Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Организация исследования и методы диагностики учебной мотивации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 этап – операционально-познавательный. Здесь самым важным является создание условий, чтобы именно учащийся начал действовать. В этом может помочь создание различного характера ситуаций, таких как поисковая или проблемная ситуация, дискуссия, ссора, ситуации игрового характера – познавательные игры, соревнования, а также ситуации эмоционального характера – ситуация успеха, увлеченности темой. Стоит отметить, что форма групповой учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная работа. Необходимо также учитывать значимость положительных эмоций, возникающих от деятельности и достигнутого результата.

3 этап – рефлексивно-оценочный. На данном этапе происходит анализ проделанной работы и изучение ошибок с оказанием помощи, необходимой учащимся, а также сопоставление достигнутого результата с поставленной в самом начале задачей и оценка работы. Стоит уделить особое внимание подведению итогов и оценке работы. Учащийся должен испытывать удовлетворение от проделанной работы, от преодоления трудностей, которые возникали на его пути и познания нового, неизведанного. Именно это приводит к развитию желания пережить такие же эмоции в будущем. Таким образом, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что обязательно приведет к формированию ее устойчивости.

Роль оценки результатов учебной деятельности в формировании мотивации не вызывает сомнений. Важно только давать именно качественный, а не количественный анализ учебной деятельности школьников, подчеркивать только положительные моменты происходящего, динамику в изучении учебного материала, выяснять причины имеющихся недостатков, а не только замечать их наличие. Сама оценка не должна являться самоцелью для ребенка, это может привести к угасанию мотива собственно познавательной деятельности, к деформации развития личности учащегося.

Основные методы создания мотивации и стимулирования деятельности учащихся:

1. Эмоциональные: адекватная похвала, поощрение и порицание.

Метод поощрения порождает уверенность в своих силах и стимулирует личностный рост, а также самореализацию ребенка. Очень важно поощрять ребенка за его успехи. Необходимо это делать так, чтобы учащийся знал о своих способностях и возможностях. Для этого можно использовать следующее клише: «Ты справился с этим заданием, потому что у тебя сильное желание и воля для того, чтобы довести дело до конца!». Однако здесь необходимо отметить, что такой метод полезен для детей с низкой или заниженной самооценкой, тревожных и неуверенных в себе, так как он ведет к созданию ситуации успеха для определенных учащихся. Для таких детей эффективным будет использование учебно-познавательной игры, создание ярких наглядно-образных представлений, ситуации успеха, стимулирующего оценивания, а также свободный выбор задания.


Порицание эффективно применять к учащимся с высокой или завышенной самооценкой, а также для детей с адекватной самооценкой, потому что именно у таких учащихся хорошо развита рефлексия. Они, как правило, адекватно оценивают свой потенциал, способности, свои недостатки и сильные стороны, на которые они могут опираться.

Для создания положительного настроя на уроках можно использовать улыбки, шутки, различные юмористические картинки, афоризмы с комментариями, поговорки, музыкальные минутки, небольшие стихотворения и т.д.

2. Познавательные: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, прогнозирование будущей деятельности, побуждение ребенка к поиску альтернативных решений.

Здесь важным является то, что ребенку следует объяснять способы «погружения в задачу», а не только связь между учебным материалом и реальностью. Ребенку необходимо помочь почувствовать себя внутри ситуации задачи, увидеть и услышать все вокруг себя. Абстрагироваться от букв и цифр, от знаковой системы в целом и перейти в образно-эмоциональную систему, которая более привычна для него, как бы «прожить» задачу. В итоге к ребенку придет некая логика событий, их суть, а дальше останется только подставить цифры.

Прогнозируя результаты деятельности на уроке, педагог мотивирует учащихся на конкретную скорость выполнения задания, на глубокое погружение в учебный материал, на быстроту реакции, на создание творческих ответов. Стоит заметить, что прогнозируя, учитель информирует ребят о результатах, обязательных при обучении, в самом начале урока, а не в конце, развивая тем самым очень значимое качество – рефлексию при выполнении различных заданий. Таким образом, вся деятельность учащихся становится целенаправленной, а это помогает избежать очень многих ошибок.

