Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Основные формы правления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несомненно, монархическая форма правления имеет важные положительные аспекты. Прежде всего, наследственный характер власти при монархии помогает обеспечить легитимность (законность, принятие) каждого нового правителя, кроме того, это не только удобный, но и относительно стабильный способ перехода власти, он способствует сплоченности общества в трудных ситуациях, спокойствию в государстве. Монархия – это традиционная форма правления и система организации власти, которая пользуется уважением во всем мире. И даже после революций монархия неоднократно возрождалась, что говорит в пользу стабильности и полезности этой формы правления.

2.2. Республика

Республика или республиканская форма правления – это тоже древняя форма правления и государственной организации общества.

Республика заметно отличается от монархии в процессе образования органов власти. Она представляет иную форму правления, в ходе которой люди отдают предпочтение всем высшим органам государственной власти, так же эти органы могут формироваться общенациональным представительным учреждением. Народ обязан участвовать в формировании органов государственной власти. Это одно из важнейших свойств республиканской формы правления. Избрание республиканских органов власти осуществляется на определенный срок. Исключения делаются, но только для судебных органов в странах, где судьи в целях обеспечения их независимости избираются или назначаются пожизненно.

Уже в городах-государствах древней Месопотамии (IV-III тыс. до н.э.), как затем и в полисах Древней Греции, власть отличалась достаточно сложной структурой (городская община – собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре «зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом». Как правило, все граждане, имеющие полные права, принимали участие в собрании, кроме того, граждане города-государства, принимающие важные главные решения, занимались избранием совета для ведения дел в государстве. Иностранцы и рабы, как правило, не принимали участие в процессе государственного управления. Военачальники, предводители дружин служили совету, а также выполняли решения собрания»[14].

Республиканские формы правления определяются в зависимости от соотношения, взаимодействия тех или иных способов образования (избрания) собраний, советов. Однако в любом случае республика характеризуется выборными высшими органами власти, куда должны входить избранные представители народа. Эти органы имеют определенные полномочия, характерные для республиканской формы правления. Конечно же, республиканская форма правления может быть определена также историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п[15].


К примеру, древнегреческие республиканские формы правления возникли благодаря процессу внутреннего социально-классового развития античного общества, выросли из положения основных полисов Древней Греции, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца и т.д. В других регионах, а именно в некоторых городах-государствах Месопотамии, общинное земледелие определяло роль собрания и совета. Общинники-землевладельцы сами занимались организацией государственной власти, осуществляли её, исходя из собственных интересов.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки.

Республиканское правление отличается коллективностью. Все высшие органы государственной власти – собрания, советы и т.п. – сложны по своей структуре, наделены определенными, только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону. Решения, которые принимают высшие органы власти – законодательные, представительные, – чаще всего очень долго готовятся, подвергаются тщательному обсуждению и экспертизе. Голосование, как правило, определяет принятие того или иного решения. Решение считается принятым, если за его принятие проголосовало квалифицированное или простое большинство[16].

Республиканское правление основано подчас на принципе разделения единой государственной власти на ряд властей: законодательную, исполнительную и судебную.

Это означает, что различные органы государства выполняют разные функции по управлению государством. Парламент (народное собрание, национальная ассамблея, дума, верховный совет, конгресс и т.д.) принимает законы. Правительство и его органы (исполнительно-распорядительные органы) – выполняют законы, занимаются организацией их исполнения. Судебные органы контролируют процесс исполнения законов, привлекают к ответственности, если законы были нарушены.

То есть, органы республиканского правления имеют различные полномочия и сферы деятельности (речь идет о компетенции) по осуществлению единой государственной власти.

Важно обратить внимание на то, что все ветви единой государственной власти обладают властными полномочиями, т.е. принимают участие в процессе организации и обеспечения отношений «власти-подчинения» и соответствующих сфер государственной жизни. Кроме того, следует отметить, что, несмотря на разделение властей, все республиканские органы должны согласованно, системно, организованно осуществлять единую государственную власть, функционирование республиканских органов друг без друга не представляется возможным. К примеру, исполнительная власть занимается подготовкой проектов, а затем передает парламенту проекты законов, а судебная власть предотвращает нарушение этих законов[17].


Разумеется, достичь полного согласия в процессе работы всех ветвей власти не всегда представляется возможным. При разделении властей очень часто начинается борьба между представительными органами за полномочия, верховенство в системе единой государственной власти. Этот процесс в отечественной истории иногда называют «перетягиванием одеяла», и важно помнить о том, что в некоторых случаях этот процесс оборачивается плохими политико-правовыми последствиями. Борьба может носить острый и ожесточенный характер, персонифицироваться. В таком случае республиканские формы правления оказываются под угрозой.

Означает ли это, что республиканская форма правления не имеет серьезных преимуществ? Нет, достаточно привлекательным в республике является реализация принципа разделения властей.

Впервые идея разделения властей была глубоко, подробно разработана в фундаментальном труде «О духе законов» Ш. Монтескье (XVIII в.).

Ш. Монтескье удалось в идее разделения властей, которую предполагалось закрепить конституционно, выразить многие политические, экономические и нравственные требования прогрессивной буржуазии, перевести их на строгий политико-правовой язык, довести эти требования до четких юридических притязаний. По существу, «он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии»[18].

