Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Основные формы правления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Данная работа посвящена формам правления прошлого и настоящего. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку форма правления – это один из ключевых элементов формы государства, от которого зависит развитие государства в целом. С древних времен складывались и формировались две основных формы правления – монархия и республика. Эти формы правления сильно отличаются друг от друга, но тем не менее, каждая из них имеет как положительные, так и негативные черты.

Таким образом, главная цель этой работы – подробно исследовать основные формы правления – монархию и республику.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие «форма государственного правления»;
  2. Исследовать нетипичные формы правления (так называемые смешанные формы правления);
  3. Изучить особенности монархической формы правления в прошлом и настоящем;
  4. Охарактеризовать республиканскую форму правления.

Глава 1. Общие сведения о форме государственного правления. Нетипичные формы правления

Определение понятия «форма государственного правления»

Формой государственного правления называется один из элементов формы государства, определяющий такие параметры, как система организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенция, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании[1].

В узком определении под формой правления подразумевают то, каким образом организованы высшие органы государственной власти. То есть, речь идет о способе организации верховной власти в государстве.

В широком понимании форма правления представляет собой способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Важно делать различие между формой правления и формой государственного устройства, политическим режимом, который принят в том или ином государстве. Отметим, что форма правления, форма государственного устройства, политический режим характеризуют государство, с их помощью можно описать в целом форму государства.

По форме правления государства делят на две группы:

- Монархии;

- Республики.

Монархия- это форма правления при которой полномочия верховной власти принадлежат одному человеку. При данной форме правления все высшие законодательные, исполнительные и судебные власти принадлежат монаху. За свою деятельность монарх не несет юридическую ответственность и не дает отчет о своих действиях.


Республика- это форма правления, при которой полномочие высших государственных органов осуществляют представительные выборные органы. Республики не имеют монарха. Все высшие представительные органы и должностные лица избираются на определенный срок. Они могут периодически изменяться и переизбираться. За свою деятельность они несут ответственность перед народом и несут конституционную, криминальную, гражданскую, административную и дисциплинарную ответственности. Республики делятся на три типа:

- Президентская республика

- Смешанная

- Парламентская

Форма правления демонстрирует нам, каким образом формируются высшие органы власти в государстве, какова их структура, на каких принципах основывается взаимодействие между государственными органами, верховной властью и обычными гражданами, в какой мере организация органов государства обеспечивает права и свободы граждан.

Форма правления – это самый древний элемент характеристики общего устройства государства. Начало изучения форм правления было положено ещё в Древней Греции.

В разные периоды исторического развития менялся сам смысл форм правления. К примеру, в аграрном обществе значение формы правления определялось, исходя из того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. В процессе разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу власть монархов значительно ослаблялась, тогда как стало появляться и укрепляться народное представительство. Все это привело к развитию форм правления. С процессом развития форм правления большее внимание стало уделяться не процессу передачи власти (наследственный, выборный), а организации отношений между главой государства, парламентом, правительством, разделению и балансу их полномочий, а именно, здесь подразумевается разделение властей.

В отечественной теории государства и права традиционно принято выделять в форме государства три наиболее важных элемента: форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, политический режим.

Форма правления дает представление о том, каким образом осуществляется правление, кто правит государством, в чьих руках сосредоточена государственная власть. Кроме того, по форме правления мы можем судить об устройстве, организации и функционировании в государстве государственно-властных структур (органов государства).

Очень важно отметить, что именно форма правления помогает наиболее полно теоретически осмыслить государство, четко понять, чем и как осуществляется государственная власть в государственно организованном обществе. Уже древние мыслители Аристотель и Платон предприняли попытку разработки классификации государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по критерию формы правления. Аристотелем были выделены следующие формы правления: республика, монархия, деспотия. То есть, в основе классификации Аристотеля представлены способы образования органов государств, их соотношение, приемы осуществления государственной власти. При разработке этой классификации Аристотелем были применены как количественные, так и качественные оценки, чтобы определить различные формы правления. кроме того, Аристотель также обозначил разновидности каждой формы правления, к примеру, демократической и аристократической республик, также мыслитель определил, на какой власти формы правления базируются: демократия (власть народа), аристократия (власть элиты, избранных), охлократия (власть толпы), геронтократия (власть умудренных, пожилых), олигархия (власть немногих) и т.д.[2]


На протяжении многих столетий политико-правовая теория стремилась выделить самые основные формы правления, выявить их характерные черты, систематизировать их. Большое внимание уделялось оценке и прогнозу развития государств с различными формами правления. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Локка, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, определить их истоки.

Несомненно, с развитием представлений о формах правления менялся и сам подход к их определению. Во времена Платона и Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась выявить причины, определяющие формы правления. Однако мыслители древней эпохи пытались главным образом описать разнообразные формы правления, а вот в XX веке в рамках марксистской теории в политико-правовой мысли была предпринята попытка определения формы правления в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическими основами, на которых зиждется жизнь общества и т.д.

В определении формы правления – одного из трех блоков формы государства – отечественная марксистская теория государства и права также выделяла как самый основной социально-классовый признак, характеризующий то или иное устройство государственной власти. Она определяла формы правления как внешнее выражение социально-классовой сущности, политического содержания данного государства, реального соотношения классовых сил. По этой схеме республика возникла в результате одного соотношения классовых сил, монархия – иного соотношения и т.д. Этим же соотношением объяснялась и возможность перехода от одной формы правления к другой без изменения классовой сущности государства[3].

