Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Основные формы правления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чаще всего монархическая власть наследственная, но не исключаются и выборы монаха, в том числе при прерывании династии. Существуют три порядка наследования:

- Сеньоратный

- Майоратный

- Наследование по праву первородства.

При сеньоратном наследовании престол переходит старшему в роду.

Майоратный порядок наследования означает то, что престол наследует старший сын монаха, а при праве первородства престол переходит к нисходящему потомству в одной линии- его наследует старший сын, а если он умер раньше отца, то его старший сын, а по прекращению допустимых престолонаследников в старшей линии престол переходит к старшему представителю следующей по старшинству линии.

Кроме того, истоки монархической формы правления можно обнаружить в очень простой общественной организации, появившейся на рубеже IV-III тыс. до н.э. и ставшей итогом «неолитической революции».

В этих обществах ранних земледельческих культур организация власти отличалась жесткостью и централизованностью, строилась по принципу сверху вниз, отличалась при этом эффективностью, ясностью, соответствовала очень строгой регламентации сельскохозяйственного производства, духовному миру земледельцев-общинников. Монарх являлся своего рода посредником между предками и народом, таким образом, его роль имела большое религиозное значение, ведь монарх также хранил священные традиции, заботился о благоденствии. Кроме того, монарх обязательно участвовал во всех главных религиозных ритуалах и обрядах, таким образом осуществляя связь между народом и верховным божеством, его представитель в духовной жизни. Монарх – это представитель божества на земле, а значит, и правление его было освящено религией и ею поддерживалось. Таким образом, первичные формы монархии по сути во многих регионах земного шара можно считать специфическими формами теократического правления (Африка, Америка, Европа и др.).

Е.Н. Салыгин занимался исследованиями теократии как религиозно-политической системы. Он пришел к выводу, что сращивание светского и религиозного является показателем того, что первичные раннеклассовые государства благодаря сращиванию светских и религиозных начал в монархической форме правления, в силу религиозно-политической регламентации являлись по существу теократическими. Монархия эффективно обеспечивала общесоциальные и классовые функции государственного управления: а именно, речь идет об учете труда и распределении его результатов, создании страховых запасов (фондов), организации совместных работ (ирригационных, культовых сооружениях), ведении войн и защите от нападения, создании информационных служб, религиозно-культовых отправлениях, взимании налогов, дани[7].


Чиновники управляли регионами, а также функциональными службами, но их назначал монарх. Чиновники имели право назначать других чиновников более мелкого ранга. Благодаря вертикальной иерархии власти появлялась возможность построения очень эффективной системы управления, при которой земледельцы-общинники, ремесленники, купцы и другие члены этих раннеклассовых обществ решали споры на любом из существующих уровней управления или осуществлять их передачу на более высокие уровни в случае неудовлетворенности ранее принятыми решениями.

В функции монарха также входило решение вопросов, связанных с организацией и осуществлением государственной власти. Роль советников в самых ранних формах монархического правления исполняли предсказатели, пророки, культовые служители. Также в монархической форме правления довольно часто монарх располагал солидным чиновничьем аппаратом, нередко использовал принудительную силу для исполнения собственных решений.

Впоследствии монархические формы правления реализовались в различных обществах и в разные исторические эпохи и дали целый спектр самых разнообразных организаций власти, а сами монархи именовались по-разному: короли, князья, шахи, эмиры, раджи, императоры, султаны, цари, фараоны, государи, инки и т.д.[8]

Монарх выполняет важнейшую функцию персонификации государства, он является самым главным участником внешней и внутренней политики, главой государства, представителем народа, человеком, который способствует объединению граждан в единое государство. И вполне справедливо, что один из королей Франции говорил о себе: «Государство – это я». Важно понимать, что в первую очередь речь здесь идет не о фактическом положении дел, а о юридической персонификации государства.

Как правило, у монархов в распоряжении были богатое хозяйство, персональная собственность, куда включались не только земли, но также рабы и крепостные, за счет которых дворец монарха, сам государь и его семейство имущественно обеспечивались.

Единоличное правление осуществляется монархом. Однако необходимо понимать, что не только монарх решает все государственные дела. Многочисленные советники, министры, чиновники, служащие, которые объединены в различные органы государства, также управляют теми или иными государственными делами. Монарх берет на себя решение самых важных и принципиальных государственных вопросов. У монарха имеется вся полнота государственной власти. Также важно заметить, что власть монарха характеризуется верховностью и суверенностью (независимостью). Это означает, что в процессе распределения полномочий и сфер управления между различными государственными органами монарх может взять к своему рассмотрению любой вопрос, если он сочтет его достойным своего внимания[9]. Таким образом, монарх является высшей властью в государстве.


В различные исторические эпохи власть монарха представлялась как священная, поддерживалась религиозными институтами общества. Монархическая власть распространялась на все сферы государственной жизни, в том числе и на судебную сферу. Если требовалось обжаловать судебные решения, обращались к монарху как к самой высокой и последней инстанции.

Таким образом, у монархической власти отсутствуют ограничения, все сферы государственной деятельности ей подчинены: законодательная, исполнительная и судебная. В лице монарха эти ветви государственной власти объединяются.

