теории суверенитета и практических вопросов его реализации, среди которых осмысление процесса перехода от концепции суверенитета в условиях СССР к теории суверенитета в условиях Российской Федерации, перспектив интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, прежде всего, в рамках Союза Беларуси и России, укрепление единства государства Российского.