Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Основные формы правления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Мексика, Бразилия). В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый «импичмент»). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышленно, грубо нарушает конституцию[23].

Встречается и другая модель президентской республики, когда президент является главой государства, но при этом не выполняет функции главы правительства. В таком случае президент распределяет полномочия, закрепленные в конституции, а также образует систему органов – государственных и общественных – при президенте, которые помогают ему выполнять функции главы государства, гаранта конституции[24].

В целом, президентская республика дает возможность президенту держать в своих руках многие властные полномочия. Для многих исторических условий это вполне оправданно. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в нестабильных ситуациях. Иногда президентское правление эффективно, если в стране проводятся серьезные реформы, также президентское правление подходит для многонациональных государств, стран, имеющих обширную территорию. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов»[25].


Таким образом, в президентской республике, если соблюдается конституционная законность, правительство отличается большей стабильностью, а парламент обладает более реальными полномочиями. Президентская республика – это одна из самых гибких форм правления, именно по этой причине она достаточно распространена в современном мире. Большинство государств, составляющих Организацию Объединенных Наций, имеют такую форму правления. Видимо, эта форма правления также позволяет более централизованно управлять государством, быстрее реагировать на социальные, экономические, экологические вызовы конца нашего времени.

Вместе с тем, важно знать и о недостатках президентских республик: сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Один человек подчас не может справиться с задачей быстрого и качественного принятия многих политических решений. По этой причине президентская республика остро нуждается в мощной команде, которая бы помогала президенту по всем основным направлениям его деятельности.

Под командой мы понимаем формирующиеся во время избирательной кампании группы доверенных и преданных кандидату в президенты людей (избирательный штаб), которые впоследствии, если побеждает их кандидат, занимают ключевые посты в администрации президента, правительства.

Наконец, мы обратимся к ещё одному типу республики. Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Этот вид республики отличается наличием должности премьер-министра, избираемого или назначаемого парламентом. В данном случае правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Лидер партии, как правило, занимает пост председателя правительства. Президент принимает участие в формировании правительства только номинально. То есть, у президента есть формальные полномочия, однако на практике оказывает президент имеет меньшее влияние на осуществление государственной власти. Его политическое действие может быть реализовано только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них политическую ответственность[26].


Парламентская республика менее распространена, чем президентская республика, в частности, она принята в ФРГ, Финляндии, Индии, Турции и некоторых других странах мира.

Заключение

В завершении исследования «Формы правления прошлого и настоящего» можно сделать следующие выводы.

Основными и древнейшими формами правления являются монархия и республика. Монархия проделала очень длительный путь становления и последующей эволюции. Важно заметить, что монархия в прошлом отличалась следующими чертами: неограниченная власть монарха, полная свобода монарха от ответственности за принимаемые решения, полное отсутствие системы контроля за управлением государством, исключение народа из политической жизни. По мере развития идеи о разделении властей, демократических принципов в мире монархия начала меняться, трансформировалась в ограниченную монархию и конституционную монархию. Эти две формы правления, являющихся разновидностями монархии, отличаются тем, что не влекут на собой эксплуатацию народа, процветание одного класса, чьи интересы представляет и защищает монарх. Важно отметить положительные аспекты таких монархий – стабильность, наличие контроля на деятельностью монарха, наконец, монархии как форме правления удается на протяжении длительного периода времени сохранять спокойствие в обществе, что особенно важно в эпоху постоянных перемен и нестабильности. Доказательством необходимости и полезности монархии является наличие этой формы правления во многих государствах мира (например, Андорра, Бельгия, Великобритания, Испания, Монако, Дания, Швеция, Норвегия и т.д.).

Ещё одной древней формой правления является республика. Республиканская форма правления буквально выросла из идей философов и мыслителей, которые постоянно, в разные исторические эпохи, задумывались о проблеме справедливого государства. Но ключевым моментом республики, конечно же, является идея разделения властей, сформулированная Ш. Монтескье.

Республика как форма правления также имеет свои положительные и отрицательные стороны. Республиканская форма правления может успешно работать только в тех государствах, которые приняли идею разделения властей, где эта идея органично вошла в общественное политическое сознание. Вне всякого сомнения, республика весьма полезна для государств, находящихся в состоянии перестройки. Однако республиканская форма правления зачастую может повлечь за собой нестабильность в социальной и политической жизни, борьбу отдельных политических групп за власть, за общественное мнение, за право влиять на принятие важнейших политических решений. Исторический опыт показывает, что республика весьма привлекательна для общества, жаждущего политической свободы, однако в неумелых руках может стать оружием уничтожения политической и социальной стабильности государства.


Список литературы

  1. Авдеев Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2011. — № 4.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]
  3. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. 
  4. Морозова Л. А. Теория государства и права - М.: Изд. Эксмо, 2009.
  5. Пушкарев С. В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления // Современное право. — 2011. — № 7.
  6. Сумбатян Ю.Г. Монархия — традиционная форма государственности // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 1.
  7. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. - Изд-во: Городец, 2003.
  8. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. - М. : Юристъ, 1999.
  9. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве// Государство и право. - 1994 - № 1.

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

  2. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. - М. : Юристъ, 1999. С. 140.

  3. Морозова Л. А. Теория государства и права - М.: Изд. Эксмо, 2009. С. 65.

  4. Пушкарев С.В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления // Современное право. — 2011. — № 7. С. 18.

  5. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве// Государство и право. - 1994 - № 1. С. 109.

  6. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. С. 163.

  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

  8. Сумбатян Ю.Г. Монархия — традиционная форма государственности // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 1.

  9. Сумбатян Ю.Г. Монархия — традиционная форма государственности // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. — 2001. — № 1.

  10. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

  11. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

  12. Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. - Изд-во: Городец, 2003. С. 43.

  13. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

  14. Авдеев Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2011. — № 4. С. 12.

  15. Там же. С. 12-13.

  16. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

  17. Авдеев Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2011. — № 4. С. 13.

  18. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

  19. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

  20. Там же.

  21. Авдеев Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2011. — № 4. С. 14.

  22. Авдеев Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2011. — № 4. С. 14.

  23. Авдеев Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2011. — № 4. С. 14.

  24. Там же.

  25. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]

  26. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. [Ресурс локального доступа]