В психологии также известен метод «Мозговой атаки». С помощью данной методики можно стимулировать творческую активность и продуктивность. Суть этого метода заключается в том, что каждый ребенок в классе высказывает любые мысли на предложенную тему, не подвергая их оценке, стремясь побудить других детей высказать свои идеи. В рамках урока этот метод можно применять при обсуждении устных тем. Высказывания учащиеся делают по очереди, учитель не должен допускать критику ни со стороны детей, ни со своей стороны. Педагог запоминает наиболее верные ответы детей и устно начинает проверять каждого, тогда можно критиковать и анализировать вместе с детьми, отбрасывая неперспективные идеи, оставляя самые продуктивные.


Наилучшим решением для того, чтобы учащиеся стали не просто «потребителями знаний», а субъектами действия по их получению и созиданию, будет использование метода свободного выбора, например, выбор действия, свободная беседа, самостоятельный выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д. Активных методов обучения, например, позволить детям побывать в роли учителя, обсудить задание в группах, создать ролевую игру, поучаствовать в дискуссии, семинарах. А также методов, направленных на самопознание и развитие (воображения, мышления, эмоций, взаимооценки и самооценки), выполнение творческих заданий, развивающих объединений (проектный метод, парная и групповая работа).

3. Социальные: интерес к достижениям и делам учащегося.

Развивая в детях чувство коллективизма и сотрудничества, учитель должен оценивать каждого индивидуально, тогда каждый ребенок будет отвечать за себя сам, даже работая в группе.

Данные методы способствуют развитию желания у ребенка достигать успеха. Важно заинтересованно и очень внимательно относиться к тому, что значимо для учащегося, регулярно поддерживать и стимулировать его интересы. Ребенок опирается на авторитет учителя, ведь именно педагог может многое внушить ребенку, его мнение наиболее весомо по сравнению с родителями. При общении с родителями следует делать акцент на атмосферу познания, только растущий в этой сфере ребенок имеет внутреннюю потребность узнавать, это главное условие повышения уровня мотивации. Большое значение имеет то, что учитель сам должен жить и интересоваться какой-либо темой, смотреть фильмы, читать книги, журналы, объединённые конкретной проблемой, темой его жизни.

С позиций современной педагогики учителю также следует обратить внимание на следующее:

Стараться по возможности обратиться к каждому ученику на уроке, не менее 3–5 раз, и постоянно давать «обратную связь» – корректировать неправильно понятое или совсем не понятое ребенком знание.

Не ставить учащемуся оценку за отдельный ответ, а оценить ответы в комплексе, на разных этапах урока.

Целенаправленно и постоянно заниматься развитием тех качеств, которые лежат в основе развития познавательных способностей: все виды памяти, быстрота реакции, воображение, внимание и т.д. Основной задачей каждого учителя является не только дать новые знания ребенку, научить его чему-либо, а способствовать развитию мышления ребенка средствами своего предмета.

Когда есть возможность, необходимо объединять знания, темы своего предмета связывать с родственными и другими учебными дисциплинами, тем самым расширяя кругозор учащихся и обогащая их знания.


Вместе с тем очень важно, чтобы ребенок научился сам ставить перед собой цели. В самом начале урока, при анализе нового учебного материала следует подводить ребенка к пониманию той цели, которую ставит учитель, а затем постепенно к самостоятельной постановке своих целей, имеющих для него личностный смысл.

С учащимися необходимо постоянно, последовательно отрабатывать постановку разных целей –простых и сложных, близких и перспективных. Важно соблюдать условие – цели должны быть реально достижимы. При организации взаимодействия необходимо не только учитывать ситуации, которые могут произойти, но и разрабатывать специальные задания, которые будут отражать все компоненты учебной деятельности.