Идея разделения властей имела огромную значимость, так как способствовала созданию в сфере организации государства системы «сдержек и противовесов». Теперь народ мог контролировать процесс управления государством, соответственно, возможность диктатуры была исключена.

Кроме того, нормальная организация государственной власти на основе разделения полномочий ее органов, их баланса делает более эффективным процесс государственного управления, в частности, повышается качество законов и их исполнения, поскольку предложения, проработки и уточнения по проектам, предлагаемым исполнительной властью, производятся в парламенте, принимаются им в виде законов, исполняются правительством, а судебные органы их контролируют.

В целом, республиканская форма правления может успешно работать только там, где идея разделения властей уже давно принята общественным сознанием, где сложились в процессе социальной борьбы, исторического развития объективные предпосылки для процветания республики. В таком случае республика только помогает обеспечить стабильность государства, политико-правовое процветание общества. Там же, где республиканская форма правления внедряется в политически конфронтационные общества, она порождает социальную борьбу, политическое напряжение, и только в перспективе, при победе республиканских форм правления, демократии, может дать положительные результаты[19]. Пример – многие тоталитарные государства постепенно переходили к республиканской форме правления.


Однако в современных посттоталитарных государствах власть главы государства, как правило, президента очень значима, причем, отнести её к исполнительной или законодательной власти не всегда возможно. Власть президента в таких странах отличается самостоятельностью, она вытекает из самого статуса главы государства как гаранта конституции. Власть президента обеспечивается благодаря распределению полномочий между президентом и парламентом, между президентом и правительством, кроме того, его власть обеспечивается путем создания при президенте специальных органов (администрации, управления делами, комиссий, комитетов, аналитических центров, представителей и т.п.), которые содействуют президенту в осуществлении его полномочий главы государства, гаранта конституции. Не только администрация президента, но также и члены правительства готовят указы. Кроме того, члены правительства исполняют эти указы, если президент придает им юридическую силу[20].

На современном этапе развития общества большую роль в политической жизни играют СМИ. СМИ не только информируют население, но также и манипулируют общественным сознанием. При становлении республиканских форм правления с особенной ожесточенностью идет борьба за власть над СМИ, так как информация – это очень эффективное оружие в политической сфере.

Соответственно, правильно называть СМИ четвертой властью, так как они обладают возможностью управлять, манипулировать потоками информации в современном государстве. Очень важно, чтобы СМИ находились в балансе с другими тремя ветвями власти, в частности, это касается президентской власти, была подчинена все той же системе «сдержек и противовесов», служила народу, а не тем или иным политическим силам или отдельным политическим лидерам или финансовым группам. На сегодняшний день СМИ могут действовать, опираясь на правовые основы.

Таким образом, разделение властей позволяет на более высоком качественном уровне решать задачи, которые возложены на каждую из властей, а также предотвращать злоупотребление властью, осуществлять эффективный контроль за действиями государственных органов.

Республика сильно отличается от монархии в аспекте процесса образования органов власти. По своей сути республика представляет собой такую форму правления, при которой народ выбирает все высшие органы государственной власти, кроме того, эти органы могут формироваться общенациональным представительным учреждением. В разных странах функционируют различные избирательные системы, они, конечно, различаются по степени демократичности. Но народ обязательно принимает участие в формировании органов государственной власти. Это важнейшее свойство республиканской формы правления.


В республике избрание органов власти осуществляется на определенный срок. Исключения делаются только для судебных органов в странах, где судьи в целях обеспечения их фактической независимости избираются или назначаются пожизненно. В большинстве стран установлены дополнительные ограничения относительно того, сколько раз возможно избираться на определенную должность. То есть, в республиканской форме правления реализуется принцип сменяемости. Этот принцип предполагает, что у каждого человека, «как бы качественно он ни выполнял государственные обязанности, есть предел физических, психологических и интеллектуальных возможностей. Государственная же деятельность требует предельной самоотдачи»[21].

Должностные лица в республике ответственны в политическом плане, в частности, ответственность выражается в таких действиях, как досрочный отзыв (депутата), уход в отставку (правительства, министров), роспуск парламента, снятие с должности (судьи) и др. Благодаря четкому распределению компетенции между государственными органами можно установить, какое из звеньев государственного управления слабее и где нужно произвести замену должностного лица. В некоторых случаях анализ ошибок и просчетов позволяет понять, имели ли место злоупотребления со стороны тех или иных должностных лиц, и это дает основание для привлечения их дополнительно к юридической ответственности.

Для республики характерно рациональное, рассудочно-утилитарное восприятие населением государственной власти. В общественном сознании четко закреплен принцип формального равенства людей, солидарности и единства в государстве. Общество нуждается в стабильности и старается эту стабильность сохранить. Идея равенства дает возможность выдвинуть на должности любого гражданина, если по закону он не ограничен в своих правах. При республиканской форме правления сохранить и обеспечить свободу личности гораздо более эффективно, чем при монархической. Республиканская форма правления наиболее эффективно обеспечивает свободу личности, помогает соотнести свободу личности с правами, свободами и интересами других людей. Этот баланс реализуется в избирательной системе, защите прав и свобод каждого гражданина, прежде всего в судебной системе[22].

В современной практике государственного управления приняты и распространены два вида республиканской формы правления: президентская и парламентская.