Однако в рамках марксисткой теории не учитывались другие факторы, которые влияют на форму правления, в частности, речь идет об исторических традициях, национальной психологии, религиозном сознании, культурной среде, уровне идеологизации и политизации общества, экологических (географических) факторах и т.д. Кроме того, более глубокого изучения и анализа требовали юридические характеристики формы правления: структура, способы образования и правовое положение высших органов государства (главы государства, парламента, правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. То есть, в центре внимания должно было быть изучение реальной системы власти.

На современном этапе отечественная теория государства и права как наука, постепенно преодолевающая методологический кризис, связанный в общим кризисом марксистской концепции общественного развития, предлагает нам более глубокое и достаточно аргументированное понимание формы правления как одной из основных характеристик устройства государства. Кроме того, в теории государства и права представлена подробная классификация форм правления, также возможно уже спрогнозировать развитие форм правления, что очень важно в эпоху поисков наиболее эффективной формы организации и осуществления государственной власти. Особенно это актуально для нашей страны. Конечно же, современная теория государства и права учитывает и те факторы, которые ранее не учитывались: исторические традиции, национальная психология, религиозность и т.п.


Также важно отметить, что современная теория государства не отказывается от того ценного и позитивного, что было достигнуто на предыдущих этапах, а также более глубоко учитывает все то, что по вопросам государственного устройства было накоплено иными теоретическими государственно-правовыми школами. Однако она отказалась от различного рода упрощений и примитивизма в определении форм правления.

Следует также отметить, что в теории государства представлены только самые главные положения относительно форм правления, поскольку форма государства и её элементы более детально изучаются в рамках отраслевой науки государственного (конституционного) права.

Смешанные формы правления

Кроме основных форм правления, таких как монархия и республика, есть так называемые смешанные формы правления (нетипичные формы правления).

В первую очередь, можно выделить монархию с республиканскими элементами («республиканская монархия», выборная). В такой монархии присутствует основной признак республики - систематическая выборность главы государства, однако главой государства может стать только один из нескольких монархов, которые являются правителями частей, входящих в федерации. Остальные граждане государства не могут быть избранными. Такая форма правления на сегодняшний день представлена в ОАЭ и Малайзии, где имеется федеративное государственное устройство, при этом каждая из составных частей (7 эмиратов ОАЭ) или некоторые составные части государства (9 из 13 штатов Малайзии) - наследственные монархии. Формирование главы государства осуществляется путем выборов между монархами, которые возглавляют тот или иной субъект федерации. Очень важно заметить, что срок его полномочий оговорен четко (в этих государствах установлен срок 5 лет), и по истечении указанного срока полномочий избрание монарха вновь осуществляется[4].

Далее мы рассмотрим республику с монархическими элементами («монархическая республика», суперпрезидентская). Такая форма правления является порождением современного мира, причем, появилась она в условиях тоталитарных систем. Такая республика имеет один из важных элементов монархии - несменяемость главы государства. Избрание или назначение главы государства в такой республике носит сугубо формальный характер, поскольку народ в данном процессе не принимает участия. Кроме того, глава государства обладает неограниченными полномочиями, пожизненно правит, и даже в некоторых случаях может передать власть по наследству.


Впервые пожизненным президентом стал Сукарно в Индонезии, затем пожизненный пост стал занимать президент Югославии Тито, в настоящее время встречается в некоторых странах Азии и Африки (КНДР, Туркменистан при Ниязове, Гамбия)[5].

Теократическая республика (исламская республика) — особая форма республики, где правление осуществляется мусульманским духовенством. В этом типе республики сочетаются главные признаки традиционного исламского Халифата и признаки современного республиканского строя. В Иране в соответствии с Конституцией 1979 г. главой государства является Рахбар — высшее духовное лицо, которое избирает не население, а назначает специальный религиозный совет (Совет экспертов), состоящий из авторитетных богословов страны. Исполнительную власть возглавляет Избираемый президент является главой исполнительной власти, а законодательная власть сосредоточена в руках однопалатного парламента (Меджлис). Кандидатуру президента, а также всех членов правительства и кандидаты в депутаты Меджлиса утверждает Совет стражей конституции. Кроме того, этот Совет занимается проверкой законопроектов на предмет их соответствия исламскому праву, а также имеет право наложения вето на любое решение Меджлиса[6].

Глава 2. Основные формы правления

2.1. Монархия

В теории государства принято выделять две формы правления - монархию и республику.

Эти две формы правления различаются согласно юридическим признакам, которые им свойственны.

Монархическая форма правления – «власть одного, единовластие» - является очень древней формой правления. Зарождение монархии произошло ещё в эпоху раннефеодальных обществ, когда вся государственная власть была захвачена военачальниками, представителями семейных или соседских общин, предводителями дружин, главами династий, руководителями храмов, жрецами, организаторами тех или иных социальных классовых движений.

Основные признаки монархического правления:
- Вся власть в государстве принадлежит одному человеку- монарху. Он может образовать/отменить любые органы, все решения принимает от своего имени;
- У монарха свой титул (император, царь, король, фараон);
- Как правило, монарх получает власть по наследству;
- Народ не имеет отношения к формированию власти;
- Монарх может оставить свой пост только в случае отречения;
- Стабильность государственной власти;
- Беспартийность монаха;
- Прочность поста главы государства.