Файл: Формы государственного устройства ( Государственное устройства как элемент формы государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Россия как федеративное государство

2.1. Принципы федеративного устройства в Российском государстве

Основополагающие принципы устройства российского государства прописаны в статьях 4 и 5 главы 1 Конституции РФ, а самому федеративному устройству государства посвящена третья глава Конституции [1].

Раскроем принципы федеративного устройства в российском государстве более подробно.

Принцип государственной целостности в федеральном государстве означает, что, не смотря на относительную самостоятельность субъектов, государство остается территориально единым, а суверенитет распространяется по всей его территории. Также федерация обладает единым экономическим и правовым пространством, единой денежной единицей на всей территории федерации, и единым государственным языком.

Принцип единства системы государственной власти означает единство природы власти. Власть на всей территории федерации обладает однотипностью организации, как на федеральном, так и на региональном у ровнях, едиными целями и источниками, единой иерархией соподчинения государственной власти на всей территории государства.

Принцип равноправия и самоопределения народов, населяющих федеративное государство - Россию означает, что все субъекты федерации имеют равные права и свободы, а ущемление по национальной принадлежности или религиозному принципу не допускается. Так, в части 3 статьи 5 Конституции РФ сказано, что государство основано на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации». Термин «народ» в данном случае имеет несколько значений. Это представители конкретной этнической группы, населяющей различные субъекты Российской Федерации - татары, мордва, чуваши, различные диаспоры, так и одновременно все население, которое проживает в настоящее время на территории России без разделения на национальные или этнические принадлежности. Самоопределение народов не подразумевает возможность выхода их субъекта из состава Российской Федерации, поскольку это также противоречит Конституции РФ. Самоопределение в данном случае подразумевает право иметь собственные обычаи, праздники или национальные костюмы. С точки зрения права, самоопределение народа дает им возможность менять по своему усмотрению статус и название субъекта, в котором они проживают, объединяться с иными субъектами Российской Федерации по их взаимному волеизъявлению, или, наоборот, разъединяться. При этом все субъекты сохраняют свое равноправие юридического статуса.


Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и государственной власти в субъектах Федерации означает, что часть вопросов может решаться на местах и исходя из интересов субъекта. Как раз таки мера свободы в принятии решения на местах без вмешательства федеральной государственной власти и является самым выгодным признаком федеративного устройства в государстве для его субъектов.

Следует также обратить внимание, что понятия «разграничение предметов ведения» и понятие «разграничение полномочий (компетенций)» не являются тождественными. Предметы ведения Российской Федерации, или ее субъектов, или же муниципальных образований означают те сферы общественных отношений, где соответствующие органы государственной власти реализуют свое правовое регулирование. Когда же речь идет о полномочиях, это означает конкретные права и обязанности определенного органа публичной власти, которыми он обладает для решения задач и функций в рамках предмета своей деятельности. Если речь идет о компетенции, то необходимо подразумевать совокупность всех государственно-властных полномочий органа власти по определенному предмету ведения. Полномочия, равно как и компетенция - это свойства, которыми обладают только государственные органы и органы местного самоуправления и должностные лица.

Самые базовые принципы разграничения властных полномочий между центром и субъектами в Российской Федерации утверждены в Конституции РФ и детально раскрыты в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где сказано, что система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом [3].

При этом статья 1 выше указанного закона также повторяет вслед за Конституцией РФ основополагающие принципы осуществления деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К ним причислены:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;


г) единство системы государственной власти;

д) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

ж) самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

з) самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Данные принципы повторяются и перекликаются в разных законах для того, чтобы подчеркнуть их важность и незыблемость. Все государственное устройство федерации, как на федеральном, так и на региональном уровне должно быть подчинено данным принципам и следовать им в любой своей деятельности для поддержания грамотного подчинения и взаимодействия на всех этапах формирования федеративного государства и его субъектов.

2.2. Россия - особенное федеративное государство

Российская Федерация уже продолжительное время имеет статус самого обширного и протяженного государства на всей политической карте мира. Подобных России государств не было во всей истории. Кроме того, Россия объединяет под эгидой своего гражданства огромное количество населения, которое характеризуется самыми различными национальностями, традициями, обычаями и у каждого из них своя история. Россия объединяет самое большое количество субъектов, входящих в ее федерацию, и отдельно стоит выделить, что количество субъектов возрастает. Так, в 2014 году были присоединены Крым и Севастополь, что является гордостью для Российских граждан.