Вместе в тем, решая многие вопросы, монарх только формально сохраняет юридическую независимость, поскольку на него оказывают влияние различные международные, политические и национальные силы. В законах многих государств юридически закреплено, что вышеназванные факторы могут оказывать влияние на решения монарха. Кроме того, монарху необходимо принимать решения, исходя из экономических обстоятельств и возможностей. Однако необходимо понимать, что чаще всего принятие решения определяется случайными факторами субъективного характера, возможно, даже личными пристрастиями монарха.

Монархическая власть «отличается порядком своей легитимации (утверждения, принятия): эта власть, как правило, передается по наследству. В разных странах устанавливается различный порядок наследования власти (например, наследование только по мужской линии, наследование власти по старшинству наследников и т.д.). Общим же является тот факт, что народ не имеет никакого отношения к переходу власти от одного лица к другому, не участвует в этом раз и навсегда установленном порядке»[10].

Власть монарха бессрочна и пожизненна. Конечно же, не только естественная смерть монарха может его полномочия прервать. В истории достаточно много примеров того, как монарха лишали власти антиправовыми и противогосударственными способами (монархов свергали, убивали, насильственно отстраняли от власти и заменяли другими). Под бессрочностью правления монарха стоит понимать то, что срок правления не установлен заранее.

Монарх свободен от ответственности. Здесь подразумевается не то, что монарх является безответственным человеком и не заботится о государственных делах (история, к счастью, знает мало примеров подобных правителей). Речь идет об отсутствии конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления, а за ошибки и злоупотребления в государственном управлении отвечают советники, другие чиновники. Но в истории есть примеры привлечения монарха к ответственности, когда в роли высшего судьи выступал народ (революции).


Отметим, что вышеназванные юридические признаки монархической формы правления – это своего рода идеал, типичная форма монархии. В конкретной исторической действительности, конечно же, встречаются разного рода исключения и отступления от этих юридических признаков. Довольно часто в монархиях сочетаются различные признаки, так образуются разные виды монархий: например, неограниченная монархия (абсолютистская) и ограниченная, в том числе конституционная.

В рамках абсолютистской монархии народ бесправен, отсутствуют представительные учреждения, вся государственная власть сосредоточена в руках монарха. Монарх издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги. Народ не участвует в законодательной деятельности, не контролирует процесс управления государством. Абсолютистская форма монархии, как правило, влечет за собой произвол, эксплуатацию народа, господство определенных классов, интересы которых выражает и защищает монарх.

Так, в рабовладельческом обществе монархия часто принимает форму неограниченной деспотии. Расцвет абсолютистской монархии как формы правления пришелся на эпоху средневековья. Теократическая монархия – это разновидность абсолютистской монархии, здесь глава государства одновременно представляет и светскую, и религиозную власть. По мере развития буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционировала в конституционную монархию. Это процесс связан с тем, что монархия стала приспосабливаться к интересам господствующего класса – буржуазии.

Ограниченная монархия имеет разные формы. В поздний период эпохи средневековья в Европе стали появляться парламенты – представительные учреждения «третьего сословия». Таким образом государственная власть как бы раздваивалась, а раздвоенность эта выражалась в том, что монарх сохранял юридическую и фактическую независимость от парламента, однако чаще всего был вынужден считаться с его деятельностью. Монарх имел право назначать правительство, при этом правительство несло ответственность перед монархом, однако парламент мог обсуждать и критиковать деятельность правительства. Влияние монарха на парламент было достаточно сильным – правитель имел право вето, назначения депутатов в верхнюю палату, мог распустить парламент. Однако представительное учреждение при монархии приобретает контрольные функции, выступает законосовещательным органом, с которым монарх не может не считаться[11].


Для конституционной монархии характерно юридическое, законодательное ограничение власти монарха в области как законодательной, так и исполнительной деятельности. Монарх формально имеет право назначать главу правительства и министров, однако правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Монарх издает акты, однако юридическую силу они обретают в том случае, если они одобрены парламентом и основываются на конституции. Монарх в конституционной монархии «играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит»[12].

Также стоит выделить не только юридические, но также и социально-психологические признаки, характеризующие монархию как форму правления.

В первую очередь, власть монарха воспринимается как исходящая от Бога, имеющая божественное благословение, соответственно, монарх считался человеком, осененным божественной благодатью. Бог наделяет монарха властью, а если власть монарха угодна Богу, значит, его власть угодна и народу государства. Монархия основывается и зиждется на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь – за всех», признании неравенства людей, их ранжированности по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии[13]. Вполне очевидно, что подданные доверяют монарху (причем доверие это подчас носило неограниченный характер), любят его и верны ему, возлагают на монарха большие надежды. Вместе с тем, важно учитывать, что монархическую форму правления трудно себе представить без принуждения, жестокой дисциплины, субординации. А в целом, монархическое сознание консервативно, ему свойственны терпение, стремление к сохранению существующих традиций, установившихся норм поведения.

Таким образом, монархия как форма правления представляет собой сложнейший конгломерат власти, юридических основ ее организации и функционирования, общественного социально-психологического состояния.

И в заключении: монархия – это не отжившая форма правления прошлого, так как в современном мире достаточно много государств с монархической формой правления. В некоторых государствах политические лидеры не назывались монархами, однако фактически обладали неограниченной монархической властью (например, генеральные секретари коммунистической партии в социалистических государствах).