Примерное содержание заданий:

- определите свои цели занятия;

- подумайте, для чего вы хотите сегодня работать на уроке;

- определите значимость того материала, который изучаете;

- проанализируйте свои мысли, выскажите свои предложения по изучению нового учебного материала;

- сформулируйте собственные учебные задачи;

- определите каким способом вы будете решать свою учебную задачу;

- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;

- определите трудности, которые возникли во время урока;

- представьте себя на месте учителя: что бы вы предложили ему для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.

Эффективнее процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет, если педагоги будут использовать в своей работе разнообразные методы и приемы, а также учитывать следующие факторы, которые непосредственно влияют на формирование учебной мотивации: эмоциональная атмосфера, ситуация успеха, дифференцированный подход, разнообразные приёмы работы и др.

Формы используемых информационно-коммуникационных технологий:

1. Применение мультимедийных презентаций на уроках должно быть систематическим, но реже четырех раз в неделю (по требованиям СанПиН при использовании технических средств обучения в начальной школе).

Технические средства, такие как ноутбук и проектор, позволят это сделать. Формы организации учащихся на уроке в ходе медиапрезентации могут быть самые разнообразные: групповая и коллективная работа, работа в парах и малыми группами; возможно широкое применение частично – проблемных и поисковых методов. Однако организация усвоения учащимися новой информации будет наиболее эффективной лишь в том случае, если в процессе овладения материалом будет подключаться зрительная память.


2. Компьютерное тестирование.

Компьютер необходим для осуществления всестороннего контроля учебного процесса (текущего, промежуточного, итогового). Он позволяет отработать умения учащихся на практике, контролировать и оценивать выполнение домашнего задания, работать с таблицами, схемами, редактировать тексты и исправлять ошибки в творческих работах детей.

Было также замечено, что именно тестирование с помощью компьютерных программ, дает возможность дифференцировать и индивидуализировать задания путем вопросов разного уровня. К тому же тесты, выполненные на компьютере, делают возможным возвращение к неусвоенным вопросам и выполнение «работы над ошибками». Учитель, который решил воспользоваться методом тестов, может самостоятельно разработать тест, используя соответствующую оболочку–систему для создания тестов (использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).

3. Работа с электронными энциклопедиями.

Данная форма работы дает возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. Например: выбрав имя автора в электронной библиотеке, можно быстро найти нужную иллюстрацию или нужное произведение, а также и информацию из любой сферы знаний. Учащиеся могут индивидуально или в малых группах искать в энциклопедиях необходимую для урока информацию или ответ на поставленный вопрос.

4. Специально разработанные компьютерные программы.

Данные программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами, приемами обучения и традиционными методами, например: 1С Образование. Являясь мультимедийным пособием, такие образовательные программы позволяют повысить уровень самостоятельности учащихся, учитель является лишь координатором действий детей. Ученик при необходимости может вернуться обратно к непонятной ему теме. Обучающие программы наиболее эффективны на этапе проверки сформированности и закрепления навыков как в групповой, так и в индивидуальной форме работы.

5. Творческая проектно – исследовательская деятельность.

Для выполнения домашнего задания – поиска информации, работы над текстом, написания мультимедиа сочинения можно использовать компьютер в компьютерном классе, в рабочей зоне класса, в библиотеке школы или домашний компьютер. Начиная уже с 1 класса ребят необходимо познакомить с возможностью создания проектов. Тематика проектов самая разнообразная в зависимости от класса и возраста учащихся. При работе над своими проектами ребята возможно использование различных источников информации: мультимедийные энциклопедии «Кирилл и Мефодий», ресурсы Интернета, газеты и журналы. И как показала практика, использование учащимися компьютерных технологий способно решить сразу несколько важных задач: во-первых, учащиеся учатся самостоятельно искать и извлекать нужную информацию; во-вторых, они учатся находить творческий подход к применению полученных знаний на практике; школьники получают необходимый опыт общения при подготовке своего проекта и умение работать в группе. Результаты работы над проектом ученики представляют в разных формах: в форме буклета, компьютерной презентации, публикации и др.