В составе населения страны «русские» составляют 85 процентов жителей, а остальные 15 процентов приходятся на многочисленных этнические группы, которые являются представителями зарубежных этносов.

Первой особенностью российского федерализма выступает как раз социальное содержание различных национальностей, которые одновременно олицетворяют и представляют государственное единство Российской Федерации. Это объединение и сплочение огромного количества народностей вокруг «русского» народа, который выступает базой и основой для многонационального федеративного российского государства. Естественно, подобный симбиоз народов отражается и на содержании федеративных отношений, и на его структуре. Но главное - это неукоснительное следование принципу равенства каждого из народов.


Второй особенностью в федеративном российском государстве является особое сочетание территориального и национального начал. Так, к примеру, до принятия Конституции России 1993 года субъектами в России признавались только национальные государства и национальные образования. В настоящее время к субъектам Российской Федерации также причислены края и города федерального значения, которые приравниваются к областям по предметам компетенции.

Третьей особенностью российского федерализма можно назвать сам возраст государства. Если считать от момента принятия Конституции 1993 года и установлению в ней основ государства как многонациональной демократической федерации, то России всего двадцать четыре года. Не смотря на то, что формально на федеративное устройство российское государство взяло направление политики после Великой революции 1917 года, все же реальное развитие и установление федерализма проводится только с 1993 года. Период с 1920 года и далее, до 1993 года для России характеризуются различными направлениями в политики, которые не всегда способствовали развитию федерализма в государстве. Так, в период с 1920 по 1930 года господствовал командно-административный метод управления государством, где жесткая централизация и тоталитарный режим оттеняли в значительной мере элементы федерализма в стране. Дальнейший период развития российского государства приходится на расцвет тоталитарного режима, который по своей сути никак не совместим с федеративной формой устройства государства. В данный период республики и края в составе СССР получили право на свободный выход из состава СССР, что и было сделано большинством субъектов, которые в настоящее время объединились в Содружество Независимых Государств (СНГ).

Четвертой особенностью российского федерализма можно считать то, что долгое время российское государство развивалось не как договорная федерация, а как конституционная. Этот факт довольно сильно влиял, а именно ограничивал самостоятельность субъектов федерации в РСФСР. При СССР в нашей стране субъекты союзных государств получили большую самостоятельность и права, но централизация сводила на нет принципы федерализма и проводило государство к унитарному типу устройства.

Россия в настоящее время проходит процесс преобразования из конституционной федерации в конституционно-договорную, что значительно расширяет сферы деятельности для решения дел внутри субъектов по своему усмотрению.

Пятой особенностью для современной России можно указать то, что федерализм для нашего государства является самой выгодной и приемлемой формой государственного устройства исходя из размахов территории нашего государства. Излишняя централизация приведет к ослаблению порядка в более отдаленных районах, а при унитарной форме государства невозможно уследить за всеми многочисленными субъектами и административными единицами внутри необъятной страны. На примере России очевидно, как федерализм выгоден для государства и как он является одновременно воплощением реализации демократии при осуществлении политики.


Таким образом, еще раз подчеркнем, что Россия - это уникальный пример единственной в своем роде истинной Федерации, которая является выгодной формой государственного устройства и, одновременно, можно заявить, что единственно возможной при параметрах и нюансах российского государства.

3. Вопросы федеративного устройства России

3.1. Вопросы разграничения предметов ведения в Российском государстве

Статья 11 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Вопрос о разграничении полномочий рассмотрен достаточно подробно, что же касается вопроса о разграничении предметов ведения, то это более сложный вопрос.

Предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации установлены статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации, дословно повторяющими соответствующие статьи Федеративного договора. Статья 73 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Перечень предметов ведения Российской Федерации определен в ст. 71 Конституции РФ как закрытый и, следовательно, не подлежит расширительному толкованию.

Предметы ведения субъектов РФ в федеральной Конституции четко не определяются. Конституция РФ закрепляет лишь отдельные сферы правового регулирования субъектов РФ: установление системы органов государственной власти (ч. 2 ст. 11,ч. 1 ст. 77), принятие конституций, уставов (ч. 1,2 ст. 66), установление государственных языков республик (ч. 2 ст. 68) и др. Поэтому по остаточному принципу сюда относятся все те вопросы, которые не вошли в первые две сферы (ст. 73 Конституции РФ), а это значит, что сфера правового регулирования субъектов РФ достаточно широка.