Файл: Формы государственного устройства ( Государственное устройства как элемент формы государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Концепции были выделены следующие основные проблемы, вызванные демонтажем федерализма, унификацией и централизацией страны:

- блокировка развития местного самоуправления, его фактическое разрушение;

- подавление региональной и местной инициативы противоречивыми указаниями федеральных ведомств, вместо проведения единой федеральной политики, чрезмерная отчетность перед центром и мелочная регламентация;

- конфликт между установками Центра на развитие и одновременно на сохранение стабильности при помощи осуществления популистской политики, что тормозит любые реформы;

- происходит отток квазифицированных кадров из сферы управления, наблюдается рост коррупции в регионазьных органах власти;

- деградация региональных элит в условиях подавления их самостоятельности, приоритета лояльности над эффективностью, слом социальных лифтов. Яркие политики отторгаются системой;

- подавление политического плюразизма и представительства провоцирует рост националистических и популистских настроений;

- сохранение статус-кво не даст стране возможности перейти к постиндустриальным формам экономического развития.

Авторы раздела Стратегии делают следующий вывод: «Ограничение самостоятельности и подавление инициативы региональных и местных органов власти, деградация субнациональных элит, отчуждение населения от власти и рост протестных настроений происходят в условиях, когда развитие конкурентоспособных территорий, обеспечение в них высокого качества жизни становятся ключевыми факторами современного экономического роста». Без федерализма и местного самоуправления не будет развития регионов - а значит, и развития всей России - заключают авторы раздела.

При этом федерализация в обоих предложенных ими сценариях -умеренно-реформаторском и радикально-реформаторском - предполагает первоначальным условием политическую реформу. Что по-прежнему вступает в очевидное противоречие с интересами и представлениями федеральных элит, приверженных ставке на полную управляемость и лояльность.

Как известно, «Стратегия - 2020» так и не стала программой практических преобразований. В том числе и в области федеративных отношений, в части которых стратегия имела наиболее решительный и последовательный характер. Причиной неудачи, как выразился экс замминистра экономики РФ Михаил Дмитриев, стало «отсутствие политических возможностей для ее реализации».

Таким образом, можно считать общим мнением специалистов-экономистов и регионалистов, что современная централизация и унификация страны, концентрация ресурсов в центре и выкачивание ресурсов развития из регионов, превращение большинства из них в системы распределения социальной помощи населению, на что уходит основная часть их бюджетов, фактический запрет на инициативу, ликвидация региональной демократии и местного самоуправление, бедственное положение большинства городов -является не просто серьезным, но ключевым структурным препятствием для развития России. Как и то, что сегодня не существует политических и общественных условий для становления федеративной системы.


Для начала и осуществления реформ остается один путь. Это подготовка, публикация и настойчивое продвижение федералистской аргументации и программы для политического руководства страны, федеральных политических элит, руководства политических партий. Только если и когда они осознают ключевую важность федерализма для сохранения целостности страны и ее успешного развития, станет возможным движение по этому пути.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Среди множества ученых, правоведов такое понятие как форма государства понимается и трактуется весьма неоднозначно. Существует большое количество различных определений данного термина.

Некоторые авторы считают что, форма государства является системой, которую представляет верховная власть в государстве.

Таким образом форма государства это особый комплексный институт представляющий собой совокупность его высших признаков, определяющих порядок формирования и организацию высших органов государства, административно- или национально-территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления государственной власти.

Исходя из перечисленных в работе множество понятий о государственном устройстве можно, сделать вывод о том, что государственное устройство-это внутренняя территориальная организация государства, то есть это способ его разделения на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями.

Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- правовое положение этих частей и взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

Территориальное устройство современных государств включает в себя в основном модели унитарного государства и федерации, при этом количество вторых значительно меньше количества первых.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. -№ 31. - ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 43-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013. -№ 14. - ст. 1651.
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. -№ 42. - ст. 5005.
  4. Грачев Н.И., Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства: основные закономерности и тенденции развития: монография./ Н.И. Грачев -М: Изд-во ВИЭ , 2017.-468 с.
  5. Иванов В В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. 2016. №1. С. 92.
  6. Казаков В.И., Теория государства и права : учебник/научн.ред. Р.В. Шагиева, - Изд-во РААН, 2016.-362с.
  7. Карапетян Л. М. Федеративное устройство Российского государства: монография./ Л. М. Карапетян - М.: Норма. -2016,- 230 с.
  8. Кистяковскнй Л.Ф. Лекции по общему государственному праву: учебное пособие. - М.: 2016 - С. 190.
  9. Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право. - М,: Проспект, 2016. - 588с.
  10. Корельский В.М., Перевалов В.Д. Теория государства и права. - М: Норма, 2014. - 616с.
  11. Коркунов Н.М. Сравнительный очерк государственного права иностранных держав. Ч. 1. Государство и его элементы. - СПб.: «Типография М.М. Стасюлевича», 2017 - С. 163.
  12. Левада центр- аналитический центр. Статистические данные этнической принадлежности россиян // http://www.levada.ru/ режим доступа свободный
  13. Чиркин В. Е. Современное государство: монография. - М.: Юристь. - 2016 - С. 85.
  14. Чиркин В. Е. Современное государство: монография./ В. Е Чиркин -М.: Юрнсгь. - 2017 - 330 с.
  15. Шершневич Г.Ф .Общее учение о праве и государстве. - М.: «Тип. Т-ва И.Д. Сытина», 2016 - С. 159.